Экспериментальная центробежная турбомашина

 

1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЦЕНТРОБЕЖНАЯ ТУРБОМАГМНА, содержащая корпус , установленное в нем рабочее колесо с валом, покрывным и основным дисками, образукяцими с корпусом со- : ответственно переднюю и задню паэу. хи, уплотнения покрывного диска и вала и Колычевой коллектор, подключенный к источнику давления при помощи магистрали с вертилем, отличающаяся тем, что, с целью расширения диапазона исследований, турбомашина снабжена установленным на корпусе со стороны покрывного диска теплообменником и расположенными в магистрали расходомером и теп-. лообмонником, уплотнение покрывного диска установлено с возможностью осевого перемещения, а коллектор сообщен с задней пазухой. 2. Турбомашина по п. 1, о т л ичающаяся тем, что уплотнение покрывного диска выполнено коническим . 01 «

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1054711

gyes С 01 М 15/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬГГИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ 1 (21) 3466265125-06 (22) 0? .07, 82 (46) 15.11.83, Бюл. У 42 (72) Г.А, Бондаренко, Л.В. Черепов и В.Н. Довженко (71) Всесоюзный научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт компрессорного машиностроения (53) 62 1.677(088.8) (56) . Галеркин И.Б, Рекстин Ф.С.

Экспериментальная установка для исследования центробежных компрессорных ступеней. Научно-технический и информационный бюллетень ЛПИ им. M.È. Калинина. Л., 1961, Ф 5, с. 25.

2. Байбаков О,В. н др. Лабораторный курс гидравлики и насосов. Г1-Л., Госэнергоиздат, 1961, с, 174. (54) (5.7) 1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЦЕНТРО.

БЕЖНАЯ ТУРБОМА!%1НА, содержащая корпус, установленное в нем рабочее колесо с валом, покрывным и основным дисками, образующими с корпусом со" ответственно переднюю и эаднкяо пазу-,, хи, уплотнения покрывиого диска и вала и кольцевой коллектор, подключенный к источнику давления при помощи магистрали с вертилем, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью расширения диапазона исследований, турбомашина снабжена установленным на корпусе со стороны покрывного диска теплообменником и расположенными в магистрали расходомером и теплообменником, уплотнение покрывного диска установлено с воэможностью осевого перемещения, а коллектор со- . общен с задней пазухой.

2. Турбомашиня по п. 1, о т л ич а ю щ а я с я тем, что уплотнение. покрывного диска выполнено коническим.

105471 1

1 .Изобретение относится к турбо- и

1 компрессоростроению и может быть использовано при пронедении испытаний центробежных компрессоров и турбин.

Известна экспериментальная турбо5 машина, содержащая корпус с установленным в нем центробежным рабочим колесом, диффузор, уплотнения вала и покрывно о диска Р 1 7.

Недостатком этой турбомашины яв- 1g ляется то, что в ней не предусмотрена воэможность регулирования величины утечек через уплотнения.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому эффекту к изобретению является экспериментальная центробежная турбомашина, содержащая корпус, установленное в нем рабочее колесо с валом, покршвным и ockfopHbIM дисками, образующими с корпусом соответственно переднюю и заднюю пазухи, уплотнения покрывного

:диска и вала и кольцевой коллектор, .подключенный к источнику давления при помощи магистрали с вентилем C 23.g5

Недостатки такой турбомашины заключаются н том, что предусмотрена лишь ограниченная возможность регулирования утечек через уплотнение вала и совсем невозможно регулировать утечки через уплотнение покрывного диска, в результате чего по лучают характеристики исследуемой турбомашины в зависимости от утечек через уплотнения в ограниченном диапазоне.

Цель изобретения — расширение диапазона исследований, Укаэанная цель достигается тем, что экспериментальная центробежная турбомашина, содержащая корпус, ус40 танонленные в нем рабочее колесо с валом, покрывным и основным дисками, образующими с корпусом соотнетственно переднюю и заднюю пазухи, уплотнения покрынного диска и вала и кольцевой коллектор, подключенный к источнику давления при помощи магистрали с вентилем, снабжена установленным на корпусе со стороны по.крывного диска теплообменником и рас- 5О положенными в магистрали расходомером и теплообменником, уплотнение покрынного диска установлено с возможностью осеного перемещения, а коллектор сообщен с задней пазухой, 55

Кроме того, уплотнение покрывного диска может быть выполнено коническим.

На Лиг, 1 показана турбомашина, продольный разрез; на фиг. 2 — узел T ю на фиг. 1; на фиг. 3 — вариант конического уплотнения покрывного дис- .ка; на Лиг. 4 — вариант ступенчатого уплотнения вала.

Экспериментальная центробежная турбомашина содержит корпус 1, установленное в корпусе 1 .рабочее колесо 2 с взлом 3, покрывным диском 4, .основным диском 5, образующими с корпусом 1 соответственно переднюю пазу-! .ху 6 и заднюю пазуху 7, уплотнение 8 покрынного диска 4 и уплотнение 9 вала

3 и кольцевой коллектор 10,подключен ный к источнику 11 давления при помощи магистрали 12 с вентилем 13. Турбомашина снабжена установленным на корпусе 1 со стороны покрывного диска 4 теплообменником 14 и расположенными в магистрали 12 расходомером 15 и теп.лообменником 16, уплотнение Я покрывного диска 4 установлено в корпусе 1 с возможностью осевого перемещения, а коллектор 10 сообщен с задней пазухой. 7 кольцевым каналом 17. Уплотнение 8 покрынного диска 4, а также уплотнение 9 вала 3 снабжены на входе и выходе датчиками 18 статического давления и датчиками 19 температуры.

Уплотнение 8 покрывного диска 4 может быть выполнено коническим.

Турбомашина работает следующим образом, При вращении рабочего колеса 2 давление рабочего тела при входе отличае тся от данле ния на выходе из рабочего колеса 2, благодаря чему возникают утечки рабочего тела через уплотнение Я покрывного диска 4 и уплотнение 9 вала 3. Величину утечек можно регулировать перемещением в осевом направлении уплотнения 8 покрынного диска 4 и регулированием вентилем 13. Более точная имитация параметров перетекаемого потока через уплотнение 8 покрынного диска 4 обеспечивается режимом работы теплообменника 14, а параметров перетекаемого потока через уплотнение 9 вала

3 — режимом работы теплообменника 16

Величина утечки через уплотнение 8 покрывного диска 4 определяется по перепаду датчиков 18 статического данления, установленных на входе и выходе иэ уплотнения З.с учетом показаний датчиков 19 температуры путем сопоставления с данными предварительного тарирования. Величина з 20547 утечки через уплотнение 9 вала может определяться расходомером 15. Регули. рованием величины давления рабочего тела в кольцевом коллекторе 10 возможна также имитация условий рабо5 ты исследуемой турбомашины в составе многоступенчатой машины, когда течение рабочего тела в задней пазу12 4 хе 7 происходит от центра к йериАерии рабочего колеса 2.

Регулирование величий утечек рабочего тела через уплотнения покрывного диска и вала, а также точное измерение величин утечек позволяют расширить диапазон исследования турбомаШИНЫ

10547 I 1

1054711 /епактор К. Волощак Техред T.@aHTa

Ко рректор О. Билак

Л л

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4.

Заказ 9093/48 Тираж 873 Подписное

ВНИППИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва Ж-35 Раушская наб, д. 4/5

Экспериментальная центробежная турбомашина Экспериментальная центробежная турбомашина Экспериментальная центробежная турбомашина Экспериментальная центробежная турбомашина Экспериментальная центробежная турбомашина 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх