Тренажер радиотелеграфистов

 

1. ТРЕНАЖЕР РАДИОТЕЛЕГРАФИСТА , содержащий первый индикатор и последовательно, соединенные интегра , тор, генератор, формирователь кодов, первый формирователь импульсов и блок памяти, второй и третий входы . которого подключены к выходам первого и второго Счетчиков соответственно , выход блока памяти соединен с первымвходом сумматора, второй вход которого через второй формирователь импульсов подключен к выходу блока ввода ответных действий оператора , соединенному с входом первого счетчика, выход формирователя кодов подключен к входу второго счетчика, а первый индикатор со§динен с выходом интегратора,, отличающийся тем, что с целью расширения дидактических возможностей тренажера, в него введены элемент ИЖ, второй индикатор, первый и второй блоки управления, элемент задержки, генератор тактовых импульсов, первый и второй регистры , пёрвьй и второй элементы И.и блок сравнения, первый и второй входы которого подключены к выходам первого и второго элементов И соответственно , выход подключен к входу второго индикатора и первому входу элемента ИЛИ, второй вход которого соединен с выходом сумматора, а выход - с .входом интегратора, при этом выход генератора тактовых импульсов подключен к первым входам первого и второг о блоков управления, первые выходы которых подключены к первым входам первого и второго регистров, вторые входы которых подт ключены к вторым выходам первого и второго формирователей импульсов соответственно, третьи входы - с выходом элемента задержки, а выходы первого и второго регистров соединены соответственно с входами первых групп первого и второго элементов И, входы вторых групп которых подключены к второму выходу второго блока управления, соединенному с элементом задержки, второй вхиг, первого блока управления соединен с выходом формирователя кодов, а второй вход второго блока управления подключен к блоку ввода ответных действий оператора. :о 2. Тренажер.по п.1, отли4ib чающийся тем, что каждый блок управления содержит последовательно соединенные формирователь одиночного импульса, триггер и ключ, и узел выделения пауз, выход которого подключен к второму входу триггера, при этом второй вход ключа является первым входом блока управления, вход формирователя одиночного импульса и узла |вьщеления пауз являются вторым .входом ;блока управления, выход ключа является выходом блока управления.

09) (1И СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК др Q 09 В 19/26

"" = ью (ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, :!!!

К АВТОРСКОМ,К СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3593310/18-24 (22) 19.05.83 (46) 30.08.84. Бюл.№32 (72) Н.И.Кудряшов, Д,И.Котов и А.Л.Цой (53) 681. 3. 071 (088. 8) (56) .1. Авторское свидетельство СССР

¹612276, кл. 5 09 В 7/00, 1975.

2. Авторское свидетельство СССР №947904, кл. (j 09 В 19/26, 1980 (прототип) . . (54)(57) 1. ТРЕНАЖЕР РАДИОТЕЛЕГРАФИСТА, содержащий первый индикатор и последовательно соединенные интегра; тор, генератор, формирователь кодов, первый формирователь. импульсов и блок памяти, второй и третий входы . которого подключены к выходам первого и второго счетчиков соответственно, выход блока памяти соединен с первым. входом сумматора, второй вход которого через второй формирователь импульсов подключен к выходу блока ввода ответных действий оператора, соединенному с входом первого счетчика, выход формирователя кодов подключен к входу второго счетчика, а:первый индикатор соединен с выходом интегратора, о тл и ч а ю шийся тем, что с целью расширения дидактических возможностей тренажера, в него введены элемент ИЛИ, второй индикатор, первый и второй блоки управления, элемент задержки, генератор тактовых импульсов, первый и второй регистры, первый и второй элементы

И и блок сравнения, первый и второй входы которого подключены к выходам первого и второго элементов И соответственно, выход подключен к входу второго индикатора и первому входу элемента ИЛИ, второй вход которого соединен с выходом сумматора, а выход — с входом интегратора, при этом выход генератора тактовых импульсов подключен к первым входам первого и второго блоков управления, первые выходы которых подключены к первым входам первого и второго регистров, вторые входы которых под-, ключены к вторым выходам первого и второго формирователей импульсов соответственно, третьи входы — с выходом элемента задержки, а выходы первого и второго регистров соединены соответственно с входами первых групп первого и второго элементов И, входы вторых групп которых подключены к второму выходу второго блока управления, соединенному с элементом задержки, второй вхо); первого блока управления соединен с выходом формирователя кодов, а второй вход второго блока управления подключен к блоку ввода ответных действий оператора.

2. Тренажер по п.1, о» и ч а ю шийся тем, что каждый блок управления содержит последовательно соединенные формирователь одиночного импульса, триггер и ключ, и узел выде. ления пауз, выход которого подключен к второму входу триггера, при этом второй вход ключа является первым входом блока управления, вход формиро.вателя одиночного импульса и узла

1выделения пауз являются вторым .входом

:блока управления, выход ключа является

I выходом блока управления.

1111194

3. Тренажер по п.2, о т л и ч аю шийся тем, что узел выделения пауз содержит последовательно соединенные инвертор, одновибратор и элеИзобретение относится к автоматике и может быть использовано для обучения радиотелеграфистов передаче на ключе.

Известен тренажер радиотелегра- 5 фистов, содержащий датчик кода, шифратор, блок сравнения, блок регулирования скорости, головные телефоны, блок ответов, фиксатор ошибок и счетчик (11 .

Недостатком данного тренажера является низкая эффективность обучения при ускоренной подготовке радиотелеграфистов, Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является тренажер радиотелеграфиста, содержащий первый индикатор, последовательно соединенные интегратор, генератор, формирователь кодов, первый формирователь импульсов и блок памяти, второй и третий входы которого подклю", чены к выходам первого и второго счет,чиков соответственно, выход блока па- 2 мяти соединен с первым входом сумматора, второй вход которого через второй формирователь импульсов подключен к выходу блока ввода ответных действий оператора, соединенному ЗО с входом первого счетчика, выход формирователя кодов подключен к входу. второго счетчика, а первый индикатор . соединен с выходом интегратора f2) .

Недостатком данного тренажера .З являются низкие фактические возможности из-за того, что использующий при обучении метод репетования, не учитывает ошибок, связанных с нарушением соразмерности элементарных 40 посылок в передаваемык знаках, что в дальнейшем приводит к ухудшению качества передачи.

Целью изобретения является рас45 ширение дидактических возможностеи устройства.. / мент И, второй вход которого подключен к выходу инвертора, вход которого является входом узла, а выход элемента И вЂ” выходом узла.

Указанная цель достигается тем, что в тренажер радиотелеграфиста, содержащий первый индикатор, последовательно соединенные интегратор, генератор, формирователь кодов, пер. вый формирователь импульсов и блок памяти, второй и третий входы которого подключены к выходам первого и,второго счетчиков соответственно. выход блока памяти соединен с первым входом сумматора, второй вход которого через второй формирователь импульсов подключен к выходу блока ввода ответных действий оператора, соединенному с входом первого счетчика, выход формирователя кодов подклю. .чен к входу второго счетчика, а первый индикатор соединен с выходом интегратора, введены элемент ИЛИ, второй индикатор, первый и второй ,блоки управления, элемент задержки, генератор тактовых импульсов, первый и второй регистры, первый и второй элементы И и блок сравнения, первый и второй входы которого подключены к выходам первого и второго элементов И соответственно, выход подключен к входу второго индикато- ра и первому входу элемента ИЛИ, второй вход которого соединен с выходом сумматора, а выход — с входом интегратора, при этом выход генератора тактовых импульсов подключен к первым входам первого и второго блоков управления, первые выходы которых подключены к первым входам первого и второго регистров, вторые входы которых подключены ко вторым выходам первого и второго формирователей импульсов соответственно, третьи входы — с выходом элемента задержки, а выходы первого и второго регистров соединены соответственно с входами первых групп первого и второго элементов И, входы вторых групп которых подключены ко второму

111119

3 выходу второго блока управления, соединенному с элементом задержки, второй вход первого блока управления соединен с выходом формирователя кодов, а второй вход второго блока управления подключен к блоку ввода от-. ветных действий оператора.

Кроме того, первый и второй блоки управления содержат последовательно !

О соединенные формирователь одиночного импульса, триггер и ключ, и,узел выделения пауз, выход которого подключен ко второму входу триггера, при этом вторые входы ключей являются первыми входами блоков, входы форми15 рователей одиночных импульсов и узла выделения пауз являются вторыми входами блоков, выходы ключей — выходами блоков, а выход узла выделения пауз второго блока управления является

20 вторым выходом блока.

Узел выделения пауз содержит последовательно соединенные инвертор, одновибратор и элемент И, второй вход

25 которого подключен к выходу инвертора, вход которого является входом узла, а выход элемента И вЂ” выходом узла.

На фиг.1 представлена структура тренажера; на фиг.2 — схема узла выделения пауз; на фиг.3 — схема формирователей импульсов.

Тренажер радиотелеграфиста содержит первый индикатор 1, последовательно соединенные .интегратор 2, генеЗ5 ратор 3, формирователь 5 импульсов и блок 6 памяти, соединенный со счетчиком 7 (адреса записи), со счетчиком 8 (адреса считывания) и с сумматором 9 (по модулю два), выход кото- 40 рого подключен к элементу ИЛИ 10, а вход " ко второму формирователю 11 импульсов, соединенному с выходом блока 12 ввода ответных действий оператора (блок выполнен в виде ключа). 45

Формирователь 4 соединен с электроакустическим преобразователем 13 и с первым блоком 14 управления, а блок

12 ввода — со вторым блоком 15 управления, выход которого подключен к 50 элементу 16 задержки. Блоки !4 и 15 подключены к генератору 17 тактовых импульсов.

Блоки 14 и 15 управления содержат соответственно узлы 18 и 19 выделе- 55 ния пауз, триггеры 20 и 2.1, формирователи 22 и 23 одиночных импульсов и ключи 24 и 25. Ключи 24 и 25 сое4 динены соответственно со сдвигающими регистрами 26 и 27, подключенные через элементы И 28 и 29 к блоку 30 сравнения, соединенному со вторым индикатором 31. Узлы 18 и 19 выделения пауз содержат последовательно соеди-. ненные инвертор 32, одновибратор 33 и элемент И 34.

Формирователи 5 и 11 содержат последовательно соединенные интегратор 35, генератор 36 импульсов, элемент И 37 и счетчик 38 импульсов.

Тренажер работает следующим образом.

При включении питания устанавли ваются в исходное состояние блок 6 памяти, счетчики 7 и 8 и регистры

26 и 27. Нажатием кнопки (не показана) запускаются генераторы 3 и 17, а с формирователя 4 через электроакустический преобразователь 13 обучаемому начинают предъявляться знаки кода Морзе. Передний фронт первой элементарной посылки знака формирует в формирователе 22 блока 14 импульс, который, воздействуя на единичный (5) вход триггера 20, .обеспечивает появление на его выходе (g) единичного потенциала. Этот потенциал поступает на первый (управляющий) вход ключа 24 и обеспе-, чивает прохождение через второй (инфор. мационный) вход тактовых импульсов с генератора 17 на второй (тактовый) вход регистра 26.

Одновременно знаки кода Морзе с формирователя 4 поступают в счетчик

7, где формируется код адреса для записи в блоке 6, в котором логичес« кий ноль соответствует точке, а ло-., гическая единица — тире. Распознает элементы знаков кода формирователь

5, импульс на первом выходе которого является разрешающим для записи логической единицы в блок 6. Импульсы со второго выхода формирователя 5 поступают на первый вход (последовательной записи) регистра 26. Так как на его второй вход подаются импульсы с генератора 17, то в регистре 26 производится запись информации о контрольном (поданном с формирова- теля 11) сигнале.

По окончании прослушивания знака в узле 18 формируется импульс паузы, который подается на нулевой (R) вход триггера 20. На единичном выходе триггера 20 появляется нулевой потенциал, который поступает, на управ

1111194

25 ляющий вход ключа 24 и запись инфор. мации в регистр 26 прекращается.

Обучаемый, прослушав и запомнив знак кода Морзе, сразу же передает его с телеграфного ключа 12, Перед- 5 ний фронт, сформированный обучаемым первой элементарной посылки знака, обеспечивает появление на выходе формирователя 22 импульса, который воздействует на единичный .вход триггера 20 и обеспечивает появ.ление на его выходе единичного потенциала. "Этот потенциал, воздействуя на первый вход ключа 24, обеспечи, вает прбхождение тактовых импульсов с генератора 17 на второй вход регистра 27.

Одновременно формируемые обучаемым знаки поступают также в формирователь 11 и в счетчик 8. При поступлении в счетчик 8 из блока 14 счи-" тываются последовательно записанные туда из. формирователя 11 кодов эле. менты знака, т.е. считываются импульсы, соответствующие элементу тире, и поступают в сумматор 9, на другой вход которого поступают импульсы с первого выхода формирователя 11. Со второго выхода формирователя 11 импульсы поступают на первый ЗО вход регистра 27,. на второй вход . которого подаются импульсы с генератора 17, обеспечивая запись информации о переданаемом обучаемым знаке. 35

По окончании передачи знака в узле 19 формируется импульс паузы, который подается на вход элемента

16 задержки, на второй вход триггера

20, обеспечивая появление на выходе 40 последнего нулевого потенциала, который поступает на управляющий вход ключа 24 и прекращает запись информации в регистр 27 и на вторые входы элементов И 28 и 29 (импульс 4s опроса), обеспечивая параллельное считываний информации с их выходов на первые и вторые входы соответст. венно блока 30 сравнения.

Задержанный импульс с выхода эле- о мента 16 поступает на третьи входы (установки в исходное состояние) регистров -26 и 27, подготавливая последние для приема очередной информации.

Если обучаемый при передаче знака не допустил ошибок (на выходе сумматора 9 импульсов нет) и не нарушил соразмерности (на выходе блока 30 импульсов нет), то на вход генератора 3 с выхода элемента

ИЛИ 1 О через интегратор 2 ничего не поступает.

Генератор 3 подключен к формирователю 4 и управляет изменением скорости передачи с него знаков, которая может плавно нарастать. Скбрость нарастания задается предварительно путем выбора параметров генератора 3.

Если обучаемый допустил структурную ошибку, то на выходе сумматора

9 появляется импульс, который через элемент ИЛИ 10 поступает в интегратор

2 (фильтр нижних частот).

Если обучаемый нарушил соразмерность при передаче знака, то на выходе блока 30 появляется сигнал, который поступает на индикатор 3 1, указывающий нарушение соразмерности и через элемент ИЛИ 10 — на вход интегратора 2. Допущение обучаемым структурной ошибки или нарушения

1 соразмерности вызывает появление на. выходе интегратора 2 постоянной составляющей, пропорциональной частоте ошибок. Величина этой постоянной составляющей, воздействуя на вход генератора 3, может изменять его параметры, тем самым регулируя скорость передачи знаков с формирователя 4. При превышении напряжения на выходе интегратора 2 некоторого порогового значения (частота появления ошибок стала недопустимо большой), загорается индикатор 1 "ошибка".

В этом случае обучаемый прекращает передачу на ключе и через необходимый перерыв вновь приступает к тренировке.

Индикатор 31 "соразмерность" загорается каждый раз, когда обучаемый нарушает соразмерность элементарных посылок при передаче знака и указывает на необходимость более точно выдерживать длительность элементов передаваемого знака.

Формирователи 5 и 11 работают следующим образом.

Сигнал кода Морзе поступает в интегратор 35, на выходе которого выделяется постоянная составляющая.

Это напряжение управляет частотой генерирования импульсов генератора

36, которая, таким образом, оказывается пропорциональной скорости передачи знаков кода Морзе . Импульсы

7 11111 с генератора 36 поступают на первый вход элемента И 37, на второй вход которого поступают импульсы, соответствующие элементам знаков кода

Морзе. Импульсная последовательность с выхода элемента И 37 (второй выход формирователя), соответствующая поступившему из формирователя 4 знаку, подается с формирователя 5 на вход регистра 26, а соответствующая сфор в 10 мированному обучаемым знаку — с формирователя 1 1 на вход регистра 27 для последующего сравнения (на пред-, мет выявления нарушения соразмерности) и. на вход счетчика 38, где подсчи-15 тывается число импульсов, поступивших с генератора 36 за время, равное длительности текущего элемента знака кода

Морзе. При переполнении счетчика 38 на его выходе появляется импульс пе- 2п

94 реполнения, указывающий на пали гне в знаке "тире".

Счетчик 38 устанавливается в исходное состояние задним Фронтом каждого элемента знака кода Морзе.

Использование изобретения позволяет расширить дидактические возможности тренажера, в котором применен метод репетования, за счет выявления ошибок, вызванных нарушением соразмерности элементарных посылок (точек, тире, пауз между ними) в передаваемых обучаемым знаках кода Морзе.

Несвоевременное выявление нарушений соразмерности приводит к выработке у обучаемого индивидуального почерка, приводящего в конечном итоге к неразборчивости на приеме при передаче на больших скоростях.

Фиг. 2

Составитель Т.Панина

Редактор С, Тимохина Техред С.Легеза

Корректор. С. 111екмар

Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, Заказ 6316/41 Тираж 446

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Тренажер радиотелеграфистов Тренажер радиотелеграфистов Тренажер радиотелеграфистов Тренажер радиотелеграфистов Тренажер радиотелеграфистов Тренажер радиотелеграфистов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике, в частности к тренажерам, и может быть использовано для подготовки радиотелеграфистов передаче в ключе
Наверх