Коробка передач

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

3(Я) F 16 Н 3/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ПАТЕНТУ (21) 2923905/25-28 (22) 06.05.80 (31) A-3462/79 (32) 09. 05. 79 (33) Австрия (46) 15.08.83. Бюл. 9 30 (72} Ханс Гетт, Йозеф Риттер, Fep.хард Риттер и Клаус Риттер (Австрия) (71) ЭФГ Энтвиклюнгс-унд Фервертунгсгезельшафт мбХ. (Австрия ) .

{ 53) 621. 833(088. 8), (56) 1. Патент Чехословакии Р 74083, кл. 47 и 12, 1944 (прототип) . (54) (57) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ, содержащая корпус, установленные в нем неподвижно в осевом направлении ведущий и ведомый валы с двумя зубчатыми колесами на каждом, два промежуточных вала, на каждом из которых установлены по два зубчатых колеса, находящихся в постсунном зацеплении с соответствующими двумя зубчатыми, колесами ведущего и ведомого валов, и фрикционное сцепление для переключения передач, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью уменьшения габаритов коробки передач, промежуточные валы установлены соосно один другому и каждый из них состоит из

„„SU „„1036255 A двух коаксиальных частей, а именно из наружной части и внутренней части с центальным отверстием, при этом две однородные концентрические части обоих промежуточных валов установлены в корпусе неподвижно, а обе другие части независимо одна от другой могут аксиально перемещаться внутрь из положения покоя,. фиксируемого с помощью пружин, фрикционное сцепление состоит из центрального диска, установленного с возможностью перемещения в осевом направлении и с возможностью вращения в центральных отверстиях внутренних частей промежуточных валов, и четырех дисков, параллельных центральному диску, с выступающими в сторону центрального диска краевыми зонами, зти диски жестко установлены на об- : у ращенных друг к другу концах наружных и внутренних частей промежуточных валов, в нейтральном положении передачи расстояние между краевыми зонами дисков сцепления, расположен ных на акскально перемещаемых частях промежуточных валов, больше, чем .расстояние между краевыми зонами а

:дисков сцепления, расположенных ©Ъ на аксиально неподвижных частях

3Я промежуточных валов. (:д

1036255

Изобретение относится к машин. строению.

Известна коробка передач, содержащая корпус, установленные в нем неподвижно ведущий и ведомый валы с двумя зубчатыми колесами на каждом, два промежуточных вала с зубчатыми колесами, находящимися в зацеплении с зубчатыми колесами ведущего и ведомого валов, и фрикционные сцепления для переключения передач (1.). Целью изобретения является уменьшение габаритов коробки передач.

Поставленная цель достигается тем, что в коробке передач, содержащей корпус, установленные в нем 15 неподвижно в осевом на равлении ведущий и ведомый валы с двумя зубчатыми колесами на каждом, два промежуточных вала, на каждом из которых установлены по два зубчатых 2О колеса, находящихся в постоянном зацеплении с соответствующими двумя зубчатыми колесами ведущего и ведомого валов, и фрикционное сцепление для переключения передач,,промежуточ- 25 ные валы установлены соосно один другому и каждый из них состоит иэ двух коаксиальных частей, а именно иэ наружной части и внутренней части с центральным отверстием, при этом две однородные концентрические части обоих промежуточных валов установлены в корпусе неподвижно., а обе другие части независимо одна от другой могут аксиально пеРемещаться внутрь из положения покоя, фиксируемого с по— мощью пружин, фрикционное сцепление состоит из центрального диска, установленного с возможностью перемещения в осевом направлении и с возможностью вращения в центральных отверстиях 4О внутренних частей промежуточных валов, и четырех дисков, параллельных центральному диску, с выступающими в сторону центрального диска краевыми зонами, эти диски жестко установлены 45 на обращенных друг к другу концах наружных и внутренних частей промежуточных валов, в нейтральном положении передачи расстояние между краевыми зонами дисков сцепления, рас- 5О положенных на аксиально перемещаемых частях промежуточных валов, больше, чем расстояние между краевыми зо-: нами дисков сцепления, расположенных на аксиально неподвижных частях 55 промежуточных валов.

На фиг. 1 показана коробка передач с аксиально перемещаемыми внутренними частями промежуточных валов, разрез по валам;на фиг.2 - то же,c акси- 60 ально перемещаемыми наружными частями промежуточных валов.

Коробка передач содержит корпус 1,, в котором неподвижно в осевом направлении установлены ведущий 2 и ведомяй65

3 валы с двумя зубчатыми колесами

4, 5 и 6, 7 на каждой соответственно. Параллельно валам 2-и 3 в корпусе 1 установлены два промежуточных вала, каждый иэ которых состоит иэ двух коаксиальных частей — наружной

8, 9 и внутренней 10, 11 соответственно, причем внутренние части 10 и 11.выполнены с центральными отверстиями 12 и 13. На каждой иэ частей промежуточных валов закреплены зуб.— чатые колеса 14, 15, 16.и 17, находящиеся в постоянном зацеплении с соответствующими зубчатыми колесами 4,5, 6 и 7 ведущего 2 и ведомого 3 валов.

Однородные части промежуточных валов установлены либо неподвижно в осевом направлении, либо подвижной (по фиг. 1 неподви>кно установлены наружные части 8 и 9, а подвижновнутренние части 10 и 11; по фиг.2— наоборот). Подвижные части промежуточных валов связаны с поршнями 18 и 19 цилиндров 20 и 21 и фиксируются в нейтральном положении пружинами

22 и 23, Коробка передач содержит также фрикционное сцепление, состоящее из центрального диска 24, установленного с воэможностью осевого перемещения и вращения в центральных отверстиях

12 и 13 внутренних частей 10 и 11 промежуточных валов, и четырех дисков 25, 26, 27 и 28, жестко установленных на концах частей промежуточных валов, обращенных друг к другу параллельно центробежному диску 24.

Диски 25, 26, 27 и 28 снабжены выступающими в сторону центрального диска 24 краевыми рабочими зонами

29, 30, 31 и 32 соответственно.

Коробка передач снабжена дополнительно паразитной шестерней 33, а зубчатое колесо 17 выполнено в виде блока из двух шестерен 34 и 35, который установлен на внутренней час ти 11 промежуточного вала с возможностью осевого перемещения.

В нейтральном положении расстояние между краевыми зонами 29 и 30 дисков 25 и 26 (фиг. 1) или между зонами 31 и 32 дисков 27 и 28 (фиг. 2 ) больше расстояния между зонами 31 и 32 дисков 27 и 28 (фиг. 1) или между зонами 29 и 30 дисков 25 и

26 (фиг. 2 ).

Коробка передач (фиг. 11 работает следующим образом.

При подаче давления в оба цилиндра

20 и 21 поршни 18 и 19 с внутренними частями 10 и 11 промежуточных валов перемещаются навстречу друг другу и диски 25 и 26 сжимают центральный диск 24 °

Передача момента происходит от вала 2 через колеса 4 и 14, диски

25, 24 и 26, колеса 17 и 7 на вал 3.

1036255

27 _#_ 28

Йа.f

При сбросе давления в цилиндре 20 и подаче давления в цилиндр 21 поршень 18 с частью 10 промежуточного. вала и диском 25 под действием пружины 22 возвращаются в исходное положение, а поршень 19 с внутренней .частью 11 и диском 26, преодолевая сопротивление пружины 23; перемещаются еще дальше, в результате чего диск 26 прижимается к диску 24 и перемещает его до упора в диск 27: наружной части 8 промежуточного вала.

Передача момента в этом случае происходит от вала 2 через колеса

5 и 15, диски 27, 24 и 26, колеса 17 и 7 на вал 2.

При сбросе давления в цилиндре 21 и подаче давления в цилиндр 20 поршень 19 с внутренней частью 11 и диском 26 под действием пружины 23 возвращаются в исходное положение, а поршень 18 с внутренней частью 10 и диском 25, преодолевая сопротивление пружины 22, перемещается до тех пор, пока диск 25, перемещая диск

24, не прижмет его к диску 28, Тогда передача момента происходит от вала 2 через колеса 4 и 14, диски 25, 24 и 28, колеса 16 и 6 ва вал 2.

При отсутствии давления в цилнндрах 20 и 21 коробка находится в нейтральном положении.

Работа коробки передач (фиг. 2) осуществляется аналогично, только при осевом перемещении блока колес

15, 17 может быть осуществлена либо прямая передача от шестерни 35 к колесу 7, либо передача заднего хода от шестерни 34. через паразитную шес- терню 33 к колесу 7.

Описанная коробка передач компактна и проста s управлении.

Составитель Л; Фомичев

Редактор Л. Алексеенко Техред М. Надь Корректор В. Бутяга

Заказ 5870/63 Гираж 925 Подписное

ННИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, K-35, Раушская наб.,д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач 

 

Похожие патенты:

Привод // 1025943

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к созданию точного прямолинейного движения точки

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных, грузоподъемных и прочих машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных, грузоподъемных и прочих машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к системам передач

Изобретение относится к общему машиностроению и автомобилестроению, в частности к силовым передачам с автоматической регулировкой скорости вращения приводимого элемента

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в различных его областях, например, в станкостроении, где требуется использовать широкий диапазон частот вращения выходного элемента привода без усложнения какой бы то ни было (например, электрической или гидравлической) системы машин

Изобретение относится к общему машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности в трансмиссиях механических передач транспортных средств
Наверх