Ведущий мост транспортного средства, его варианты

 

1. Ведущий мост транспортного средства , содержащий главную передачу, включающую ведущее и ведомое зубчатые колеса, колесные передачи, по крайней мере одна из которых выполнена планетарной, причем ведомое колесо главной передачи установлено соосно валу, связывающему ведущие щестерни колесных передач, и движители , отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, снижения металлоемкости и повыщения проходимости транспортного средства, ведомое колесо главной передачи установлено на валу свободно исвязано с водилом одной из колесных передач, а эпицикл данной колесной передачи жестко связан с соответствующим движителем. СЛ 1C СЛ I&1 Фкг.}

„„SU„„1049275 A

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

3(SU В 60 К 17/16

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ;: ::,::::--,:..1

Н ASTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3383584/27-11 (22) 25.01.82 (46) 23.10.83. Бюл. № 39 (72) Н. И. Афанасьев, Е. Е. Богдашич, В. А. Дьяченко и В. В. Михайлов (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН Белорусской CCP (53) 629.113-587 (088.8) (56) 1. Руководство по эксплуатации комбайна КСК-100. Минск, «Ураджай», 1979.

2. Автомобиль МА3-500 и его модифика-. ции. Минск, «Полымя», 1970, с. 58.

3. Авторское свидетельство СССР № 882109,.кл. В 60 К 17/16, 1975 (прототип). (54) ВЕДУЩИЙ МОСТ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА И ЕГО ВАРИАНТЫ (57) I. Ведущий мост транспортного средства, содержащий главную передачу, включающую ведущее и ведомое зубчатые колеса, колесные передачи, по крайней мере одна из которых выполнена планетарной, причем ведомое колесо главной передачи установлено соосно валу, связывающему ведущие шестерни колесных передач, и движители, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, снижения металлоемкости и повышения проходимости транспортного средства, ведомое колесо главной передачи установлено на валу свободно и- связано с водилом одной из колесных передач, а эпицикл данной колесной передачи жестко связан с соответствующим движителем.

1049275

2. Ведущий мост транспортного средства, содержащий главную передачу, включающую ведущее и ведомое зубчатые колеса, колесные передачи, по крайней мере одна из которых выполнена планетарной, причем ведомое колесо передачи установлено соосно валу, связывающему ведущие шестерни колесных передач, и движители, отличающийся тем, что, с целью повышения проходимости транспортного средства путем обеспечения режима блокирования, ведомое колесо главной передачи установлено на валу свободно и связано с водилом одной из колесных передач, и эпицикл данной колесной передачи жестко связан с соответствующим движителем, а главная передача снабжена дополнительной парой зубчатых колес, установленных соосно ведущему и ведомому колесам

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к конструкциям ведущих мостов транспортных самоходных средств.

Известны конструкции ведущих мостов транспортных средств, содержащих главную передачу, представляющую зубчатую пару, шестерен чатый дифференциальный механизм симметричного типа, расположенный между планетарными бортовыми передачами, ведущим элементом которых является солнечная шестерня, а ведомым водило (1).

Преобразование крутящего момента, помимо коробки передач, осуществляется в главной передаче и бортовых планетарных редукторах. Дифференциальный механизм ведущего моста распределяет подводимый к нему крутящий момент между выходными валами и позволяет им вращаться с неодинаковыми скоростями.

Недостатком этой конструкции является сравнительно невысокая проходимость транспортного средства, оснащенного мостом, из-за наличия в центральной части дифференциального механизма, что существенно увеличивает габариты моста и уменьшает дорожный просвет.

Известна также конструкция ведущего моста автомобилей, которая включает одинарный центральный редуктор и две бортовые передачи. Принятая конструктивная схема, преобразовав крутящий момент в гипоидной главной передаче, позволяет разделить его в центральном редукторе и направить далее на бортовые передачи.

Увеличение крутящего момента на колесах передачи, причем одно из колес дополнительной пары установлено с возможностью соединения с соответствующим валом, а другое закреплено на валу жестко.

3. Мост по п. 2, отличающийся тем, что для обеспечения равенства скоростей движителей при блокированном приводе, передаточное число дополнительной пары равно соотношению:

Р (1- !саед ) tr

1 Р где P — основной параметр планетарного ряда, используемого в качестве дифференциала;

i ред — передаточное число редуктора другой колесной передачи; — передаточное число главной передачи.

2 достигается путем передачи вращения с солнечной шестерни, соединенной с полуосью, через сателлиты с нейодвижно закрепленными осями водила на эпициклическую шестерню, присоединенную к ступице ведущего колеса (2).

Величина дорожного просвета для этой конструкции, а следовательно, и проходимость машины в значительной степени обусловлена наличием в центральной части моста дифференциального механизма.

Известен ведущий мост транспортного средства, содержащий главную передачу, включающую ведущее и ведомое зубчатые колеса, колесные передачи, по крайней мере одна из которых выполнена планетарной, причем ведомое колесо главной передачи установлено соосно валу, связывающему ведущие шестерни колесных передач, и движители (3).

В первом случае при незаблокированном дифференциальном механизме крутящий момент равномерно распределяется от главной передачи на упомянутые планетарные ряды. При этом коническая шестерня, соединяющая полые валы, имеет возможность вращения, а передаваемая каждым ведущим колесом моста касательная сила тяги равна и обусловлена сцепными качествами ведущего колеса, находящегося в менее благоприятных по сцеплению зп с дорогой условиях. При этом распределение моментов и возможность изменения угловых скоростей ведущих колес достигаетея за счет кинематики планетарных механизмов бортовых передач и равновесия

1049275 з (или поворота) одного полого вала относительно другого.

В случае блокировки конической шестерни оба полых вала (эпицикла) блокируются на корпус, и поскольку ведущий вал является общим для обоих бортовых передач, осуществляется блокировка ведущего моста.

40 где P — основной параметр планетарного ряда; 45

i ред — передаточное число редуктора; .

iq — передаточное число главной передачи.

На фиг. 1 представлена кинематическая схема ведущего моста без механизма блокировки; на фиг. 2 — то же, с механизмом 50 блокировки ведушего моста.

Ведущий мост содержит главную передачу, состоящую из ведущей 1 и ведомой 2 шестерен. Последняя жестко соединена с водилом 3 дифференциального механизма, выполненного на основе планетарного ряда колесной передачи. На осях водила 3 установлены с возможностью врашения са55

Недостатком известной конструкции является малый дорожный просвет из-за нал :чия сравнительно громоздкого редуктора главной передачи в центральной части моста, обусловленного введением достаточно прочной конической шестерни для блокировки полых валов.

Цель изобретения — упрощение конструкции, снижение металлоем кости и повышение проходимости транспортного средства.

Указанная цель достигается тем, что в ведущем мосте транспортного средства, содержащем главную передачу, включающую ведущее и ведомое зубчатые колеса, колесные передачи, по крайней мере одна из которых выполнена планетарной, причем ведомое колесо главной передачи установлено соосно валу, связываюшему ведущие шестерни колесных передач, и движители, ведомое колесо главной передачи установлено на валу свободно и связано с водилом одной из колесных передач, а эпицикл данной колесной передачи жестко связан с соответствующим движителем.

Для блокирования привода введена дополнительная пара зубчатых колес, установленных соосно ведушему и ведомому колесам главной передачи, причем одно из колес дополнительной пары установлено с возможностью соединения с соответствуюшим валом, а другое закреплено 35 на валу жестко.

Кроме того, для обеспечения равенства скоростей движителей при блокированном приводе передаточное число дополнительной пары равно соотношению:

4 теллиты 4. Солнечная шестерня 5 планетарного ряда неподвижно смонтирована на валу 6; на этом же валу установлена ведомая шестерня 2 с возможностью свободного вращения. Эпицикл 7 планетарного ряда жестко закреплен на ведушем элементе 8 движителя 9. В свою очередь вал 6 связывает жестко солнечную шестерню 5 с ведушим элементом 10 бортовой передачи. Бортовая передача может быть выполнена как планетарной, так и вальной, в зависимости от нагруженности элементов и требуемого передаточного числа.

Выходной вал колесной передачи 1 связан с ведущим элементом 12 движителя 1.

Если мост снабжен механизмом блокировки, то на валу 6 жестко монтируется ведомый элемент 14 дополнительной зубчатой пары, шестерня 15 которой установлена на валу 16 с возможностью блокировки на последней посредством зубчатой муфты 17.

Ведущий мост работает следующим образом.

Вариант без блокировки.

Крутяший момент, преобразованный в коробке передач транспортного средства, через вал 16, закрепленную на нем ведущую шестерню 1 главной передачи подается на ведомую шестерню 2 (водило 3). При этом сателлит 4 распределяет нагрузку в зависимости от момента на движителе 13 на эпицикл 7, далее на ведущий элемент 8 движителя 9, а также на солнечную шестерню 5. Последняя при прямолинейном движении машины и равенстве моментов на движителях 9 и 13 вращается быстрее за счет того, что крутящИй момент от движителя 13 преобразуется в колесной передаче 11.

При возрастании крутящего момента на одном из движителей сателлит 4 начнет совершать ускоренное или замедленное движение. Сила тяги ведушего моста обусловлена сцепными качествами движителя, находящегося в менее благоприятных условиях по сцеплению с грунтом, поскольку суммирование моментов, преобразованных в бортовых передачах, осуществляется в водиле 3.

Вариант с блокировкой.

Муфта 17 блокирует шестерню 15 на вал 16, следовательно, с шестерней 1.

При этом крутяший момент передается на движитель 13 по следующей силовой цепи: шестерня 15 — ведомый элемент 14— вал 6 — колесная передача 11 — движитель 13. Крутящий момент передается на движитель 9 через солнечную шестерню 5 и водило 3, поскольку последнее связано с валом 16 через передачу. Для фиксированной величины частоты вращения вала 16 величина частоты вращения эпицикла 7

1049275

После преобразования (1- Р )=«-Р)

1ред 1р

Составитель С. Белоусько

Редактор А. Козориз Техред И. Верес Корректор В. Гирняк

Заказ 8323!14 Тираж 675 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

5 будет также постоянная, так как солнечная шестерня 5 и водило 3 вращаются с частотами, непосредственно зависящими от частоты вращения вала 16.

Необходимым условием нормального функционирования механизма блокировки является равенство угловых скоростей колес. Это достигается равенством передаточных чисел силовых цепей: ведущий элемент 15 — движитель 13 и ведущая шестерня 1 — движитель 9.

Определим требуемое соотношение между передаточным числом дополнительной пары (15 — 14) 1д, передаточным числом главной передачи i>, передаточным числом редуктора 1рер при основном параметре планетарного ряда (5 — 3 — 7) P.

По известной формуле Виллиса па — рпв = (1 — р) п11; где па — частота вращения солнца 5; пв — частота вращения эпицикла 7, (движителя);

nh — частота вращения водила 3, но па = П!1д

ph -" виол = O/1рад 1д)

011 = У1/ir > получаем — — = (1-И вЂ”.

1ä 1ред 1@

В результате имеем

15 (<-,, ) 1„

1ред

1 — P

Применение предлагаемой конструкции позволит повысить проходимость транспортного средства, снизить металлоемкость и увеличить срок службы изделия.

Ведущий мост транспортного средства, его варианты Ведущий мост транспортного средства, его варианты Ведущий мост транспортного средства, его варианты Ведущий мост транспортного средства, его варианты 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к дифференциалам транспортных средств с механизмами автоматической блокировки и реверса ведущих колес одной оси для движения задним ходом, предназначенным для использования в колесных транспортных средствах в основном для движения по бездорожью (скользкая дорога, песчаная и т.п.)

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для блокировки межколесных и межосевых дифференциалов

Изобретение относится к колесным транспортным средствам и касается ведущего моста с блокируемым дифференциальным механизмом

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению
Наверх