Устройство для контроля и регистрации маневров главного судового двигателя

 

I. УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ И РЕГИСТРАЦИИ МАНЕВРОВ ГЛАВНОГО СУДОВОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащее датчик оборотов, подключенный к блоку цифрового измерения, связанному своим выходом с входом блока контроля оборотов, датчики команд, подключенные к блоку преобразования информации, а также блок управления, взаимно связанный с печатающим механизмом, и блоком времени , отличающееся тем, что, с целью повышения точности регистрации оборотов, оно снабжено блоком усреднения оборотов. входы которого соединены соответственно с выходами блока цифрового измерения, а выходы - с входами этого же блока и с входом блока контроля оборотов, подключенного к входу блока управления, при этом входы блока преобразования информации соединены соответственно с выходами блока управления, а выходы - с входами блока управления взаимно связанного с блоком цифрового измерения. 2. Устройство по п. 1. отличающееся тем, что блок усреднения оборотов включает последовательно соединенные переключатель, счетчик числа измерений, одновибратор записи и одновибратор сброса, а также подключенный к переключателю делитель, к входу которого подключен одновибратор сброса, при этом входы делителя и счетчика se числа измерений являются в.ходами блока усреднения оборотов, а выходы делителя, (Л одновибратора записи и одновибратора сброса - его выходами. ел со

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

3(бц В 63 Н 21/22

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3501467/27-11 (22) 18.10.82 (46) 07.02.84. Бюл. № 5 (72) А. С. Балашов, В. С. Булатов, Г. С. Островская, Ю. П. Сиволодский и А. Н. Щедров (53) 629. 12.001.54 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 547070, кл. В 63 Н 21/22, 1975 (прототип). (54) (57) 1. УСТРОИСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ И РЕГИСТРАЦИИ МАНЕВРОВ ГЛАВНОГО СУДОВОГО ДВИ ГАТЕЛЯ, содержащее датчик оборотов, подключенный к блоку цифрового измерения, связанному своим выходом с входом блока контроля оборотов, датчики команд, подключенные к блоку преобразования информации, а также блок управления, взаимно связанный с печатающим механизмом, и блоком времени, отличающееся тем, что, с целью повышения точности регистрации оборотов, оно снабжено блоком усреднения оборотов, „„SU„„1071529 А входы которого соединены соответственно с выходами блока цифрового измерения, а выходы — с входами этого же блока и с входом блока контроля оборотов, подключенного к входу блока управления, при этом входы блока преобразования информации соединены соответственно с выходами блока управления, а выходы — с входами блока управления взаимно связанного с блоком цифрового измерения.

2. Устройство по п. 1. отличающееся тем, что блок усреднения оборотов включает последовательно соединенные переключатель, счетчик числа измерений, одновибратор записи и одновибратор сброса, а также подключенный к переключателю делитель, к входу которого подключен одновибратор сброса, при этом входы делителя и счетчика Я числа измерений являются входами блока усреднения оборотов, а выходы делителя, одновибратора записи и одновибратора сброса — его выходами. С:

1071529

Изобретение относится к судостроению, в частности к области автоматической регистрации команд на изменение режима работы главного судового двигателя, времени их подачи и регистрации фактических оборотов двигателя.

Известно устройство для контроля и регистрации маневров главного судового двигателя, содержащее датчик оборотов, подключенный к блоку цифрового измерения, связанному своим выходом с входом блока контроля оборотов, датчики команд, подключенные к блоку преобразования информации, d также блок управления, связанный с печатающим механизмом (1).

Недостатком этого устройства является возможность ошибок в определении числа оборотов, обусловленных волнением моря и изменяющейся нагрузкой на винт гребного вала.

11,ель изобретения — повышение точности регистрации оборотов. !!оставленная цель достигается тем, что устройство для контроля и регистрации маневров главного судового двигателя, содержащее датчик оборотов, подключенный к блоку цифрового измерения, связанному своим выходом с входом блока контроля оборотов, датчики команд, подклк>ченные к блоку преобразования информации, а также блок управления, взаимно связанный с ечата ощим ме аннзмом и блоком времени снабжено блоком усреднения оборотов, вхо LI>I которого соедпнень: соответственно с выходами блока цифрового измерения, а выходы с входами этого же блока и с входом олока контроля оборотов, подключенного к входу блока управления, при этом входы блока преобразования информации соедпнеllll соответственно с выходами блока уиравле>шя, а выходы --- с входами блока уllpdllлеIIH5I, взаимно связанного с блоком ш>фрового измерения.

Кроме того, блок усреднения оборотов вклк>ча T последовательно соединенные переключатель, счетчик числа измерений, одновибратор записи и одновибратор сброса, а также подключенный к переключателю делитель, к входу которогс подключен одновибратор сброса, при этом входы делителя и счетчика числа измерений являются входами блока усреднения оборотов, а выходы делителя, одновибратора записи и одновибратора сброса -- его выходами.

На фиг. 1 представлена функциональная схема устройства для контроля и регистрации маневров; на фиг. 2 †-6, — функциональные схемы олока цифрового измерения, блока преобразования информации, блока времени, блока контроля оборотов, блока управления соответственно.

Г1 редл агаемое устройство содержит датчик 1 оборотов, датчик 2 команды, блок 3 цифрового измерения, блок 4 усреднения оооротов, блок 5 преобразования информа5

35 ции, блок 6 времени, блок 7 контроля оборотов, блок 8 управления и печатающий механизм 9.

Блок 3 цифрового измерения содержит генератор 10 тактовых импульсов, генератор 11 пилообразного напряжения, дифференцирующую цепь 12, схему 13 сравнения, триггер 14, генератор 15 эталонной частоты, схему !6 совпадения, счетчик 17, регистр 18 памяти, схему 19 совпадения и схему 20

ИЛИ, а блок 4 усреднения оборотов включает делитель 21, переключатель 22, счетчик 23 числа измерений, одновибратор 24 записи и одновибратор 25 сброса.

Блок 5 преобразования информации включает канал 26 преобразования информации, инвертор 27, триггер 28, дифференцирующую цепь 29, схему 30 ИЛИ, триггер 31, схемы 32 и 33 совпадения, схему 34 ИЛИ, схему 35 установки <0», схему 36 ИЛИ, шифратор 37 кода и схему 38 ИЛИ.

Блок 6 времени содержит генератор 39 стандартной частоты, делитель 40, кнопку 41 установки времени, переключатель 42, счетчик 43 минут .(единиц, десятков), счетчик 44 часов (единиц, десятков), счетчик 45 суток (единиц десятков), схему 46 совпадения и схему 47 ИЛИ.

Блок 7 контроля оборотов включает генератор 48 импульсов, схемы 49 и 50 совпадения, схему 5! неравнозначности, схему 52 совпадения, регистр 53 памяти, счетчик 54, триггер 55, счетчик 56, триггер 57, счетчик

58 и переключатель 59.

Блок 8 управления содержит схему 60, установки «О», схему 61 совпадения, схему

62 равнозначности, шифратор 63, счетчик 64 дешифратор 65, схему 66 совпадения, усилитель 67, дифференцирующую цепь 68, одновибратор 69, кнопку 70, схему 71 ИЛИ, схему 72 совпадения, триггер 73 и усилитель 74.

Устройство работает следующим образом, Датчик 1 оборотов устанавливается на гребном валу, с его выхода поступает аналоговый сигнал постоянного напряжения, прои>рциональный частоте оборотов.

Датчики 2 команд размещаются в устройствах управления и автоматики и имеют дискретный (контактный) выход. Так, например, устройство дистанционного автоматического управления главным судовым двигателем имеет датчики следующих команд: «Аварийный стоп», по сигналу которого двигатель останавливается и обороты уменьшаются до нуля; «Экстренная программа», по сигналу которого двигатель набирает обороты с большей скоростью, чем это предусмотрено в обычных условиях;

«Защита сработала», по которому двигатель с любых оборотов переходит на минимально устойчивые обороты. Датчик команд машинного телеграфа формирует дискретные сигналы, соответствующие командам «Самый малый ход», «Малый ход» и т. д., 1071529 по которым должны устанавливаться требуемые обороты гребного вала.

Частота оборотов гребного вала судна находится в зависимости от мощности, развиваемой главным двигателем в соответствии с поданной командой, и от нагрузки на гребной вал. При постоянной мощности двигателя, определенной заданной командой, и спокойном море частота оборотов постоянна, но при волнении в зависимости от глубины погружения кормы судна нагрузка на гребной вал меняется в соответствии с периодом качки и с тем же периодом меняется частота оборотов. Причем разница между минимальной и максимальной частотой оборотов бывает значительной. Соответственно этому периодически меняется уровень выходного сигнала датчика оборотов. Если производить в случайные моменты времени измерение такого сигнала, то в результате получаются значения оборотов, характеризующиеся большими разбросами, из которых практически невозможно выбрать то значение оборотов, которое соответствует заданной мощности двигателя. Однако если за период качки судна произвести несколько измерений оборотов, то полученное усредненное число оборотов будет соответствовать заданной мощности двигателя.

В предлагаемом устройстве обработку сигнала от датчика 1 оборотов осуществляют совместно блок 3 цифрового измерения, блок

4 усреднения оборотов и блок 7 контроля оборотов. На выходах блока 3 цифрового измерения периодически вырабатывается трехразрядный двоично-десятичный код ( усредненного числа оборотов, а на выходе блока 7 контроля оборотов формируется сигнал «Пуск 1» при факте изменения усредненного числа оборотов на определенную величину (например, на 5, 10, 20 оборотов) по сравнению с числом оборотов, ранее отпечатанных на ленте tlo сигналм <<11 eh 1» с этого блока.

Обработку сигналов от датчиков 2 команд осуществляет блок 5 преобразования информации, который прн факте появления или снятия командного сигнала на любом из его входов формирует на выходе сигнал

«Пуск 2», причем при появлении командного сигнала на втором выходе блока формируется двоично-десятичный код данной команды, 10 а при снятии командного сигнала формируется двоично-десятичный код «О». Каждая команда закодирована определенной цифрой и располагается в определенном месте на ленте печатающего механизма 9.

Формирование сигналов даты и времени осуществляется блоком б времени. Для даты используются два двоично-десятичных разряда (десятки суток и единицы суток), для времени — четыре двоично-десятичных разряда (десятки часов, единицы часов, десятки минут, единицы минут).

По любому из сигналов «Пуск» блок 8 управления формирует сигнал вклк>чсння печатающего механизма 9, вырабатывает сигналы «Опрос информации» из блоков 5, Зи6

Введение блока усреднения оборотов исключает ошибки в определении числа оборотов, вызываемые волнением моря. Регистрируемые на ленте предлагаемого устройства усредненные числа оборотов более точно отражают задаваемые на двигатель обороты.

30 Кроме того, исключается значительное количество случайных регистраций ня лснтс, так как контроль оборотов ведется нс по мгновенным измеренным значениям, а по усредненным, и сл чайный выход средних значений за установленные пределы мало35 вероятен.

Таким образом, предлагаемое изобретение повышает точность регистрации оооротов двигателя.

1071529

Ьг.2

1071529

1071529

1071529 м17 отЯ

Составитель С. Марфина

Техред И. Верее Корректор О. Тигор

Тираж 460 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для контроля и регистрации маневров главного судового двигателя Устройство для контроля и регистрации маневров главного судового двигателя Устройство для контроля и регистрации маневров главного судового двигателя Устройство для контроля и регистрации маневров главного судового двигателя Устройство для контроля и регистрации маневров главного судового двигателя Устройство для контроля и регистрации маневров главного судового двигателя Устройство для контроля и регистрации маневров главного судового двигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, в частности, к системам автоматического контроля и диагностирования технического состояния пропульсивного комплекса судна, включающего в себя двигатель, редуктор, муфту, линию вала, гребной винт

Изобретение относится к судостроению, в частности к дистанционным приводам и системам управления судовыми двигателями, преимущественно судовыми газотурбинными двигателями

Изобретение относится к судостроению, а именно к системам дистанционного управления судовыми двигателями

Изобретение относится к судостроению, в частности к системам дистанционного автоматизированного управления судовыми энергетическими установками (СЭУ)

Изобретение относится к области автоматизации силовых установок транспортных средств, в частности к многодвигательным силовым установкам, установленным, например, на судах

Изобретение относится к судостроению, в частности к системам управления движителями, в том числе винтом регулируемого шага, подруливающим устройством, водометным движителям с реверсивно-рулевым устройством, состоящим из рулей и барабанов, а также крыльчатым движителям
Наверх