Устройство для уменьшения волнового сопротивления корпуса надводного судна

 

1. .УСТРОЙСТВО ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ВОЛНОВОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ КОРПУСА Н АДВОДНОГО СУДНА, содержащее носовой бульб, внутри которого в его носовой части расположен центробежный насос, причем ось канала водозаборника и ось вращения ротора этого насоса совпадают с продольной осью носового бульба, снабженного лопаточным отводным приспособлением, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности работы устройства, оно выполнено с кольцевым выходным каналом по всей окружности лопаточного отводного приспособления и с кольцевым уступом на передней части носового бульба, при этом наружный диаметр окружности кольцевого выходного канала и меньший диаметр упомянутого уступа составляют 0,3-0,9 максимального диаметра поперечного сечения бульба, а ширина кольцевого уступа равна 0,3-0,01 этого максимального диаметра. ,2. Устройство по п. 1, отличающееся , тем, что, концы лопаток отводного приспособления загнуты против направления вращения ротора. 3. Устройство по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что оно выполнено с несколькими секторными секциями с коническими на- . правляющими поверхностями, обращенными раструбами конусов этих поверхностей в сторону носа судна и установленными на У) кольцевом уступе с возможностью раздельного и . совместного перемещения вдоль продольной оси носового бульба. ю 1C 00 СП оо

„„SU„„1022858 А

С(лОЗ СОВЕТСНИХ

СОЦ1ИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК за-В 63 В 140 г

);,,..„..

:i «1

l. „ ",. "ъ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 2978288j27-11 (22) 26.06.80 (46) 15.06.83. Бюл. № 22 (72) В. П. Иванов и В. И. Рудась (53) 629.12:532.59.002.54 (088.8) (56) 1. Патент ФРГ № 1556835, кл. 65 h 25/46, опубли к. 29.03.67 (прототип). (54) (57) 1..УСТРОЙСТВО ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ВОЛНОВОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ КОРПУСА НАДВОДНОГО СУДНА, содержащее носовой бульб, внутри которого в его носовой части расположен центробежный насос, причем ось канала водозаборника и ось вращения ротора этого насоса совпадают с продольной осью носового бульба, снабженного лопаточным отводным приспособлением, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности работы устройства, оно выполнено с кольцевым выходным каналом по всей окружности лопаточного отводного приспособления и с кольцевым уступом на передней части носового бульба, при этом наружный диаметр окружности кольцевого выходного канала и меньший диаметр упомянутого уступа составляют 0,3 — 0,9 максимального диаметра поперечного сечения бульба, а ширина кольцевого уступа равна 0,3 — 0,01 этого максимального диаметра.

2. Устройство по п. 1, отличающееся, тем, что, концы лопаток отводного приспособления загнуты против направления вращения ротора.

3. Устройство по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что оно выполнено с несколькими секторными секциями с коническими на- . правляющими поверхностями, обращенными раструбами конусов этих поверхностей в g сторону носа судна и установленными на кольцевом уступе с возможностью раздельного и, совместного перемещения вдоль продольной оси носового бульба. C

1022858

1

Изобретение относится к судостроению а именно к устройствам для уменьшения волнового сопротивления корпуса надводного судна.

Известно устройство для уменьшения волнового сопротивления корпуса надводного судна, содержащее носовой бульб, внутри которого в его носовой части расположен центробежный насос, причем ось канала водозаборника и ось вращения ротора этого насоса совпадают с продольной осью носового бульба, снабженного лопаточным отводным приспособлением (1).

Однако управление этим устройством усложнено, что снижает эффективность его оаботы.

Цель изобретения — повышение эффективности работы устройства.

Эта цель достигается тем, что устройство для уменьшения волнового сопротивления корпуса надводного судна выполнено с кольцевым выходным каналом по всей окруж- 20 ности лопаточного отводного приспособления и с кольцевым уступом на передней части носового бульба, при этом наружный диаметр упомянутого уступа составляют

0,3 — 0,9 максимального диаметра поперечного сечения бульба, а ширина кольцевого уступа равна 0,3 — 0,01 этого максимального диаметра.

Кроме того, у такого устройства концы лопаток отводного приспособления загнуты против направления вращения ротора.

Устройство выполнено с несколькими секторными секциями с коническими направляющими поверхностями, обращенными раструбами конусов этих поверхностей в сторону носа судна и установленными на кольцевом уступе с возможностью раздельного 35 и совместного перемещения вдоль продольной оси носового бульба.

На фиг. 1 схематически изображено устройство с лопаточным отводным приспособлением, расположенным в кольцевом радиальном канале перед выходным сечением кольцевого выходного канала; на фиг. 2— разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — то же, с лопаточным отводным приспособлением, расположенным после выходного сечения кольцевого выходного канала; на фиг. 4— разрез Б — Б на фиг. 3.

Устройство для уменьшения волнового сопротивления корпуса 1 надводного судна содержит носовой бульб 2, расположенный на носовой части корпуса 1 и центробежный насос в носовой части бульба 2. Насос, в свою очередь, содержит ротор 3, водозаборник 4 и лопаточное отводное приспособление 5, расположенное или в кольцевом радиальном канале перед выходным сечением кольцевого выходного канала 6 (см. фиг. 1 и 2) или после выходного сечения канала 6 (см. фиг. 3 и 4), выполненного по всей окружности выходного канала ротора 3. Наружный диаметр окружности

2 канала 6 составляет 0,3 — 0,9 от максимального диаметра бульба 2. На передней части образующей поверхности бульба 2 выполнен кольцевой уступ, ширина которого составляет 0,3 — 0,01 максимального диаметра бульба 2, а меньший диаметр равен наружному диаметру окружности канала 6. Концы лопаток приспособления 5 загнуты против направления вращения ротора 3, при этом выходные кромки лопаток направлены по радиусу, а входные кромки — под углом к радиусу и по направлению потока, сходящего с ротора.

На кольцевом уступе бульба 2 установлена секторные секции 7 — 10 с коническими направляющими поверхностями, раструбом конуса каждая из них при этом обращена в сторону носа судна. Секции 7 — 10 с помощью гидроцилиндров 11 способны перемешаться раздельно или совместно вдоль продольной оси бульба 2. Ротор 3 имеет привод для вращения (не показан), который расположен внутри бульба 2.

При вращении ротор 3 выбрасывает воду с большой скоростью через канал 6.

Закрученный ротором поток воды, попадая на лопатки приспособления 5, приобретает радиальное направление. Кольцевой радиальный поток с большой скоростью увлекает за собой массы воды из окружающего пространства. Вследствие ограничения пространства со стороны бульба 2 уступом при отсосе масс воды кольцевым радиальным потоком статическое давление в пространстве уступа понижается, становясь меньше статического давления с другой стороны диска кольцевого радиального потока. Вследствие разности давлений кольцевой радиальный поток отклоняется в сторону уступа бульба

2, меняя дискообразную форму на конусообразную. Это еще сильнее ограничивает пространство для притока воды со стороны кольцевого уступа. давление на последнем падает еще больше, и кольцевой поток отклоняется к кольцевому уступу в еще большей степени. В конечном итоге, кольцевой радиальный поток, выходящий из канала 6, изменяет свое радиальное направление на продольное вдоль оси бульба 2, замыкая пространство кольцевого уступа кольцевым изогнутым потоком. При этом давление в кольцевом уступе может упасть до критического, и в пространстве этого уступа образуется кольцевая кавитационная каверна, давление в которой практически близко к нулю. Изогнутый кольцевой поток воды подсасывает из окружающей среды массы воды и гонит их с повышенной скоростью вдоль поверхности бульба 2 и корпуса 1 судна назад к его сужающейся кормовой оконечности, где в связи с расширением потока скорость падает.

Как известно, сопротивление формы и волновое сопротивление корпуса 1 надводного судна связаны с повышением давления на носовую оконечность корпуса 1, а

1022858

4-А юг.2 также с отрывом пограничного слоя у кормовой оконечности при образовании вихрей вследствие замедления скорости обтекания в пограничном слое.

Предлагаемое устройство понижает давление на носовую оконечность корпуса 1, одновременно ускоряя скорость в пограничном слое, предотвращает срыв пограничного слоя и образование вихрей, что значительно снижает сопротивление формы и волновое сопротивление корпуса 1 судна.

При выдвижении секций ? — 10 вперед к каналу 6, поток, выходящий из канала, отражаясь от конической поверхност и секций вперед, изменяет свое направление. При полном выдвижении всех секций кольцевой поток не присасывается к поверхности бульба 2 и направляется вперед под углом к продольной оси последнего. При этом возникает сила тяги, направленная назад вдоль оси бульба 2. При неполном выдвижении секций 7 — 10 кольцевой поток присасывает- 2о ся к поверхности бульба 2 по различной траектории в зависимости от степени выдвижения секций, что позволяет выбрать

4 оптимальный режим обтекания при различных скоростях движения судна. При выдвижении полностью вперед только одной секции 7 поток, выходящий из канала б в зоне этой секции, отклоняется в нос судна и отрывается от секции 7, при этом появляется упор, направленный в сторону, противоположную выдвинутой секции и действующий на носовую оконечность корпуса 1 судна, что обеспечивает его управляемость. В некоторых случаях для упрощения устройство может выполняться без водозаборника и лопаточного отводного приспособления.

Предлагаемое устройство может применяться в качестве основного движителя судна, при этом нет необходимости использовать гребной движитель.

По сравнению с известными судами значительное уменьшение сопротивления формы и волнового сопротивления корпуса судна обеспечивает повышение его скорости хода без роста общей мощности движительной установки, для движения с одинаковой скоростью требуется меньшая мощность такой установки.

1022858

Редактор И. Каса рда

Заказ 4132/10

Составитель А. Честной

Техред И. Верес Корректор Л. Бокшан

Тираж 460 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам Изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для уменьшения волнового сопротивления корпуса надводного судна Устройство для уменьшения волнового сопротивления корпуса надводного судна Устройство для уменьшения волнового сопротивления корпуса надводного судна Устройство для уменьшения волнового сопротивления корпуса надводного судна 

 

Похожие патенты:

Судно // 1020298

Изобретение относится к области судостроения и может найти применение в крыльевых системах быстроходных судов, а также лопастях гребных винтов

Катамаран // 1011438

Катамаран // 1009876

Катамаран // 2101207
Изобретение относится к водным средствам перемещения, а именно к плавсредствам для туризма, водного слалома и спортивного сплава по горным рекам

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования судов, применимых на неосвоенных транспортом реках

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования судов, применимых на неосвоенных транспортом реках

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования быстроходных пассажирских судов

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования быстроходных катеров

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования быстроходных катеров

Катамаран // 2106279

Изобретение относится к области судостроения и касается конструкции днища корпуса глиссирующей амфибии

Судно // 2108257
Изобретение относится к судостроению и касается конструирования транспортных катамаранов

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования быстроходных судов, оборудованных комплексов автоматических управляемых интерцепторов и движущихся в переходном режиме или в режиме глиссирования
Наверх