Способ формирования корпуса судна и устройство для его осуществления

 

1. Способ формирования корпуса судна , заключающийся в изготовлении борто/ / ://,л, 5 f W вой, палубной и днищевой секции, закреплении закладной секции во вращающемся кондукторе и образовании блока секций путем поворота кондуктора и подсоединения к закладной секции других секций, переборок и узлов насыщения, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности труда, в кондукторе закрепляют бортовую палубиую и днищевую секции, выравнивают относительно бортовой палубную и днищевую секции, к бортовой подсоединяют переборки, палубную секцию наклоняют, укладывают узлы насыщения и крепят их к днищевой секции, устраняют наклон палубной секции и образуют блок секций. 22 S /5

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК заец В 63 В 9/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К А ВТОРСКОМЪГ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

5 1 14 фиг. f

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3389167/27-1 1 (22) 14.12.81 (46) 30.06.83. Бюл. № 24 (72) В. С. Колесников и В. А. Медведев (53) 629.12.002.011:629.128.3:621.757 (088.8) (56) 1. Афанасьев А. С. и др. Технологические особенности постройки судов на зарубежных верфях. Л., «Судостроение», 1973, с. 91-92 (прототип). (54) СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПУСА СУДНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО

ОС УЩЕ СТВЛ ЕН ИЯ. (57) 1. Способ формирования корпуса судна, заключающийся в изготовлении борто..SU„„1025577 А вой, палубной и днищевой секции, закреплении закладной секции во вращающемся кондукторе и образовании блока секций путем поворота кондуктора и подсоединения к закладной секции других секций, переборок и узлов насыщения, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности труда, в кондукторе закрепляют бортовую палубную и днищевую секции, выравнивают относительно бортовой палубную и днищевую секции, к бортовой подсоединяют переборки, палубную секцию наклоняют, укладывают узлы насыщения и крепят их к днищевой секции, устраняют наклон палубной секции и образуют блок секций.

1025577

2. Устройство для осуществления способа, формирования корпуса судна, содержашее ферму с кондуктором, размещенную в круговом элементе, установленном на роликовых опорах, соединенном с приводом и снабженном стопором, захваты-фиксаторы для секций, смонтированные с возможностью перемещения, толкатели для продольных перемещений секций и прижим для их обжатия, отличающееся тем, что, с целью повышения производительности труда, ферИзобретение относится к судостроению, в частности к формированию корпусов для судов.

Известен способ формирования корпуса судна, заключаюшийся в изготовлении бортовой, палубной и днишевой секций, закреплении закладной секции во врашаюшемся кондукторе, образовании блока секций путем поворотов кондуктора и подсоединения к закладной секции других секций, переборок и узлов насыщения.

Устройство для осуществления известного способа содержит ферму с кондуктором, размещенную в круговом элементе, установленном на роликовых опорах, соединенном с приводом и снабженном стопорром, захваты-фиксаторы для секций, смонтированные с возможностью перемещения, толкатели продольных перемешений секций и прижимы обжатия (1) .

Однако изготовление судна характеризуется низкой производительностью труда в результате большого количества пригоночных работ из-за сложности контроля за выполнением многих операций.

Цель изобретения — повышение производительности труда.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу формирования корпуса судна, заключающемуся в изготовлении бортовой, палубной и днишевой секций, закреплении закладной секции во вращаюшемся кондукторе и образовании блока секций путем поворотов кондуктора и подсоединения к закладной секции других секций, переборок и узлов насыщения,, в кондукторе закрепляют бортовую секцию, выравнивают палубную и днишевую секции относительно бортовой, к которой подсоединяют переборки, палубную секцию наклоняют, укладывают узлы насыщения и крепят их к днишевой секции, устраняют наклон палубной секции и образуют блок секций.

35 ма выполнена эксцентричной Ч-образной формы и снабжена разъемом, кондуктор выполнен со съемными подвижными рамами с проемами для вышеуказанных прижимов.

3. Устройство по и. 2, отличающееся тем, что ферма снабжена направляющими, на которых установлены с возможностью перемещения балки для крепления на них вышеуказанных захватов-фиксаторов.

Устройство для осуществления способа формирования корпуса судна, содержащее ферму с кондуктором, размещенную в круговом элементе, установленном на роликовых опорах, соединенном с приводом и снабженном стопором, захваты-фиксаторы для секций, смонтированные с возможностью перемещения, толкатели для продольных перемещений секций и прижимы для их обжатия, ферма выполнена эксцентричной

Ч-образной формы и снабжена разъемом, кондуктор выполнен со съемными подвижными рамами с проемами для прижимов.

Ферма может быть снабжена направляюшими, на которых установлены с возможностью перемещения балки для крепления на них захватов-фиксаторов.

На фиг. 1 схематично изображены ферма и блок секций при начальном этапе формирования корпуса; на фиг. 2 — ферма и блок секций при конечном этапе формирования корпуса.

Блок секций состоит из бортовой секции

1, принятой в качестве закладной секции, днишевой секции 2, палубной секции 3, по меньшей мере двух поперечных переборок

4, деталей россыпи 5 и узлов 6 корпусного насышения, состоящих из пиллерсов, раскосов, книц .и бракет. Детали, узлы и секции изготовлены в чистый размер с допустимыми минусовыми отклонениями.

Устройство для осуществления предлагаемого способа состоит из круговых элементов 7, установленных в углублении фундамента на роликовые опоры 8, привода 9 для разворота устройства в обе стороны от среднего положения, принятого за исходное. V-образная ферма 10 выполнена на длину блока и установлена на круговом элементе 7 со смещением эксцентрично в сторону проема. Опорные рамы 11-15 прикреплены к V-образной ферме 10 и образуют универсальный кондуктор. Рельс 16, закрепленный на одной плоскости фермы

10 между рамами 11-13, служит продолже1025577 нием путем построечного места при наклоне устройства в сторону этой плоскости на направляющих 17, размещенных вдоль плоскости монтажного паза 18 и установленных с возможностью перемещения балки 19, снабженной захватами-фиксаторами 20.

Стопорное устройство 21, содержащее автоматику отключения привода и гашения энергии вращения кругового элемента 7, и упор

22 для точной установки кругового элемента 7 в одном из трех основных положений.

По меньшей мере два прибора 23 (например лазерные) для задания плоскостей монтажных стыков 24 и плоскости монтажного паза 18 предназначены для контроля при сборке блока секций со стопорением круговых элементов в одном из основных положений с наклоном на 90 от исходного положения.

Рамы 11-13 универсального кондуктора прикреплены к ферме неподвижно, рамы

14 и 15 — с возможностью перемещения на заданное расстояние, обеспечивающее достаточный зазор между опорными поверхностями рам 14 и 15 и блоком секций при его удалении на тележках (не показаны) из устройства.

Перемещение рамы 14 обеспечивается, например, с помощью винтовых домкратов

25, а точное возвращение в исходное положение — с помощью ограничителей 26.

Рама 15 смонтирована с возможностью разворота на угол 20-30 вокруг шарниров

27 с помощью гидроцилиндров 28 при выдвинутых штоках гидроцилиндров 29, соединенных с основанием шарниров 27, и с возможностью перемещения на заданное расстояние при втягивании штоков гидроцилиндров 28 и 29, при этом нижний торец рам 15 скользит основанием шарниров 27 по направляющим 30. Отверстия в основании шарниров 27, в которые заводятся цапфы штоков гидроцилиндров 29, выполнены овальными для обеспечения самоустановки . рам 15 относительно углового соединения секции 1 и 2 блока при развороте.

Точная установка рамы 15 при настройке кондуктора обеспечивается ограничителями

31 со стопорами 32 и ограничителями 33, которые выполнены подпружиненными.

Рамы 11-15 расположены вдоль монтажных стыков 24 блока секций, а рамы 11 и

15 снабжены дополнительно вдоль монтажного паза 18 фиксаторами 34 и прижимами

35.

Круговой элемент 7 имеет гнезда 36 для установки устройства в исходное положение и гнезда 37 и 38 для установки устройства с наклоном на 90 в обе стороны от исходного положения, в которые входят упоры 22 стопорного устройства 21, гидрдстанцию и балласт грубой стабилизации устройства (не показаны).

Опорные элементы рам 11.-13 и 15 выполнены с проемами 39, в которых смонтированы приспособления для крепления переставных прижимов 40.

Привод 3 разворота устройства выполнен, например, в виде лебедки, к барабану которой закреплены тросы, охватывающие свободными концами круговой элемент 7 в обе стороны от привода 9 и прикрепленные к нему таким образом, что обеспечивается разворот по меньшей мере на 90 в обе стороны исходного положения (кон10 струкция привода не показана). Для установки узлов 6 корпусного насыщения устройство снабжено регулируемыми фиксирующими опорами 41, крепление которых осуществляется за набор секции 1 или за ранее установленные узлы корпусного насы15 щения 6

Фиксаторы 34, установленные по теоретическому положению плоскостей монтажных стыков 24 и монтажного паза 18, задаваемых приборами 23, снабжены толкателями (не показаны) винтового типа для точной установки секций, выполненных с минусовыми допусками, и получения общих минимальных отклонений собранного блока секций.

В соответствии с предлагаемым спосо25 бом устройство разворачивают в исходное положение, для чего с помощью привода

9 поворачивают круговые элементы 7, свя- занные фермой, до западания упоров 22 стопорного устройства 21 в гнезда 36 каждого кругового элемента 7. Домкратами

30 25 выдвигают раму 14 до упора в ограничители 26.

С помощью крана (не показан) на раму

14 укладывают бортовую секцию 1, выравнивают по фиксаторам 34 и прикрепляют к раме 14 прижимами 35 по монтажным

35 стыкам 24. Результатом данной операции является точное фиксирование стыковых кромок обшивки бортовой секции 1 и устранение общих упругих деформаций секции перед установкой днищевой 2 и палубной

3 секций. С помощью гидроцилиндров 28 и 29 устанавливают раму 15 в исходное положение, при этом штоки гидроцилиндров

29 выдвигают на полный выход .и перемешают шарниры 27, с которыми соединена рама 15, по направляющим 30 до упора в

4 ограничители 33, а штоки гидроцилиндров

28 выдвигают раму 15 до упора в ограничители 31 и закрепляют в приданном положении стопорами 32.

Краном подают днищевую секцию 2, ориентируют относительно плоскостей мон50 тажных стыков 24 по фиксаторам 34 рам

11-13, затем относительно плоскости монтажного паза 18 по фиксаторам 34, временно прикрепляют секцию 2 к раме 13 прижимами

35, выводят упоры 22 из гнезд 36 и поворачивают устройство 7 на 90 при ослабленных стропах, соединяющих секцию с гаком крана, до западания упоров 22 стопорного устройства 21 в гнезда 37. В нижнем положении отсоединяют такелажные стро1025577

50 пы, окончательно выравнивают секцию 2 по ограничителям 33, используя толкатели, и закрепляют по стыкам 24 в пазу 18 прижимами 35, после чего. соединяют секции 1 и 2 между собой по обшивке и набору и возвращают устройство в исходное положение.

Выполнение операций по предлагаемоиу способу позволяет секции, изготовленной в чистый размер, установить с минимальными отклонениями относительно теоретических плоскостей монтажных стыков 24 и монтажного паза 18 корпуса судна, обеспечивая, таким образом, возможность механизированной сборки блоков на стапеле без удаления припусков (скрытых припусков), а допустимые погрешности изготовления по набору и обшивке перенести на внутриблочное соединение секций борта 1 и днища 2, выполнение которого производится в удобном положении в кондукторе.

Аналогично днищевой секции 2 подают, выравнивают и закрепляют временно секцию палубы 3, поворачивают устройство на 90 до западания упоров 22 в гнезда

38, выравнивают по фиксаторам 34 и закрепляют прижимами 35, контролируют приборами 23 взаимное положение 1-3 и соединяют по обшивке в удобном положении секции 1 и 3. Отдают стопоры 32 закрепления рамы 15 к ограничителям 31 и, втягивая штоки гидроцилиндров 28 при выдвинутых штоках гидроцилиндров 29, поворачивают раму 15 с палубной секцией 3 вокруг шарниров 27 в сторону близлежащей плоскости фермы 10, после чего выводят упоры 22 из гнезд 38 и возвращают устройство в исходное положение.

По разметке, выполненной на балках

19, с помощью захватов-фиксаторов 20 переборки 4 прикрепляют к балкам 19, краном подают переборки 4 в блок секций и устанавливают балками 19 на направляющие 17, выравнивают по вертикали относительно секций 1-3 с помощью подвижных балок 19, закрепляя их на направляющих

17, после чего соединяют переборки 4 с бортовой секцией 1 и в местах прилегания с днищевой секцией 2. На набор бортовой секции 1 устанавливают регулируемые фиксирующие опоры 41, настраивают и закрепляют. Краном подают узлы 6 корпусного насыщения с установленными фиксирующими опорами 41 следующего яруса и укладывают на фиксирующие опоры нижнего яруса.

После выравнивания временно раскрепляют секции днища 2, подают краном связанные с помощью фиксирующих опор 41 узлы

6 корпусного насыщения верхних ярусов, 5

45 устанавливают не ранее установленные регулируемые фиксирующие опоры, с помощью гидроцилиндров 28 возвращают раму 15 в исходное положение до упора в ограничители 31, закрепляют стопорами 32 и временно прикрепляют узлы 6 к секции днища 2.

Поворачивают устройство на 90 (до западания упоров 22 в гнезда 37) с помощью прижимов 40, устанавливаемых в проемы

39 рам 15, окончательно сближают секции палубы 3 и днища 2 с переборками 4 и узлами корпусного насыщения, с помощью регулируемых фиксирующих опор 41 выравнивают узлы 6, соединяют конструкции между собой прихватками, устанавливают детали россыпи по днищевой секции 2 и к переборкам 4. Возвращают устройство в исходное положение, удаляют краном фиксирующие опоры 41, поворачивают устройство в сторону палубной секции 3, устанавливают в удобном положении детали россыпи по палубной секции 3 и к переборкам

4, после чего выполняют сварку блока секций с подкантовкой, сначала по палубной секции 3, затем по бортовой секции 1 и днищевой секции 2, подводят тележки по рельсам 16 под блок секций, домкратами 25 отводят раму 14, гидроцилиндрами 28 и 29 после отведения стопоров 32 поднимают раму 15, пересаживают блок секций на тележки и выводят из устройства.

Использование предлагаемого способа и устройства для изготовления блоков секций корпуса обеспечивает рост производительности труда в 1,5 — 1,8 раза за счет сокращения до минимума пригоночных работ при соединении секции и установке корпусного насыщения, выполнения операций по сборке и сварке в удобном положении, упрощения операций ориентирования и точного базирования секций перед сборкой по фиксаторам с применением прижимов, механизации сборочных операций и автоматической сварки.

Применение предлагаемого способа и устройства для изготовления блоков секций в допусках создает благоприятные условия для механизации работ по сборке корпуса судна, снижения объема пригоночных работ на стапеле, составляющих до 30О/о от полного объе ма корпусных работ, ожидается увеличение на 5-10О/о объема сварочных работ за счет несколько больших допустимых зазоров.

Ожидаемый экономический эффект от применения способа и устройства на предприятии при постройке судового корпуса упрощенной формы в год 10,0-15,0 тыс. руб.

1025577

55 34 19 ?б 20

Составитель И. Кузнецов

Редактор Н. Стащишииа Техред И. Верес Корректор О. Билак

Заказ 4476/12 Тираж 460 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий 113035, Москва, )K — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ формирования корпуса судна и устройство для его осуществления Способ формирования корпуса судна и устройство для его осуществления Способ формирования корпуса судна и устройство для его осуществления Способ формирования корпуса судна и устройство для его осуществления Способ формирования корпуса судна и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, к устройствам для нанесения эластичного покрытия на корпусы и корпусные конструкции судов и изделий химического и транспортного машиностроения

Изобретение относится к технологии судостроения, а именно к способам изготовления и спуска на воду железобетонных наплавных блоков

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при стыковке частей корпуса крупнотоннажного сооружения на плаву

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при постройке на плаву корпусов плавсооружений

Изобретение относится к технологии судостроения и судоремонта, касаясь сборки корпусов судов из частей, стыкуемых и соединяемых на плаву

Изобретение относится к судостроению, в частности к технологии сборки корпусов судов из легких сплавов

Изобретение относится к судостроению и касается проектирования корпусов, например, подводных скоростных аппаратов цилиндрической или сигарообразной формы и с уменьшенным сопротивлением воды их поступательному движению

Изобретение относится к судостроению и, в частности, к созданию устройств для герметизации стыков соединяемых частей гравитационной платформы на плаву

Изобретение относится к области судостроения, в частности к способам сборки стыкуемых частей корпуса судна на плаву

Изобретение относится к судостроению и касается создания оборудования, предназначенного для изготовления корпусных конструкций и, в частности, для сборки и электроприхватки балок продольного и поперечного направлений с полотнищами
Наверх