Дисково-колодочный тормоз

 

ДИСКОВО-КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ, содержащий приводной толкатель, шарнирно установленный на основании, тормозной диск, силовые пружины, две пары тормозных рычагов с фрикЦИОННЫ1ЛИ колодками, шарнирно установленные на основании симметрично оси тормозного диска, причем фрикционная колодка установлена на каждом рычаге шарнирно, а каждый рычаг пары установлен с возможностью взаимодействия с другим рычагом через тормозной диск и шарнирно связан с толкателем перекладиной, отличающийся ТСГ1, что, с целью повышения надежности путем равномерного прижатия всех фрикционных колодок к тормозному диску, он снабжен тягами со сферическими головками и пружинами, длина рьтчагов каждой пары выполнена различной, силовая пружина установлена между толкателем и рычагами и шарнирно связана с перекладиной, рычаги соединены с перекладиной через подпружиненные тяги со сферическими головками, установленные наклонно по отношению к перекладине с образованием угла между ними, причем угол наклона тяг одной пары рычагов направлен к основанию, другой - от основания , а отношение длин каждой О 9 пары рычагов должно удовлетворять следующему равенству: (Л 1L i а I+C где а - длина рычагов, на которых тяги образуют угол, направленный к основанию; а длина рычагов, на которых тяги образуют угол, направленный от-основания; 1 - расстояние между силовой пружиной и рычагами с длисд ной а, ; с - расстояние между парами рычагов . ел со 4

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТ ИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (1И

3(SD F 16 0 55 224

> «««««

:Ъ... с «

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPbITHA

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3277186/25-27 (22) 16. 04. 81 (46) 15.11.83. Бюл. Р 42 (72) Л.Я. Будиков, О.В. Карсский и P.Ê. Богданова (71) Ворошиловградский машиностроительный. институт (53) 62-592 (088.8) (56) 1. Патент ФРГ Р 1284190, кл. 47 С 55/224, 1968, 2. Патент ФРГ 9 1284189, кл. 47 С 55/224, 1968 (прототип). (54) (57) ДИСКОВО-КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ, содержащий приводной толкатель, шарнирно установленный на основании, тормозной диск, силовые пру>хины, две пары тормозных рычагов с фрикционными колодками, шарнирно установленные на основании симметрично оси тормозного диска, причем фрикционная колодка установлена на каждом рычаге шарнирно, а каждый рычаг пары установлен с возможностью взаимодействия с другим рычагом через тормозной диск и шарнирно связан с толкателем перекладиной, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности путем равномерного прижатия всех фрикционных колодок к тормозному диску, он снабжен тягами со сферическими головками и пружинами, длина рь>чагов каждой пары выполнена различной, силовая пружина установлена между толкателем и рычагами и шарнирно связана с перекладиной, рычаги соединены. с перекладиной через подпружиненные тяги со сферическими головками, установленные наклонно по отношению к перекладине с образованием угла между ними, причем угол наклона тяг одной пары рычагов направлен к основанию, другой — от основания, а отношение длин каждой пары рычагов должно удовлетворять @

O следующему равенству: а( аг 1+с где а1 — длина рычагов, на которых тяги образуют угол, направленный к основанию;. аг — длина рычагов, на которых тяги образуют угол, направленный от -основания;

1 — расстояние между силовой пружиной и рычагами с длиной а( с — расстояние между парами рычагов.

1054594 а < 1

Т+с

Т,1 а4 =Ту аг =ц- Ь, Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам подъемно-rpaнспортной техники.

Известна конструкция четырехколодочного дискового тормоза с двумя диаметрально расположенными парами тормозных колодок, приводимыми в движение одновременно двумя тормозными рычагами, при этом тормозные ры чаги действуют на тормозные колодки посредством четырех установочных вин- О тов и четырех коленчатых рычагов. Каждый коленчатый рычаг одним концом соединен с неподвижным шарниром, укрепленным на станине, а вторым —— шарнирно соединен с тормозной колод- 15 кой. Установочные винты шарнирно соединены с тормозными рычагами и сред- ними шарнирами коленчатых рычагов (1).

Указанное устройство не обеспечиваеr гарантированного равномерного прижатия всех тормозных колодок к тормозному диску, что приводит к снижению тормозного .момента, по сравнению с расчетным, и, следовательно, к опасным последствиям, 25 имеет сравнительно низкую надежность из - з а боль(.(ого числа деталей .

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является четырехколодочный дисково-колодочный тормоз, размыкающийся от одного привода.

Тормоз содержит шарнирно установленные на основании электрогидротолкатель, четыре тормозных рычага с фрикционными колодками, расположен-. ные симметрично по обе стороны тормозного диска, сидящего на валу, силовые пружины, перекладину, шарнирно соединенную с ближней парой рычагов и имеющую неподви>кную ось 40 вращения (2) .

Однако при затормаживании усилие главной пружины на верхние части тормозных рычагов передается с помощью цилиндрических. втулок что приводит 45 к неодинаковому давлению на разные рычаги при перекосе или смещении тормоза относительно тормозного диска, при отклонении размера от плоскости трения колодок ло плоскости прижатия цилиндрических втулок к верхней части рычагов. Все это приводит к неравномерному давлению колодок и даже к отсутствию прижатия отдельных колодок к тормози(>му диску, к уменьшению тормозного момента, по сравнению с расчетным значением, неравномерному износу колодок, сокращению срока эксплуатации тормоза.

Целью изобретения является повы- 60 шение надежности путем равномерного прижатия всех фрикционных колодок к тормозному диску.

Поставленная цель достигается .тем, что лисково-кололочный тормоз, содержащий приводнои толкатель, шарнирно установленный на основании, тормозной диск, силовые пружины, две пары тормозных рычагов с фрикционными колодками, шарнирно установленные на основании симметрично оси тормозного лиска, причем фрикционная колодка установлена на каждом рычаге шарнирно, а каждый рычаг пары установлен с возмо>кностью взаимодействия с другим рычагом через тормозной диск и шарнирно связан с толкателем .перекладиной, снабжен тягами со сферическими головками и пружинами, длина рычагов каждой пары выполнена различной, силовая пружина установлена между толкателем и рычагами и шарнирно связана с перекладиной, рычаги соединены с перекладиной через подпружиненные тяги со сферическими головками, установленные наклонно по отношению к перекладине с образованием угла между ними, причем угол наклона тяг одной пары рычагов направлен к основанию, другой — от основания, а отношение длин каждой пары рычагов должно удовлетворять следующему равенству: где а1 — длина рычагов, на которых

t тяги образуют угол, направленный к основанию; аг .- длина рычагов, на которых тяги образуют угол, направленный от основания;

1 — расстояние между силовой пружинои и рычагами с длиной а, с — расстояние между парами рычагов.

Действительно, из фиг. 9 видно, что при усилии Р главной пружины на ближние и дальние тяги в точках Ор и

Ог передаются усилия Р и Рг, равные

Р1 =Р 1+с)/с; Рг = P 1/с, в результате чего на концах ближних и дальних тяг рычагов возникают горизонтальные силы Т и Тг, обеспечивающие прижатие колодок к тормозному диску. Величины этих сил равны

1 . 1

Т1= У Р1 "-" Тг= 2. Рг <1

Для прижатия ближних и дальних колодок с оЛинаковым усилием необходимо соблюдение следующих соотношений: откуда интересующее нас отношение длин ближних и дальных рычагов ( 2 2

>z Р р,.((pc, c p(Pic(Ьс

1054594

В частном виде, данное равенство может быть при равенстве длин всех рычагов (а =а>) записано в следую1 щем виде: йуМ Р P ° 1 с 1

tea> P cCPCl+c >tc

На фиг. 1 изображен дисковоколодочный тормоз с ближними и дальними рычагами разной длины; на 10 фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение .Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 — сечение В-В на фиг. 1; на фиг. 5 — дисково-колодочный.тормоз с ближними и дальними рычагами одинаковой длины; на фиг. 6 - разрез Г-Г на фиг. 5; на фиг. 7 — сечение Д-Д на фиг. 5; на фиг. 8 сечение Е-Е на фиг. 5; на фиг. 9 расчетная схема тормоза.

Дисково-колодочный тормоз содер- жит основание 1, с которым шарнирно соединены дальние 2 и ближние 3 тормозные рычаги..К тормозным рычагам шарнирно присоединены фрикционные колодки 4, расположенные симметрично по обе стороны тормозного диска 5. К перекладине 6 и тормозным рычагам присоединены тяги 7 со сферическими головками. Тяги 7 установлены наклонно и образуют между собой угол, направленный вершиной к основанию на ближней паре рычагов и направленный вверх — на дальней паре рычагов. Длины дальних 2 и ближних 3 тормозных рычагов различны (или одинаковы при различии в углах между тягами пар).

Присоединение тяг 7 осуществляют с помощью сферических шайб 8, гаек 9 и планок 10. K перекладине 4() шарнирно закреплен шток 11 с силовой пружиной 12, упирающейся верхним концом в рамку 13, а нижняя в гайку 14, навинченную на шток. Силовая пружина 12 установлена между электрогид- 45 ротолкателем 15 и рычагами. Х.концу . перекладины шарнирно закреплен шток электрогидротолкателя 15, корпус которого шарнирно соединен с основанием 1. Регулировочные винты 16 ввинчены в кронштейны тормозных рычагов. На тяги установлены вспомогательные пружины 17.

Тормоз работает следующим образом.

В нормальном состоянии, т.е. при обесточенном электрогидротолкателе

15, тормоз заторможен под действием силовой пружины 12, которая, благодаря своему расположению и будучи сжатой, передает направленное вниз усилие через шток 11 на перекладину 6. .Перекладина, поворачиваясь против часовой стрелки относительно мгновенных подвижных центров вращения 0.1 и О>, смещает последние соответственно вниз (т. 0,1) и вверх (т.0 ), сдвигая дальние 2 и ближние

3 рычаги и равномерно прижимая все четыре колодки к диску.

Равномерность прижатия фрикционных колодок 4 к тормозному диску 5 обеспечивается выполнением шарнирной связи рычагов с колодками и присоединением рычагов к перекладине . через тяги, причем, так как у ближней пары рычагов угол направлен к основанию, а на дальней от основания и соотношение расстояния между.силовой пружиной и рычагами выбрано из условия равенства усилий, то равномерность прижатия достигается полностью.

Растормаживание тормоза осуществляется электрогидротолкателем 15, при включении которого шток поворачивает перекладину 6 по часовой стрелке, разжимая при этом через тяги 7 дальние 2 и ближние 3 тормозные рычаги.

Работа тормоза с одинаковыми длинами тормозных рычагов аналогична описанной.

Использование предлагаемого изобретения позволит повысить надежность тормозных установок, потребует меньших затрат на их ремонт, увеличит плавность торможения, что в свою очередь уменьшит динамические нагрузки на меХанизмы и металлоконструкцию подъемно-транспортной машины и будет способствовать повышению долговечности всей машины в целом.

1054594

Фиг.2

4uz.f б-б

Фи з

1054594

1054594

1054594

Составитель В. Розанов

Редактор М. Бандура Техред М. Костик Корректор р,.Тяско

Заказ 9071/42 Тираж 925 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

11 3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "П,зтент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Дисково-колодочный тормоз Дисково-колодочный тормоз Дисково-колодочный тормоз Дисково-колодочный тормоз Дисково-колодочный тормоз Дисково-колодочный тормоз Дисково-колодочный тормоз 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к дисковым тормозным устройствам для автомобиля

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к тормозным устройствам транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к автомобилестроению, и может применяться в качестве тормоза в устройстве для сборки и последующей обработки деталей автомобиля

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к дисковым тормозам, имеющим плавающий или скользящий суппорт

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к механизмам привода дисковых тормозов транспортных средств

Изобретение относится к области рельсового транспорта, в частности к зажимным тормозам

Изобретение относится к области рельсового транспорта, в частности к встроенным блокам для создания тормозного усилия на колесных парах рельсового транспортного средства

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к тормозным устройствам рельсовых транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к тормозным механизмам с подвижными в осевом направлении колодками, прижимаемыми к вращающемуся диску
Наверх