Транспортное средство с активным прицепом

 

ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С АКТИВНЫМ ПРИЦЕПОМ содержащее дышло из двух взаимно перемещающихся частей для связи прицепа с тягово-сцеп-ным устройством транспортного средства , карданную передачу для связи вала отбора мощности транспортного средства с приводом ведущей оси прицепа , трубопроводы источника давления воздуха и устройство выравнивания скоростей транспортного средства и прицепа, включающее в себя датчик , отличающееся teM/ что, с целью улучшения тягово-эксплуатационных характеристик автопоезда путем оптимизации величин кинематического рассогласования скоростей прицепа и транспортного средства, оно снабжено воздухоподводящим устройством/ связанньзм упомянутыми трубопроводами с источником Дсшления воздуха и представляющим собой трехпозиционный гшпарат с электромагнитами управления, ВЕЯХОДЫ которого соединены через предохранительные клапаны с камерами шин, упомянутый датчик установлен на одной из частей . дышла и представляет собой корпус, на внутренней поверхности которого выполнены последовательно токопроводящий , диэлектрический и токопроводящий участки, и расположенный внутри корпуса стержень с токопроводящим участком на одном конце для взаимодействия с токопроаодящими участками корпуса при наличии рассогласования скоростей прицепа и транспортного средства, другой конец которого через двуплечий рычаг связан с другой частью дышла, а устройство выравнивания скоростей дополнительно включает в себя два (О канала преобразования сигнала рассогласования , каждый из которых состоит из последовательно подключенных элемента зещержки, вход которого соединен с соответствующим токопроводящим участком корпуса датчика, двухвходового элемента И, мультивибратора , усилителя, выход которого подключен к обмотке соответствующего электромагнита управления трехпозиционным аппаратом, и инвертора, вход которого соединен с выходом усилителя 4 выход - с другим входом двухвходового элемента И другого канала, при этом ширина диэлектрического участка в корпусе датчика больше длины токопроводящего участка стержня .

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

WWg

PEQAYSЛИН з р B 62 D 59/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

fl0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPbfTMA

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН И

Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21). 3410314/27-11 (22) 22. 03. 82 (46) 15 08.83. Бюл. Р 30 (7 2 ) 3.И. Бартошевич, Е.A. Романчик и В.Ф. Чабан (71) Белорусский ордена Трудового

Красного Знамени политехнический институт (53) 629.113 ° 585.2(OSS. 8) (56) 1. Заявка Японии 9 47-10326, кл. В 62 D 59/04, 1972 (прототип) . (54) (57) ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С

AKTHBHHM GPH1IEIIOM> содержащее дышло из двух взаимно перемещающихся частей. для связи прицепа с тягово-сцепным устройством транспортного средства, карданную передачу для связи вала отбора мощности транспортного средства с приводом ведущей оси прицепа, трубопроводы источника давления воздуха и устройство выравнивания скоростей транспортного средства и прицепа, включающее в себя датчик, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью улучшения тягово-эксплуатационных характеристик автопоезда путем оптимизации величин кинематического рассогласования скоростей прицепа и транспортного средства, оно снабжено воздухоподводящим устройством, связанным упомянутыми трубопроводами с источником давления воздуха и представляющим собой трехпозиционный аппарат с электромаг» китами управления, выходы которого..SU„„4 41 А соединены через предохранительные клапаны с камерами шин, упомянутый датчик установлен на одной из частей дышла и представляет собой корпус, на внутренней поверхности которого выполнены последовательно токопроводящий, диэлектрический и токопроводящий участки, и расположенный внутри корпуса стержень с токопроводящим участком на одном конце для взаимодействия с токопроводящими участками корпуса при наличии рассогласования скоростей прицепа и транспортного средства, другой конец которого через двуплечий рычаг связан с другой частью дышла, а устройство выравнивания скоростей дополнительно включает в себя два канала преобразования сигнала рассогласования, каждый из которых состоит из последовательно подключенных элемента задержки, вход которого соединен с соответствующим токопроводящим участком корпуса датчика, двухвходового элемента И, мультивибратора, усилителя, выход которого подключен к обмотке соответствующего электромагнита управления трехпозиционным аппаратом, и инвертора, вход которого соединен с выходом усилителяр а выход - с другим входом двухвходового элемента И другого канала, при этом ширина диэлектрического участка в корпусе датчика больше длины токопроводящего участка стержня.

1034941

Изобретение. относится к транспортным средствам, а именно к прицепам с ведущими колесами и может быть использовано н сельскохозяйственном машиностроении.

Известно транспортное средство - 5 с активным прицепом, содержащее дышло иэ двух взаимно перемещающихся частей.для связи прицепа с тягово-. сцепным уотройством транспортного средства, карданную передачу для свя- 10 эи вала отбора мощности транспортного средства с приводом ведущей оси прицепа, трубопроводы источника давления воздуха и устройство выравнивания скоростей транспортного средст-15 . ва и прицепа, включающее в себя датчик El J.

Недо от атками известного ав топое зда являются большие потери и недостаточная эффективность в оптимизации кинематического рассогласования скоростей транспортного средства и прицепа.

Цель изобретения - улучшение тягово-эксплуатационных характеРистик антопоезда путем оптимизации величин кинематического рассогласования скоростей прицепа и трансПортного средств а.

Поставленная .цель достигается тем, что транспортное средство с активным прицепом, содержащее дышло из двух взаимно перемещающихся частей для связи прицепа с тягово-сцепным устройством транспортного сред ства, карданную передачу для связи вала отбора мощности транспортного. средства с приводом ведущей оси прицепа, трубопроводы источника давления воздуха и устройство вйравнивания скоростей транспортного средст- 40 ва и прицепа, включающее в себя датчик, снабжено воэдухоподводящим устройством, связанным. упомянутыми трубопроводами с источником давления воздуха и представляющим собой трех- 45 позиционный аппарат с электромагнитами управления, выходы которого соединены через предохранительные клапаны с камерой шин, упомянутый датчик установлен на одной из частей дышла и представляет собой корпус, на внутренней поверхности которого выполнены последовательно токопроводящий, диэлектрический и токопроводящий участки, и расположенный в%утри корпуса стержень с токопроводящим участком на одном своем конце для взаимодействия с токопроводящйми участками корпуса при наличии рассогласования скоростей прицепа и транспортного средства, другой ко- О0 нец которого через днуплечий рычаг связан с другой частью дышла, а устройство выравнивания дополнительно включает в себя два канала преобразования сигнала рассогласования,каж- 65 дый из которых состоит,из последовательно подключенных элементов задержки, вход которого соединен с соответствующим токопроводящим участком корпуса датчика, двухнходового элемента И, мультивибратора, усилителя, выход которого подключен к обмотке соответствующего электромагнита управления трехпозиционным аппаратом, и инвертор, вход которого соединен с выходом усилителя, а выход с другим входом двухвходового элемента И другого канала, при этом ширина диэлектрического участка в корпусе датчика больше длины токопрово-. дящего участка стержня.

На чертеже схематично изображен прицеп в сцепке с тягачом.

Прицеп 1 с ведущей осью, связанный с валом отбора мощности тягача

2 карданной передачей (не показано), сцеплен с тягачом при помощи дышла

3, состоящего из двух взаимно перемещающихся частей 4 и 5, связанных друг с другом через пружины 6 и 7.

К части 4 дьпала прикреплен датчик 8 различия скоростей тягача и прицепа, чувствительный элемент 9 которого соединен через коромысло 10 с частью

5 и содержит контакт 11, соединенный с источником тока (не показано).

В .корпусе датчика 8 расположена бесконтактная зона 12 нейтрального по- ложения, а также имеются контакт 13 с выходом 14 превышения скорости. тягача над скоростью прицепа и контакт 1 5 с выходом 16 превышения скорости прицепа над скоростью тягача.

Прицеп снабжен воздухоподводящим устройством к шинам, которое содержит трубопровод 17 с установленным на нем предохранительным клапаном

18 максимального давления, соединяю-. щий источник 19 давления с шинами

20 и 21, и трубопровод 22 c,ïðåäîõранительным клапаном 23 минимального давления, соединяющий шины с атмосферой. Трехпозиционный аппарат, например, золотник 24 управления воздухоподводящим устройством содержит электромагнит 25 отпирания трубопровода 17 и. электромагнит 26 отпирания трубопровода 22.. Выходы 14 и

16 датчика соединены двумя последонательными цепями, состоящими из элементов 27 и 28 задержки, двухвходовых элементов 29 и 30 И, связанных с этими цепями через первые вход, мультинибраторов 31 и 32 и усилителей 33 и 34, с этими электромагнитами. Кроме того, выход усилителя 33 соединен через иннертор 35 со вторым входом элемента 29 И, а выход уси лителя 34 соединен через инвертор

36 со вторым входом элемента 30 И.

Во время движения тягача 2 с при- . цепом 1, вниду кинематического рассогласования их ведущих осей, возни1034941 кающего вследствие изменения нагруз;хи и условий движения, возможны два случая: колеса прицепа проск аль зывают, т.е. скорость тягача превышает скорость прицепа и колеса прицепа пробуксовывают, т.е. скорость прице, па превышает скорость тягача.

В первом случае часть 5 дышла 3 перемещается относительно части 4, вместе с прицепом удаляясь от тягача, После преодоления некоторого усилия, определяемого жесткостью пружины, часть 5. дышла перемещается настолько, что контакт 11 чувствительного элемента 9, связанного с этой частью через коромысло 10, замыкается с контактом 13 датчика.

Электросигнал с выхода 14 идет через элемент 27 .задержки, первый вход двухвходового элемента 29 И, мультивибратор 31 и усилитель 33 к элект- 20 рбмагниту 25 золотника 24. После срабатывания электромагнита отпирается трубопровод 17, возрастает давле.ние в шинах 20 и 21 и соответственно увеличиваются радиусы колес прицепа, что приводит к повышению его скорости. В результате этого, а также под .действием пружины 7, часть 5 дышла перемещается в направлении тягача.

Контакты 11 и 13 размыкаются. Через некоторое время, определяемое мультивибратором 31, подача сигнала .прекращается и трубопровод 17 оказывается запертым, а контакт 11 чувствительного элемента 9 датчика устанавливается s бесконтактной зоне 12 нейтрального положения. После этого радиусы колес прицепа соответствуют оптимальной величине кинематического рассогласования осей тягача и прицепа для данных условий движения и - 40 нагрузки, причем значение этой величины зависит от выбора и регулировки пружин 6 и 7, расположения контактов датчика 8, настройки элементов 27 и 28 задержки и мультивибраторов 31 и 32, в результате чего прицеп может двигаться, например, постоянно с некоторым проскальзыванием, что необ-ходимо для обеспечения безопасности движения.

Во втором случае часть 5 дышла 3 перемещается из установившегося (соответствующего оптимальному рас" согласованию осей) положения, приближаясь к тягачу. Аналогично первому случаю замыкаются контакты 11 и 15 и элвктросигнал с .выхода 16 через элемент задержки 28, первый вход двухвходовогс» элемента 30 И, мультивибратор 32 и усилитель 34, поступает на электромагнит 26 золотника

24. Трубопровод 22, связывающий шины с атмосферой, отпирается. С уменьше-.. нием давления в шинах 20 и 21 умень-. шается радиус колес, что приводит к уменьшению скорости прицепа. Часть

5 дышла перемещается в сторону от прицепа и контакты 11 и 15 размыка« ются. После прекращения выпуска воз духа радиусы колес снова соответст1вуют оптимальному кинематическому рассогласованию осей тягача и прице« йа. Такой процесс повторяется всякий раз при изменении их условий движения !. или нагрузки. Инверторы 35 и 36 вместе с элементами 29 и 30 И пред-назначены для исключения возможного одновременного срабатывания двух электромагнитов 25 и 26 золотника

24 в результате случайных колебаний частей 4 и 5 дышла 3. В случае выхода давления в шинах за допустимые пределы срабатывают предохранительные клапаны 23 и 18 минимального и максимального давлений соответственно.

/.

Оптимизация величины кинематичес кого рассогласования ведущих осей тягача и прицепа позволяет существенно уменьшить износ шин, увеличить долговечность деталей и узлов транс" миссии, Пс предварительным расчетам, за счет улучшения тяговосцепных качеств, расход топлива тягача с прицепом должен сократиться на 2-53.

1034941

Составитель A. Хабаров

Техред A.Áàáèíåö " КорректорМ. Демчик

Редактор, A. Хнмчук

Заказ 5736/17

Тираж 647 Подписное

BHHHGH Росударственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

--------1и филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Транспортное средство с активным прицепом Транспортное средство с активным прицепом Транспортное средство с активным прицепом Транспортное средство с активным прицепом 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к приводам ведущих мостов прицепов автопоездов

Автопоезд // 2083421
Изобретение относится к безрельсовым транспортным средствам и может быть использовано в конструкциях автопоездов и других транспортных средств, предназначенных для эксплуатации на грунтовых дорогах, в условиях пересеченной местности и бездорожью

Изобретение относится к области тракторного сельскохозяйственного машиностроения

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению

Изобретение относится к тракторному и сельскохозяйственному машиностроению , а именно к тяговым полуприводным машинам

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, а именно к устройствам регулирования окружных скоростей мобильного энергетического средства

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, в частности к приводам ведущих мостов прицепных транспортно-технологических машин
Наверх