Тренажер радиотелеграфиста

 

СООЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ

К ABTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР.

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3459173/18-24 (22 ) 28. 06. 82 (46 ) 07. 11. 83. Бюл. Р 41 (72) В.И. Малеваный, P.Ã. Винар,, A.В.Король и С.A . Крамарева (53) 681.3.071(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

9 291349, кл . Н 04 В 15/02, .1971..

2. Авторское свидетельство СССР

М 612276, кл..с 09 В 7/00, 1975.

3. Авторское свидетельство СССР .Р 824270, кл. 0 09 В 19/26, 1979 (прототип). (54)(57) ТРЕНАЖЕР РАДЦОТЕЛЕГРАФИСТА, содержащий последовательно соединенные формирователь случайной последо.вательности кодов, блок задания программы обученйй, шифратор, переключатель и блок предъявления учебной информации, бдок ввоДа ответкых действий обучаемого, первый и второй выходы. которого соединены соответственно с вторым и третьим входами переключателя; второй выход которого подключен к первому входу блока сравнения, второй вход которого соединенс выходом шифратора, первый выход „„SU„„ 1053133 A с входом формирователя случайной последовательности кодов непосредст- венно и через блок регулирования скорости предъявления информации — с вторым входом шифратора, блок памяти, первый вход которого подключен к выходу формирователя случайной последовательности кодов, второй вход— к второму выходу блока сравнения, а выход . — к второму входу блока задания программы обучения, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью расширения его дидактических возможностей, в него введены последователь но включенные счетчик и ключ, второй вход которого соединен с выходом шифратора, а выход — с вторым входом Е

С2 блока предъявления учебной информации, и элемент .ИЛИ, первый вход которого подключен к третьему выходу переключателя, второй вход-к второму выходу блока сравнения, а выход— к третьему входу блока предъявления д учебной информации, первый Н второй входы счетчика соединены соответственно с первым и вторым выходами бло: ка сравнения.

1053133

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано при оснащении специализированных учебных кабинетов для подготов ки и профе с си онального отбора операторов слуховой радиосвязи.

Известен тренажер, предназначенньФ для.обучения навыкам, работы и контроля достоверностй радиосигналов, отрабатываемых радиотелеграфистом, содержащий блок памяти, вход которого . связан со световым табло "Задание", а выход — с блоком сравнения, другой вход которого соединен с блоком клавйатуры, выход блрка сравнения подсоединен к блоку учета результатов работы, связанного с датчиком звуковых сигналов кода Морзе pj . Однако тренажер имеет жесткую программу ограниченной длины, что приводит к низкой эффективности процесса обучения из-за повторной отработки одной и той же программы.

Известен также тренажер, содер,жащий последовательно соединенные датчик случайных чисел, блок программ и шифратор, последовательно соединенные датчик кода и головные телефоны, а также блок сравнения, один выход которого подключен к входу блока регулирования скорости и объе диненные по входу шифратор ошибок, счетчик ошибок и блок ответов, формирователь корреляционных знаков и последовательно соединенные микрофон, выпрямитель, пороговый блок и переключатель "Прием-передача" $2), Однако такой тренажер позволяет при обучении лишь воспринимать мелодию сигнала кода Морзе с последующим повтором, но не позволяет контролировать знание обучаемыми самого кода Морзе, правильность приема сигналов кода Морзе в виде букв и цифр, а также правильность передачи букв и цифр сигналами кода Морзе.

Наиболее близким к изобретению является тренажер радиотелеграфиста содержащий блоки ввода ответов, блоки предъявления учебной информации, последовательно включенные дат" чик случайных чисел, блок задания программы обучения и шифратор, который через переключатель подключен к формирователю команд и датчику кодов, соединенным с соответствующими блоками предъявления учебной информации и последовательно, соединенные блок сравнения и блок регулирования скорости предъявления информации, соединенные с шифратором, подключенным к блоку сравнения, второй вход которого через переключатель соединен с . генератором импульсов и формирователем кода Морзе, соединенным с соответствующими блоками ввода ответов, датчик случайных чисел подключен к блоку сравнения и блоку памяти, соединенному с блоком задания программы обучения и блоком сравнения (Э .

Однако этот тренажер отличается низкой эффективностью ввиду того, 5 что у обучаемого отсутствуют сведения о допущенной им ошибке и в ходе обучения нет подсказки, облегчающей усвоение предъявляемой информации. Кроме того, тренажер не выЯ являет характера ошибки (случайная или систематическая}, совершаемой обучаемым.

Целью изобретения является расширение дидактических возможностей тренажера.

Поставленная цель достигается тем, что в тренажер, содержащий последовательно соединенные формирователь случайной последовательности кодов,, блок задания программы обучения, шифратор, переключатель и блок предъявления учебной информации, блок ввода ответных действий обучаемого, первый и второй выходы которого соединены соответственно с втр25 рым и третьим входами переключателя, второй выход которого подключен к первому входу блока сравнения, второй вход которого соединен с выходом шифратора, первый выход — с входом формирователя случайной последовательности кодов непосредственно и через блок регулирования скорости предъявления информации — с вторым входом шифратора, блок памяти, пер 51 вый вход которого подключен к выходу формирователя случайной последовательности кодов, второй вход ко второму выходу блока сравнения, а выход — к второму входу блока задания программы обучения, введены

4О последовательно включенные счетчик и ключ, второй вход которого соединен с выходом шифратора, а выход— с вторым входом блока предъявления учебной информации, и элемент ИЛИ, 45 первый вход которого подключен к третьему выходу переключателя, второй вход - к второму выходу блока сравнения, а выход — к третьему входу блока предъявления учебной инфор50 мации, первый и второй входы счетчика соединены соответственно с первым и вторым выходами б.юка сравнения.

На чертеже приведена структурная схема предлагаемого тренажера.

Тренажер радиотелеграфиста содержит формирователь 1 случайной последовательности кодов, блок 2 задания программы обучения, блок 3 памяти, шифратор 4, блок 5 регулирования скорости предъявления информации, формирователь 6 команд, информацион ное табло 7, элемент ИЛИ 8, формирователь 9 кодов звуковой йнформации, электроакустический преобразователь

10, узел 11 ввода ответов, генератор

65 12 импульсов, узел 13 ввода ответов,.

3 1053133. 4

I формирователь 14 кодов Морзе, блок цепям вызывает высвечивание. на табло

15 сравнения, счетчик 16, ключ 17 и 7 дополнительную информацию в виде переключатель 18. Формирователи 6 и символьного изображения сигнала ко9, табло 7 и преобразователь 10 объе- да Морзе, соответствующего высвечендинены в блок 19 предъявления учеб- ной ранее, букве(цифре) (например:а.."): ной информации, а узлы 11 и .13, гене- 5 При правильных действиях операторатор 12 .и формирователь 14 — в блок ра, т.е. прй совпадении сигналов с

20 ввода ответных действий операто- выхода положительных результатов

"П" блока 15 сравнения, дается команТренажер радиотелеграфиста работа- да на очередной запуск Формировает следующим образом. щ теля 1, который выдает новое случайПри включении тренажера формиро- ное число. 3ТО приводит к изменению ватель 1 вырабатывает случайным обра- номера программы блока 2 и вызывает зом целое число в пределах от 1 до 43, выдачу через шифратор 4 новых сигнаявляющееся номером программы для ело- лов кода Морзе, что„ в свою очередь, ка 2 Одновременно происходит запись вызывает изменение информации (бук15. данного случайного числа в блок 3.. вы, циФры) на табло 7. Одновременно

Выходные сигналы блока 2 являю- . сигнал с выхода положительных рещиеся кодовым обозначением букв или зультатов "П" блока 15 поступает на цифр, поступают на шифратор 4, где .. счетчик 16 и возвращает его в исходпреобразуются в сигналы кода Морзе ное (нулевое) состояние, закрывает . и через группу контактов коммутато- 20 ключ 17 и на табло. 7 гаснет символьра переключателя 18 "Прием-передача ное изображение сигнала кода Морзе. ,поступают либо на формирэватель 6, В режиме "Прием" оператор по ритлибо через элемент ИЛИ 8 на форми- мичному рисунку (мелодии предъявровалель 9. Одновременно с выхода ляемого сигнала через преобраэовашифратора 4 сигналы кода Морзе пос- 25 тель 10 определяет букву (цифру) и тупают на первый вход блока 15 . . посредством узла 13 (найример, насравнения и второй вход управляе бор тумблеров, клавиатурного блока) мого. ключа 17, который находится,фиксирует ее прием. При этом формирователь 14 вырабатывает соответствуюВ режиме "Передача" сигналы кода gg щую структуру электрических импульМорзе через группу контактов ком- сов, которые через первую группу мутатора переключателя 18 "Прием- контактов коммутатора переключателя передача" поступают на формирова- 18 "Прием-передача" сравниваются с тель 6 (например, диодный дешифрато@ эталонными сигналами в . р который по управляющим цепям вы- 5 несовпадении сигналов с выхода отриьтатов "0" блока 15 эывает высвечивание информации на цательных результатов .табло 7 (например, на планшете .из сравнения поступает сигнал запуска набора светодиодов) в виде букв или блока 3 (например, набор триггерных цифр . Эталонные сигналы с шифратора 4 сравниваются в блоке 15 срав- но выбирается та же программа блока нения с сигналами генератора 12, 4О 2, что приводит к повторению сигнакоторые вырабатываются в соответст- ла кода Морзе в головных. телефонах вии с действиями оператора с помОщью преобразователя 10. Одновременно узла 11 ввода ответов {например, сигнал с выхода отрицательных результелеграфного ключа) при передаче кодом Морзе предъявленных букв(цифр 45 элемент 8, с выхода которого сигнал

При несовпадении сигналов высвечен - через формирователь 9 (например, ваиия ранее информация на табло 7. звуковой генератор) вызывает в голов не изменяется, так как с блока 15 ных телефонах блока 10 дополнительсравнения не поступает команда на запуск формирователя 1. С выхода 50 ратора о неправильном ответе. отрицательных результатов 0 блоИ 11 ка 15 поступает сигнал на счетчик 16 15 поступает на счетчик 16 и перевого в состояние "01". Если one(например, с коэффициентом счета 2, лит его в состоя и переводит его в состояние "01" . Од- ратор два раза подряд совершает ошиб нов еменно информация с блока 3 па- 5 ку, то счетчик 1 то счетчик 16 переводится в соср мяти считывается через блок 2 и шиф- тояние 10 и на д ратор 4 на первый вход ключа 17 и ся сигнал, который открывает ключ коммутатор переключателя 18. Если 17. Одновременно посредством блока 3 памяти и блока 2 сигналы кода Морзе оператор совершает ошибку два раза подряд, что указывает на систематич- с шифратор р ато а 4 че ез открытый ключ ность ошибки, то счетчик 16 перево- бО 17 поступают на формирователь 6, ходится в состояние "10" и на выходе торый по управляющим цепям вызывает явл ется сигнал который откры- на табло 7 высвечивание буквы (цифвает ключ 17, и сигналы кода Nopse ры), соответствующей пр дъ му с шифратора 4 поступают на формиро- оператору мелодии сигнала кода Морзе.

1053133

Составитель A. Карлов

Редактор Н. Бобкова ТехредМ.Костик Корректор А, ляско

Заказ 8877/48 Тираж 488 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений.и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.; д. 4/S

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 ложительных результатов блока 15 поступает команда на очередной запуск формирователя 1, что приводит к появлению нового сигнала кода Морзе в головных телефонах блока 10. Одновременло, положительный сигнал "П" 5 с блока 15 поступает на счетчик 16 и возвращает его внсходное (нулевое) состояние, закрывает ключ 17 и на табло 7 гаснет символьное иэображение буквы (цифры). Кроме того, при 10 правильных действиях оператора блок

15 воздействует на блок 5, который, в зависимости от установленного количества правильных результатов, изменяет скорость предъявления ин.формации.

Предлагаемый тренажер позволяет расширить дидактические возможности и повысить эффективность професионал1,ной подготовки. Опыт подготовки операторов слуховой радиосвязи экспериментальной группы показывает, что время подготовки может быть сокращено на 25-30%. Это достигается тем, что в процессе обучения радиотелеграфисту предъявляется объективная оценка его действий. При неправильных действиях обучаемому . дополнительно предъявляется звуковой сигнал, что повышает его внимание, собранность и дисциплину при тренировке. Кроме того, в процессе обучения ошибочные действия анализируются на предмет выявления систематических ошибок и при наличии таковых обучаемому предъявляется дополнительная информация в виде подсказки.

Тренажер радиотелеграфиста Тренажер радиотелеграфиста Тренажер радиотелеграфиста Тренажер радиотелеграфиста 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике, в частности к тренажерам, и может быть использовано для подготовки радиотелеграфистов передаче в ключе
Наверх