Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства

 

ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая гидротрансформатор, ступенчатую коробку передач с фрикционными муфтами включения передач, систему управления , включающую источник и регулятор давления рабочей жидкости, фрикцирнную муфту блокировки гидротрансформатора и клапан управления ею, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности трансмиссии, регулятор давления выполнен из подпружиненного золотника с плунжером, при этомполости пружины золотника и плунжера соединены соответственно с магистралью выхода из гидротрансформатора и с нагнетательной магистралью , а полость между золотником и плунжером - с -магистралью входа в гидротрансформатор , клапан управления муфтой блокировки В1 1полнен из золотника и плунжера с установленной между ними пружиной , при этом полость пружины соединена с магистралью выхода из гидротрансформатора , противолежащая пружине полость, золотника через клапан разблокировки гидротрансформатора - со сливом, полость плунжера через клапан управления им - с нагнетательной магистралью, полость клаi пана управления плунжером через золотник клапана управления муфтой блокировки - (Л со сливом, а полость клапана разблокировки через распределительно-запорное устройство - с магистралями питания муфт включения передач: ел 4 1C О5

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

3(59 В 60 К 41/16

У Г аi

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3409053/27-11 (22) 17.03.82 (46) 15.11.83. Бюл. № 42 . (72) А. А. В и нарский, О. Н. Казюк и В. Г. Королев (71) Могилевский автомобильный завод им. С. М. Кирова (53) 629.113.585 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2387?75/27-11, кл. В 60 К 41/16, )976. (54) (57) ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая гидротрансформатор, ступенчатую коробку передач с фрикционными муфтами включения передач, систему управления, включающую источник и регулятор давления рабочей жидкости, фрикционную муфту блокировки гидротрансформатора и клапан управления ею, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности трансмиссии, регулятор дав22

„„SU„„1054126 A ления выполнен из подпружиненного золотника с плунжером, при этом полости пружины золотника и плунжера соединены соответственно с магистралью выхода из гидротрансформатора и с нагнетательной магистралью, а полость между золотником и плунжером — с магистралью входа в гидротрансформатор, клапан управления муфтой блокировки вь полнен из золотника и плунжера с установленной между ними пружиной, при этом полость пружины соединена с магистралью выхода из гидротрансформатора, противолежащая пружине полость золотника через клапан разблокировки гидротрансформатора — со сливом, полость плунжера через клапан управления им — с нагнетательной магистралью, полость клапана управления плунжером через золотник клапана управления муфтой блокировки— со сливом, а полость клапана разблокировки через распределительно-запорное устройство — с магистралями питания муфт включения передач:

1054126

Изобретение относится к автомобильному и строительно-дорожному машиностроению и может быть использовано на транспортных средствах, оборудованных ДВС.

Известна . гидромеханическая трансмиссия транспортного средства, содержащая

5 гидротрансформатор, ступенчатую коробку передач с фрикционными муфтами включения передач, систему управления, включающую регулятор и источник давления рабочей жидкости, фрикционную муфту блоки- <0 ровки гидротрансформатора и клапан управления ею (1), Недостатками описанной гидромеханической трансмиссии являются постоянство нагруженности фрикционных элементов муфт на всех режимах работы или увеличение их нагруженности при снижении нагрузки на турбинном колесе, включение и выключение муфты блокировки гидротрансформатора происходит на одних и тех же режимах, т.е. возможно циклическое на- щ гружение муфты, отсутствие выключения муфты блокировки при переключении передач.

Цель изобретения — повышение надежности и долговечности трансмиссии.

Поставленная цель достигается тем, что в гидромеханической трансмиссии транспортного средства, содержащей гидротрансформатор, ступенчатую коробку передач с фрикционными муфтами включения передач, систему управления, включающую источник ЗО и регулятор давления рабочей жидкости, фрикционную муфту блокировки гндротрансформатора и клапан управления ею, регулятор давления выполнен из подпружиненного золотника с плунжером, при этом полости пружины золотника и плунжера соединены 3 соответственно с магистралью выхода из гидротрансформатора и с нагнетательной магистралью, а полость между золотником и плунжером — с магистралью входа в гндротрансформатор, клапан управления муфтой блокировки выполнен из золотника

40 и плунжера с установленной между ними пружиной, при этом полость пружины соединена с магистралью выхода из гидротрансформатора, противолежащая пружине полость золотника через клапан разблокиров- 45 ки гидротрансформатора — со сливом, полость плунжера, через клапан управления им — с нагнетательной магистралью, полость клапана управления плунжером через золотник клапана управления муфтой блокировки — со сливом, а полость клапана о разблокировки через распределительно-запорное устройство — с магистралями питания муфт включения передач.

На чертеже изображена гидромеханическая трансмиссия транспортного средства.

Устройство содержит . гидротрансформатор 1 с муфтой 2 блокировки, ступенчатую коробку передач с фрикционными муфтами включения передач, систему управления, 2 регулятор 3 давления в муфтах, предохранительные клапаны 4 и 5, источник 6 давления, подпорный клапан 7, клапан 8 управления муфтой блокировки, клапан 9 управ.ления плунжером, распределительное устройство и клапан 10 разблокировки гидротрансформатора. Трансмиссия содержит также магистрали входа 11 и выхода 12, нагнетательную магистраль 13, магистрали

14 — 16 питания муфт включения передач.

Регулятор 3 давления состоит из подпружиненного золотника 17 с плунжером 18.

Полость плунжера 18 соединена с нагнетательной магистралью 13. Полость пружины соединена с магистралью выхода 12 из гидротрансформатора, а полость между золотником 17 и плунжером 18 с магистралью входа 11 в гидротрансформатор.

Клапан 8 управления муфтой блокировки состоит из золотника 19 и плунжера 20.

Между золотником и плунжером установлена пружина 21. Полость плунжера 20 соединена через клапан 9 управления плунжером 20 с нагнетательной магистралью 13.

Полость пружины 21 соединена с магистралью выхода 12 из гидротрансформатора, а полость золотника 19 соединена через клапан разблокировки со сливом с возможностью включения в магистраль входа 11 в гидротрансформатор.

Полость клапана 9 управления плунжером 20 соединена с магистралью 22 питания муфты 2 и через золотник 19 клапана 8 управления муфтой 2 со сливом с возможностью включения в нагнетательную магистраль 13. Полость клапана 10 разблокировки

-гидротрансформатора соединена через распределительное устройство 23 с магистралями 14 — 16 питания муфт включения передач. Выход 12 гидротрансформатора через маслоохладитель 24 и подпорный клапан 7 соединен со всасывающей магистралью источника 6 давления, Предлагаемая гидромеханическая трансмиссия работает следующим образом.

Источник 6 давления нагнетает рабочую жидкость в магистраль 13, идущую к системе управления и в полость плунжера 18.

При достижении давления в магистрали 13 заданного значения развиваемым в полости плунжера 18 усилием сжимается пружина золотника 17, который подает рабочую жидкость на вход 11 гидротрансформатора и через него на выход 12 и через маслоохладитель 24 и подпорный клапан 7 во всасывающую магистраль, На холостом и средних режимах работы двигателя давления входа 11 в гидротрансформатор и выхода 12 из него отличаются по величине незначительно и действие их .на регулятор давления также незначительно..

По мере роста частоты вращения. двигателя до номинальной и возрастания нагрузки на турбинном колесе отличие давлений по ве-. личине также незначительно.

1054126

ВНИИПИ Заказ 9001/39 1 ираж 675 .Подписное

Филиал ППП «Патент», г, Ужгород, ул. Проектная, 4

При снижении нагрузки на турбинном колесе и дальнейшем возрастании частоты вращения двигателя разность между дав-, лением входа и выхода возрастает, а так как давление выхода подается в полость пружины золотника 17, а давление входа в. полость между золотником 17 и плунжером

18, пружина сжимается сильнее и золотник 17 открывает перепускное отверстие больше .и давление в магистрали 13 начинает сжиматься, что снижает нагрузку на 10 пакет фрикционных элементов муфт включения передач., На золотник 19 клапана 8 управления муфтой блокировки воздействует с одной стороны усилие сжатой плунжером 20 пружины и усилие, развиваемое давлением вы I5 хода из гидротрансформатора, а с противоположной стороны при включении какойлибо из передач усилие от давления входа в гидротрансформатор, так как золотник 10 переместится и соединит полость золотни- .20 ка 19 с магистралью входа. При движении на этой включенной передаче при снижении. нагрузки на т урбинном колесе разность давлений входа и выхода возрастает и золотник. 19 под действием развиваемого в полости усилия от давления входа сжимает пружину 21 и соединяет полость муфты 2 с нагнетательной магистралью 13. Муфта 2 включается и таким образом блокирует колеса гидротрансформатора.

В это же время полость золотника 9 также соединяется с магистралью 13 и золотник, перемещаясь, запирает подвод от магистрали 13 в полость плунжера и соединя-: ет эту полость со сливом. Плунжер 20 перемещается и ослабляет пружину 21.

По мере роста нагрузки и, следовательно, снижения частоты вращения двигателя разность между давлением входа и выхода уменьшается и при достижении величины, при которой произошло перемещение золотника 19 при включении муфты блокировки, возврата золотника 19 в исходное положение не происходит, так как плунжер 20 ослабил пружину 21.

Возврат золотника 19 в исходное положение и отключение блокировки гидротрансформатора происходит при меньшем значении разности давлений входа и выхода из гидротрансформатора, а следовательно, при меньшей частоте вращения и большей нагрузке на турбинном колесе, чем включение блокировки. Следовательно, получаем перекрытие по моменту при включении и выключении муфты блокировки, что исключает циклические нагрузки. на муфту 2 блокировки и естественно на двигатель.

В случае, когда движение осуществляется на какой-либо передаче и блокированном гидротрансформаторе при включении этой передачи и переходе на другую происходит мгновенная разблокировка гидротрансформатора, так как полость золотника 10 разблокировки в момент выключения передачи соединяется со сливом и золотник 10 соединяет полость золотника 19 со сливом, который, возвратившись в исходное положение, выключает муфту 2.

Таким образом, изобретение позволяет снизить нагруженность фрикцио нных элементов муфт включения передач, исключить циклические нагрузки на муфту включения блокировки гидротрансформатора и двигатель и исключить динамичееские нагрузки на двигатель и элементы трансмиссии при переключении передач на блокированном гидротрансформаторе.

Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в управлении насосами и гидромоторами гидрооъемной трансмиссии многоколесной транспортной машины

Изобретение относится к области использования двигателей внутреннего сгорания в машинах и машинных агрегатах различного назначения, в частности, предназначено для применения в транспортных средствах, снабженных коробкой передач со ступенчатым изменением передаточного числа и вариатором с бесступенчатым регулированием частоты вращения

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в гидромеханических трансмиссиях промышленных тракторов

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к систе .мам управления гидромеханическими передачами трансмиссий транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для автоматического управления блокировкой гидротрансформатора транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть-использовано, например, в тракторах
Наверх