Гидромеханическая передача транспортного средства

 

О0 ИСАЙ И Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТЬРСКЬМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

< >998149

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 04.09.81 (21) 3334177/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл з

В 60 К 17/10

Гааударстаанный камнтет

СССР (53) УДК 629.113-585 2 (088.8) Опубликовано 23.02.83.. Бюллетень № 7

Дата опубликования описания 28.02.83 пв делам изобретений и аткрытий (72) Авторы изобретения

А. Н. Митяненко и Б. Ф. Доронин

Минский дважды ордена Ленина и ордена О

Революции автомобильный завод (71) Заявитель (54) ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается конструкции гидромеханических передач с гидрозамедлителем.

Известна гидромеханическая передача транспортного средства, содержащая два картера соответственно с размещенными в них блокируемым гидротрансформатором и коробкой передач, поддон, механизм управления, гидравлически соединенный с устройством блокировки гидротрансформатора, гидроцилиндрами включения фрикционных муфт, двухпозиционным распределителем и регулирующим клапаном регулятора тормоза-замедлителя и с напорной гидролинией приводимого от входного вала коробки передач гидронасоса гидротрансформатора передач, первый гидронасос, соединенный каналом с поддоном, передачи, откачивающий гидронасос с приводом от входного вала коробки передач, второй гидронасос с приводом от выходного вала, теплообменник, одна секция которого соединена каналами со сливной гидролинией откачивающего гидронасоса с гидробакам, а другая— с гидротрансформатором и всасывающей гидролинией гидронасоса гидротрансформатора, регулятор давления, один канал которого соединен через обратный клапан с напорной гидролинией первого гидронасоса, второй— с выходом второго гидронасоса, а -третий— с гидробаком, причем последний соединен каналами с всасывающими гидролиниями первого и второго гидронасосов. и со сливными каналами регулятора давления и откачивающего гидронасоса, пятилинейный двухпозиционный распределитель,. в котором два выхода содинены соответственно с гидробаком, и всасывающей гидролининей второго гидронасоса, а три других — с поддоном, напорной -гидролининей первого насоса и лопастями картеров передачи (1).

Недостатком гидромеханической передачи является невозможность получения плавного регулируемого по величине тормозного момента, так как при включении распредлителей тормоза-замедлителя весь поток рабочей жидкости направляется во внутренние полости картеров передачи и гидробак полностью осушается.

Целью изобретения является повышение надежности путем получения в режиме гид998149 роторможения плавного регулируемого по величине тормозного момента.

Указанная цель достигается тем, что в гидромеханической передаче регулятор тормоза-замедлителя снабжен дополнительно предохранительным клапаном, при этом последний и регулирующий клапан входными каналами соединены со сливной гидролинией откачивающего гидронасоса, а выходными — с гидробаком и внутренними полостями картеров передачи. о

На чертеже показана схема гидромеханической передачи.

Гидромеханическая передача включает гидротрансформатор 1 с механизмом 2 блокировки, помещенные в картере 3, коробку перемены передач в картере 4 с поддоном 5, входной 6 и выходной 7 валы.

Давление в передаче создается двумя гидронасосами, первым 8 и вторым 9, имеющими механические приводы от входного 6 и выходного 7 валов соответственно.

Из гидробака 10 по каналам 11 и 12 рабочая жидкость поступает к первому гидронасосу 8, а по каналам 13 и 14 через нормально открытый двухпозиционный пятилинейный распределитель 15 тормоза-замедлителя ко второму гидронасосу 9. Далее первый гидронасос 8 по каналам 16 и 17 через обратный клапан 18 и регулятор 19 давления, а второй гидронасос 9 через обратный канал 20 по каналу 21 подают ра. бочую жидкость через фильтр 22 в главную гидролинию 23, идущую к механизму 24 управления. Часть рабочей жидкости через дроссель 25 поступает в коробку перемены передач. Максимальное давление в главной гидролинии 23 ограничивается регулятором

19 давления, из которого избыточная жид- 3s кость по каналу 26 поступает в гидробак 10.

От механизма 24 управления отводятся каналы 27 и 28 управления регулятором 29 и распределителем 15 тормоза-замедлителя соответственно, канал 30 включения меха46 низма 2 блокировки гидротрансформатора, канал 31 подпитки гидротрансформатора, а также каналы 32, сообщающиеся с гидроцилиндрами (не показаны) включения фрикционных элементов (не обозначены) коробки перемы передач. 45

Рабочая жидкость через гидротрансформатор 1 по каналам 33, 34, 35 и каналу 36 теплообменника 37 прокачивается гидронасосом 38 гидротрансформатора с приводом от вала 6.

Рабочая жидкость из поддона 5 по гидролиниям 39, 40, 41 через коробочную секцию 42 теплообменника 37 и нормально открытый регулирующий клапан 43 регулятора 29 тормоза-замедлителя подается в гидробак 10 откачивающим гидронасосом 44 с приводом от вала 6.

Рабочая жидкость от первого гидронасоса 8 по каналам 16 и 45 подается к двухпозиционному распределителю 15. Каналом

46 распределитель соединен с поддоном 5 передачи, а каналом 47 — с внутренними полостями картеров 3 и 4 передачи.

Предохранительный клапан 48 регулятора 29 тормоза-замедлителя входным каналом соединен со сливной гидролинией 40 откачивающего гидронасоса 44 перед входом ее в регулирующий клапан 43 регулятора, а выходным каналом гидролинией 49 соединен с внутренними полостями картеров 3 и 4 передачи.

На сливной гидролинии 40 откачивающего гидронасоса 44 параллельно регулирующему клапану 43 регулятора 29 установлен дроссель 50.

При работающем двигателе давление рабочей жидкости в главной магистрали 23 создается первым гидронасосом 8. Второй гидронасос 9 работает на главную гидролинию 23 только на очень малых оборотах двигателя, когда давление жидкости в гидролинии 23 ниже рабочей величины. В основном второй гидронасос предназначен для заводки двигателя буксировкой; а на режиме гидроторможения — для обеспечения давления в главной гидромагистрали 23.

Управление тормозом-замедлителем осуществляется посредством механизма 24 управления, из которого по каналам 27 и 28 подается под давлением рабочая жидкость к торцам золотников регулирующего клала-. на 43 регулятора 29 и двухпозиционного распределителя 15.

Под воздействием давления происходит переключение золотника распределителя 15, при этом каналы 45 и 46 сообщаются с каналами 47 и 14, соответственно, а канал 13 закрывается, Жидкость от первого гидронасоса 8 по каналам 45 и 47 через распределитель 15 поступает во внутренние полости картеров 3 и 4.

По каналам 46 и 14 через распределитель

15 второй гидронасос 9 забирает жидкость из поддона 5 и подает ее в главную гидролинию 23 к механизму 24 управления, обеспечивая работу системы управления передачи на режиме гидроторможения.

Для обеспечения устойчивости работы системы управления передачей, заборник рабочей жидкости откачивающего насоса 44 в поддоне 5 находится выше заборника второго насоса 9 (заборники на схеме не обозначены).

Одновременно под воздействием переменного давления в канале 27 золотник регулирующего клапана 43 регулятора 29 тормоза-замедлителя перемещается и перекрывает частично или полностью, в зависимости от управляющего давления; сливную гидролинию 40 откачивающего гидронасоса 44.

В гидролинии 40 давление повышается,, предохранительный клапан 48 регулятора 29 открывается и рабочая жидкость по гидро998149

Формула изобретения линиям 49 поступает во внутренние полости картеров 3 и 4 передачи. Расход жидкости в гидролинии 49 зависит от степени открытия золотника регулирующего клапана 43, которая задается механизмом 24 управления.

Часть рабочей жидкости со сливной гидролинии 40 через дроссель 50 по гидроли. нии 41 поступит в гидробак 10 даже при полностью закрытом регулирующем клапане 43 регулятора 29 тормоза-змедлителя. В гидробаке 10 поступившая по гидролинии 41 жидкость смешивается с поступившей по гидролинии 26 регулятора 19 давления рабочей жидкостью и по каналу 11 поступает к первому насосу 8.

Поступившая по каналам 47 и 49 рабочая жидкость заполняет внутренние полости картеров 3 и 4 передачи. Вращающиеся детали гидротрансформатора и коробки перемены передач взаимодействуют с .рабочей жидкостью, в результате чего возникает тормозной момент на валу 7. Величина тормозного момента изменяется в зависимости от включенной ступени в коробке перемены передач, от того, заблокирован или разблокирован гидротрансформатор, но в основном зависит от объема заполнившей внутренние полости картеров 3 и 4 передачи рабочей жидкости.

Величина заполнения рабочей жидкостью внутренних полостей картеров передачи зависит от расхода жидкости в гидролинии 49.

Гидромеханическая передача транспортного средства разрабатывается на базе серийно выпускаемой гидропередачи

МАЗ вЂ” 543.

Предлагаемое изобретение позволяет повысить надежность гидромеханической передачи с тормозом-замедлителем за счет обеспечения плавно регулируемого по величине тормозного момента на выходном валу передачи.

Гидромеханическая передача транспортного средства, содержащая два картера соответственно с размещенными в них бло5 ! ю

15 зю

25 зо

45 кируемым гидротрансформатором и коробкой передач, поддон, механизм управления, гидравлически соединенный с устройством блокировки гидротрансформатора, гидроцилиндрами включения фрикционных муфт, двухпозиционным распределителем и регулирующим клапаном регулятора тормозазамедлителя и с напорной гидролинией при водимого от входного вала коробки передач гидронасоса гидротрансформатора; первый гидронасос, соединенный каналом с поддоном передачи, откачивающий гидронасос с приводом от входного вала коробки передач, второй гидронасос с приводом от выходного вала, теплообменник, одна секция которого соединена каналами со сливной гидролинией откачивающего гидронасоса и гидробаком, а другая — с гидротрансформатором и всасывающей гидролинией гидронасоса гидротрансформатора, регулятор давления, один канал которого соединен через обратный клапан с напорной гидролининей первого гидронасоса, второй — с выходом второго гидронасоса, а третий — с гидробаком, причем последний соединен каналами с всасывающими гидролиниями первого и второго гидронасосов и со сливными каналами регулятора давления и откачивающего гидронасоса, пятилинейный двухпозиционный распределитель, в котором два выхода соединены соответственно с гидробаком и всасывающей гидролининей второго гидронасоса, а три других — с поддоном, напорной гидролининей первого насоса и полостями картеров передачи, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем получения в режиме гидроторможения плавно регулируемого по величине тормозного момента, регулятор тормоза--замедлителя снабжен дополнительно предохранительным клапаном, при этом последний и регулирующий клапан входными каналами соединены со сливной гидролининей откачивающего гидронасоса, а выходными — с гидробаком и внутренними полостями картеров передачи.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2930283/27-11, кл. В 60 К 17/10, 23.05.80 (прототип).

998 49

Редактор А. Шандор

Заказ 1035/27

Составитель С. Белоусько

Техред И. Верес Корректор Г. Огар

Тираж 673 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Гидромеханическая передача транспортного средства Гидромеханическая передача транспортного средства Гидромеханическая передача транспортного средства Гидромеханическая передача транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидроприводам передвижения транспортных средств и может быть использовано в строительно-дорожном машиностроении

Гидрообъемный привод ходовой части транспортного средства, система автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, система кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства и гидромоторный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства // 2108507
Изобретение относится к гидрообъемному приводу ходовой части транспортного средства, системе автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, системе кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, гидромоторному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, предназначенному для самоходных машин

Изобретение относится к области транспорта и позволяет избавиться от механического ручного переключения передач в коробке передач при сохранении высокого КПД коробки передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидроходопреобразователям - устройствам для изменения и бесступенчатого регулирования скорости тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к лесному хозяйству и лесной промышленности, в частности к конструкциям энергетических средств

Изобретение относится к гидроприводам транспортных средств

Изобретение относится к области тракторного машиностроения, в частности к тракторам сельскохозяйственного назначения со всеми ведущими мостами

Изобретение относится к транспортному средству, в частности к механизму автоматической трансмиссии
Наверх