Способ обеспечения осевого преднатяга в подшипниковом узле

 

СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСЕВОГО ПРЕДНАТЯГА В ПОДМПНИКОЮМ УЗЛЕ, заключающийся в том, что устанавливают .юдшипники и распорную втулку между ними на валу-шестерне, имеющем резьбовой хвостовик, и помещают в .. JJ i ri:wn.j. TbJfrtfc-TfiVJXr.i (П||«гд корпусе подшипникового узла, задают вращение одноименным кольцам подшипников и нагружают один из подшипниников требуемым осевым усилием преднатяга , отличающий.ся тем, что, с целью расширения технологических возможностей и снижения трудоемкости реализации способа, измеряют осевое относительное положение колец нагруженного подшипника, уменьшают осевое усилие до значения, при котором выбраны зазоры в подишпниковом узле, осуществляют навинчивание и затяжку гайки на резьбовом хвостовике вала-шестерни до установления ранее измеренного осевого относительного положения колец - ранее нагруженного подшипни (Л ка.

СОЮЗ СО8ЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИ4ЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (11) 3(51) G 01 М 13/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA (21 ) 3495140/25-28 (22 ) 28. 09. 82 (46) 23.01.84. Бюл. )) 3 (72 ) A В. Воронин, A. И. Гречухин, В.И. Харитонов, Ф.Ф. Сапожников, И.А. Булавин и А.Г. Сидоров (71) Иосковский автомеханический институт и Волжское объединение по производству легковых автомобилей (53) 658.6:620.178.163(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

)) 819562, кл. G 01 В 5/06,. 1978 (прототип). .(54)(57) СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСЕВОГО

ПРЕДНАТЯГА В ПОДНИПНИКОВОМ УЗЛЕ, заключающийся в том, что устанавливают .юдшипники и распорную втулку между ними на валу-шестерне, имеющем резьбовой хвостовик, и помещают в корпусе подшипникового узла, задают вращение одноименным кольцам подшипников и нагружают один иэ подшипниников требуемым осевым усилием преднатяга, о т л и ч а ю щ и й.с я тем, что, с целью расширения технологичес" ких возможностей и снижения трудоемкости реализации способа, измеряют осевое относительное положение колец нагруженного подшипника, уменьшают осевое усилие до значения, при котором выбраны зазоры в подшипниковом узле, осуществляют навинчивание и затяжку гайки на реэьбовом хвостовике вала-шестерни до установления ра.нее измеренного осевого относительного положения колец . 3 ранее нагруженного подшипника.

1068756

45

Составитель A. Мвыркова

Редактор (). Бугир ТехредМ.Гергель Корректор И. Эрдейи

Заказ 11451/36 Тираж 827 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва,,",-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для создания предварительного осевого натяга подшипников в подшипниковых узлах при сборке агрегатных узлов.

Известен способ обеспечения осевого преднатяга в подшипниковом узле, согласно которому устанавливают подшипники и рас1тбрную втулку между ними на валу-шестерне, имеющем реэьбовой хвостовик, и помещают в корпусе подшипникового узла, задают вращение одноименным кольцам подшипников и нагружают один из подшипников требуемым, осевым усилием преднатяга 513 .

Однако известный способ имеет ограниченные технологические возможности, поскольку преднатяг создается за счет подбора толщины компенсатора, что реализуется только при использовании жестких распорных втулок. Кроме того, подбор компенсатора сопровождается неоднократными переборками подшипникового узла, что приводит к большой трудоемкости при реализации способа.

Цель изобретения — расширение технологических возможностей и снижение трудоемкости реализации способа.

Эта цель достигается тем, что согласно способу обеспечения осевого преднатяга в подшипниковом узле, заключающемуся в том, что устанавливают подшипники и распорную втулку между ними на валу-шестерне, имеющем реэьбовой хвостовик, и помещают в корпусе подшипникового узла, задают .вращение одноименным кольцам подшипников и нагружают один из подшипников требуемым осевым усилием преднатяга, измеряют осевое относительное положение колец нагруженного подшипника, уменьшают осевое усилие,до значения, при котором выбраны зазоры в подшипниковом узле, осуществляют навинчивание и затяжку гайки на резьбовом хвостовике вала-шестерни до установления ранее измеренного осевого относительного положения колец ранее нагруженного подшипника.

На чертеже показана схема подшипникового узла для осуществления способа обеспечения осевого преднатяга в подшипниковом узле.

Подшипниковый узел содержит измерительный стол 1, прижим 2, корпус 3 подшипникового узла, вал-шестерню

4 с реэьбовым хвостовиком 5, гай10 ку 6, радиально-упорные подшипники

7 и 8 с внутренними кольцами 9 и 10 и наружными кольцами 11 и 12, распорную втулку 13, механизм 14 создания осевого усилия и вращения и

35 датчик 15 линейных перемещений.

Способ осуществляют следующим образом.

Устанавливают подшипники 7 и 8 и распорную втулку 13 между ними на валу-шестерне 4 и помещают их в корпусе 3 подшипникового узла. Устанавливают корпус 3 на столе 1 и фиксируют его прижимом 2. С помощью механизма 14 задают вращение валушестерне 4 с кольцами 9 и 10 и нагружают подшипник 8 требуемым осевым усилием F преднатяга. Измеряют и фиксируют при этом с помощью датчика 15 осевое относительное положение колец 10 и 12. Затем уменьшают осевое усилие Г до значения, при котором выбраны зазоры в подшипнике 8, осуществляют навинчивание и затяжку гайки 6 на реэьбовом хвостовике 5 вала-шестерни 4 до установления ранее измеренного датчиком.15 осевого относительного положения колец 10 и 12.

Применение предлагаемого способа позволяет расширить технологические воэможности и использовать его для подшипниковых узлов с деформируемой распорной втулкой эа счет затяжки гайки и изменения длины втулки на заданную величину изменения монтажной высоты подшипника под действием требуемого усилия преднатяга, а также снизить трудоемкость реализации способа за счет исключения операций по переработке подшипникового узла.

Способ обеспечения осевого преднатяга в подшипниковом узле Способ обеспечения осевого преднатяга в подшипниковом узле 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх