Устройство управления двигательно-движительным комплексом судна с редуктором

 

УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНО-ДВИЖИТЕЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ СУДНА С РЕДУКТОРОМ, содержащее задающий орган регулятора оборотов , вход которого через коммутатор соединен с выходом блока задания оборотов и выходом блока уставки верхней границы зоны критических оборотов, а также усилитель , выход которого соединен с управляющим входом коммутатора, отличающееся тем, что, с целью повыщения надежности устройства и увеличения моторесурса редуктора , оно снабжено датчиком скорости судна , датчиком оборотов вала двигателя, блоком вычисления, блоком сравнения и элементом памяти, при этом выход элемента памяти соединен с входом усилителя, установочный вход элемента памяти соединен с выходом блока сравнения, вход которого соединен с выходом датчика оборотов вала двигателя , а вход сброса элемента памяти соединен с выходом блока вычисления, вход которого соединен с датчиком скорости судна. со ел со

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛ ИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН уд) В 63 Н 21/22

CO

Н сО

Сл оР

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

Н. АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3498446/27-11 (22) 04.10.82 (46) 15.03.84. Бюл. № 10 (72) А. В. Аршава, Г. П. Орунов, М. M. Пупырев, Я. И. Фридман и Л. А. Элинсон (53) 629.12.84 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 427153, кл. F 01 В 25/06, 24.04.72 (прототип). (54) (57) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ

ДВИГАТЕЛЬНО-ДВИЖИТЕЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ СУДНА С РЕДУКТОРОМ, содержащее задающий орган регулятора оборотов, вход которого через коммутатор соединен с выходом блока задания оборотов и выходом блока уставки верхней границы

„„SU„„1079543 зоны критических оборотов, а также усилитель, выход которого соединен с управляющим входом коммутатора, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности устройства и увеличения моторесурса редуктора, оно снабжено датчиком скорости судна, датчиком оборотов вала двигателя, блоком вычисления, блоком сравнения и элементом памяти, при этом выход элемента памяти соединен с входом усилителя, установочный вход элемента памяти соединен с выходом блока сравнения, вход которого соединен с выходом датчика оборотов вала двигателя, а вход сброса элемента памяти соединен с выходом блока вычисления, вход которого соединен с датчиком скорости судна.

1079543

45.50

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам управления двигательно-движительными комплексами судов с редукторами.

Известно устройство управления двигательно-движительным комплексом судна с редуктором, содержащее задающий орган регулятора оборотов, вход которого через коммутатор соединен с выходом блока задания оборотов и выходом блока уставки верхней границы зоны критических оборотов, а также усилитель, выход которого соединен с управляющим входом коммутатора (1)

Недостатком известного устройства является то, что оно не исключает возможности вращения вала двигателя в зоне критических оборотов вследствие работы винта в режиме авторотации при выбеге судна. При вращении винта в режиме авторотации в случае совпадения частоты вращения вала с собственной частотой крутильных колебаний возможен резонанс системы. Усилия, возникающие в этом случае; и, следовательно, амплитуда колебаний на несколько порядков ниже, чем при работе двигателя на топливе в зоне критических оборотов. В установках с прямой передачей момента на винт нет необходимости быстрого прохождения каких-либо диапазонов частоты вращения при неработающем двигателе и авторотации винта. Однако в установках, содержащих редуктор, в случае резонанса системы при авторотации винта возможны биения в редукторе, которые необходимо устранить, так как они сокращают срок службы редуктора.

Цель изобретения — повышение надежности устройства и увеличение моторесурса редуктора, Цель достигается тем, что устройство управления двигательно-движительным комплексом судна с редуктором, содержащее задающий орган регулятора оборотов, вход которого через коммутатор соединен с выходом блока задания оборотов и выходом блока уставки верхней границы зоны критических оборотов, а также усилитель, выход которого соединен с управляющим входом коммутатора, снабжено датчиком скорости судна, датчиком оборотов вала двигателя, блоком вычисления, блоком сравнения и элементом памяти, при этом выход элемента памяти соединен с входом усилителя, установочный вход элемента памяти соединен с выходом блока сравнения, вход которого соединен с выходом датчика оборотов вала двигателя, а вход сброса элемента памяти соединен с выходом блока вычисления, вход которого соединен с датчиком скорости судна.

На чертеже изображена структурно-функциональная схема предлагаемого устройства

30 управления двигательно-движительным комплексом судна с редуктором.

Устройство управления содержит датчик

1 скорости, который через блок 2 вычисления соединен с входом сброса элемента 3 памяти. Датчик 4 оборотов через блок 5 .сравнения соединен с установочным входом элемента 3 памяти. Выход элемента 3 памяти через усилитель 6 соединен с управляющим входом коммутатора 7. Выходы блока

8 задания оборотов и блока 9 уставки через коммутатор 7 соединены с входом задающего органа 10 регулятора оборотов.

Блок 2 вычисления служит для определения приращения скорости ЬЧ и формирует на выходе единичный сигнал при одновременном выполнении условий где V* — скорость судна;

v» — скорость судна, при которой винт в режиме авторотации вращает вал двигателя в зоне критических оборотов;

E — заданная уставка.

Блок 5 сравнения формирует единичный сигнал при

tli

Сигнал от датчика 1 скорости судна анализируетея блоком 2 вычисления, который формирует единичный сигнал при выполнении условий, указанных выше, т. е. в случае, когда скорость судна больше, чем Vi*, судно тормозит (dV(0), и движение судна далеко от установившегося режима (jgVI.)

>Ei). Сигнал от датчика 4 оборотов поступает на вход блока сравнения, который формирует единичный сигнал в случае вращения вала в зоне критических оборотов (nc ï а п ). При этом единичный сигнал блока 2 вычисления снимает запрет со срабатывания элемента 3 памяти, а единичный сигнал блока 5 сравнения устанавливает элемент 3 памяти в единичное состояние.

Единичный сигнал на выходе элемента 3 памяти, свидетельствующий о необходимости работы двигателя на уставке верхней границы зоны (п ), через усилитель 6 воздействует на коммутатор 7 и подключает к задающему органу 10 блок 9 уставки, что вызывает задание оборотов двигателя, соответствующих верхней границе зоны (nf). При достижении заданной скорости (Ч* Ч ) или

1079543

Составитель А. Строков.

Редактор С. Лисина Техред И. Верес Корректор А. Ференц

Заказ 1235/18 Тираж 456. Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! 13035, Москва, )K — 35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 невозможности в достаточной мере погасить инерцию судна (ЬЯсЕ! ) дальнейшая работа двигателя на уставке nf нецелесообразна. При этом блок 2 вычисления формирует нулевой сигнал, вызывающий появление нулевого сигнала на выходе элемента 3 памяти и подключение через коммутатор 7 блока 8 задания оборотов к задающему органу 10.

Предлагаемое изобретение дает возможность резко снизить время вращения вала двигателя в зоне критических оборотов в случае остановки судна и работе винта в режиме авторотации при незначительном увеличении времени остановки судна, что приводит к снижению биений в редукторе, а следовательно, и увеличению его моторесурса.

Устройство управления двигательно-движительным комплексом судна с редуктором Устройство управления двигательно-движительным комплексом судна с редуктором Устройство управления двигательно-движительным комплексом судна с редуктором 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, в частности, к системам автоматического контроля и диагностирования технического состояния пропульсивного комплекса судна, включающего в себя двигатель, редуктор, муфту, линию вала, гребной винт

Изобретение относится к судостроению, в частности к дистанционным приводам и системам управления судовыми двигателями, преимущественно судовыми газотурбинными двигателями

Изобретение относится к судостроению, а именно к системам дистанционного управления судовыми двигателями

Изобретение относится к судостроению, в частности к системам дистанционного автоматизированного управления судовыми энергетическими установками (СЭУ)

Изобретение относится к области автоматизации силовых установок транспортных средств, в частности к многодвигательным силовым установкам, установленным, например, на судах

Изобретение относится к судостроению, в частности к системам управления движителями, в том числе винтом регулируемого шага, подруливающим устройством, водометным движителям с реверсивно-рулевым устройством, состоящим из рулей и барабанов, а также крыльчатым движителям
Наверх