Приспособление для сборки агрегатов летательных аппаратов

 

Приспособление для сборки агрегатов летательных аппаратов, содержащее плиты, заделанные в фундамент, на которых установлены вертикальные колонны с закрепленными на них продольными балками, образующими каркас для крепления съемных рубильников, плит разъема, а также рам с узлами стыка, несущих на себе фиксаторы и зажимы, отличающееся тем, что, с целью повышения технологичности приспособления при его монтаже, эксплуатации и ремонте, в нем плиты, заделанные в фундамент, вертикальные колонны, продольные балки, плиты разъема и рамы с узлами стыка в местах их сочленений снабжены стаканами с закрепленными в них реперными площадками, выполненными с элементами крепления и фиксации и образующими базовую плоскость разъема, взаимодействующую с ответной плоскостью на сочленяемом элементе.

Изобретение относится к производству летательных аппаратов, а именно к приспособлениям для сборки агрегатов летательных аппаратов. Известны конструкции приспособлений, состоящие из жесткого каркаса с закрепленными на нем фиксирующими элементами, определяющими положение основных деталей и узлов собираемого агрегата. Каркас связывает все элементы конструкции приспособления в единое целое. От жесткости каркаса зависят и неподвижность, и точность расположения всех элементов приспособления. Каркас приспособления состоит из отдельных стандартных монолитных элементов (фундаментных плит, колонн, кронштейнов) и сварных балок. Сборка элементов в единый каркас осуществляется непосредственно на месте установки приспособления на фундаменте с опорой на бетонную подушку. На плитах, заделываемых в фундамент, закрепляют вертикальные колонны, а на колонны угловые кронштейны под крепление продольных балок. Между собой элементы крепятся при помощи болтовых соединений с применением компенсирующих прокладок и прослабленных отверстий. К недостаткам этого технического решения относится то, что каркасы приспособлений являются только связывающими и поддерживающими органами, несущими те элементы, которые определяют и фиксируют положение собираемого агрегата и его составных частей. В этом приспособлении все элементы, кроме рубильников, являются несъемными. Наиболее близким техническим решением является приспособление для сборки агрегатов летательных аппаратов, содержащее плиты, заделанные в фундамент, на которых установлены вертикальные колонны с закрепленными на них продольными балками, образующими каркас для крепления съемных рубильников, плит разъема, а также рам с узлами стыка, несущих на себе фиксаторы и зажимы. Однако каркас приспособления является неразборным. Составные части каркаса (фундаментные плиты, колонны, продольные балки) соединяются между собой по приближенным размерам, с применением прослабленных отверстий и компенсирующих цементных прокладок. Фиксирующие и зажимные узлы закрепляются на каркасе приспособлений при помощи болтовых соединений на точно обработанные поверхности или с применением компенсирующих прокладок. Кроме того, при установке приспособления на фундамент осуществлять работы можно только с применением измерительного инструмента (линейки, рулетки, штанген-циркуля и т.п.) без универсального оборудования (например, координатною стенда ), что является нетехнологичным. Цель изобретения повышение технологичности при монтаже, эксплуатации, ремонте. Поставленная цель достигается тем, что в приспособлении для сборки агрегатов, содержащем плиты, заделанные в фундамент, на которых установлены вертикальные колонны с закрепленными на них продольными балками, образующими каркас для крепления съемных рубильников, плит разъема, а также рам с узлами стыка, несущих на себе фиксаторы и зажимы, плиты, заделанные в фундамент, вертикальные колонны, продольные балки, плиты разъема и рамы с узлами стыка в местах их сочленений снабжены стаканами с закрепленными на них реперными площадками, выполненными с элементами крепления и фиксации и образующими базовую плоскость разъема, взаимодействующую с ответной плоскостью на сочленяемом элементе. На фиг. 1 изображено сборно-разборное приспособление, общий вид (фундаментные плиты с левой стороны приспособления условно не показаны); на фиг. 2 балка приспособления, которая несет на себе реперные площадки; на фиг. 3 колонна приспособления с закрепленными реперными площадками; на фиг. 4 фундаментная плита с реперными площадками и отверстиями, образующими базовую разъемную плоскость; на фиг. 5 угловой кронштейн с закрепленными реперными площадками. Приспособление состоит из следующих секций: фундаментных плит 1, вертикальных колонн 2, продольных балок 3, рамы с плитой 4 разъема, а также рам 5 с узлами стыка. Продольные балки 3, рамы с плитой 4 разъема и рамы 5 с узлами стыка выполнены съемными и снабжены реперными площадками, образующими базовые разъемные плоскости, выполненные в системе прямоугольных и кратных координат и заданные от единых базовых осей агрегатов. Вертикальные колонны 2 являются также съемными. На них установлены ответные реперные площадки, образующие базовые плоскости разъема под крепление секций 3 5 и самих колонн на плитах 1. На плиты 1, заделанные в фундамент 6, установлены вертикальные колонны 2. На колоннах 2 закреплены продольные балки 3, рама с плитой 4 разъема и рама 5 с узлами стыка. Колонны 2, несущие на себе реперные площадки 7 с отверстиями 8, установленные в стаканы 9, закреплены болтами 10 в отверстиях ответных реперных площадок 11, заделанных в стаканы плиты 1. Балки 3, несущие на себе реперные площадки 12 с отверстиями 15, заделанные в приваренные стаканы 14, фиксируются классными болтами 15 в ответных реперных площадках 16, установленных в стаканы 17 угловых кронштейнов 18, которое прикреплены болтами 19 к колоннам 2. Рама с плитой 4 разъема и рама 5 стыка, несущие на себе реперные площадки 20 с отверстиями 21, заделанные в стаканы 22, закрепляются классными болтами 23 на ответных реперных площадках 24 с отверстиями 25, установленных в стаканы 26 колонны 2. Наличие в приспособлении разъемных плоскостей и крепежных отверстий дает возможность собирать приспособления, состоящие из большего или меньшего количества секций другой схемы и компоновки. Количество секций приспособлений и схемы компоновки должны быть оптимальны для обеспечения надежности и удобства сборки агрегатов летательных аппаратов. Работа в приспособлении по сборке в нем агрегатов летательных аппаратов остается прежней, как в известном приспособлении. Однако имеются некоторые отличия. В эксплуатации при сборке агрегатов секции снимают постепенно, открывая для работы отдельные участки (улучшая подходы) по мере выполнения операций в данной зоне. Далее, при отсутствии необходимости в приспособлении (например, использования рабочей площадки) оно разбирается по секциям (кроме плит, заделанных в фундамент), консервируется и сдается на склад, а при потребности снова устанавливается на прежнее место, в прежнее положение, без подгоночных работ. При доработках или планово-предупредительном ремонте приспособления необходимые секции снимаются с него, осуществляется процесс доработки (непосредственно на монтажном оборудовании координатном стенде), а после они устанавливаются на прежнее место. Фундаментные плиты, колонны, угловые кронштейны выполнены не цельными (монолитными), а сборными, облегченной конструкции, состоящими из каркаса и реперных площадок, закрепляемых на приспособлении только в зоне разъема с другими секциями. Из-за незначительного усовершенствования конструкции элементов (плит, колонн, кронштейнов) сокращается металлоемкость на 20 30% исключается механическая обработка их поверхностей и упрощается технология сборки и монтажа координатно-расчлененным способом. На фиксирующих и зажимных элементах приспособления выполняются базовые площадки с отверстиями и цилиндрическими хвостовиками, что упрощает фиксирование по отверстиям на стенде, а также крепление с каркасом приспособления посредством хвостовика в стакане на цементном заполнителе вместо болтовых соединений на точно обработанные поверхности. Все это позволяет уменьшить металлоемкость элементов, трудоемкость изготовления и монтаж и исключить из конструкции и производства болты, гайки, шайбы, шпильки для их крепления. В связи с тем, что секции являются съемными, доработка и ремонт их осуществляются на монтажном оборудовании, исключаются работы на высоте, что способствует безопасным условиям по сравнению с известной конструкцией, когда 30% монтажных работ выполняется на высоте 1,5 7 м.

Формула изобретения

Приспособление для сборки агрегатов летательных аппаратов, содержащее плиты, заделанные в фундамент, на которых установлены вертикальные колонны с закрепленными на них продольными балками, образующими каркас для крепления съемных рубильников, плит разъема, а также рам с узлами стыка, несущих на себе фиксаторы и зажимы, отличающееся тем, что, с целью повышения технологичности приспособления при его монтаже, эксплуатации и ремонте, в нем плиты, заделанные в фундамент, вертикальные колонны, продольные балки, плиты разъема и рамы с узлами стыка в местах их сочленений снабжены стаканами с закрепленными в них реперными площадками, выполненными с элементами крепления и фиксации и образующими базовую плоскость разъема, взаимодействующую с ответной плоскостью на сочленяемом элементе.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области эксплуатации авиационных газотурбинных двигателей и является усовершенствованием способа внутренней консервации авиационного газотурбинного двигателя по авт

Изобретение относится к средствам обеспечения эксплуатации и ремонта самолетов при замене двигателя

Изобретение относится к монтажу сборочной оснастки и может быть использовано в самолетостроении

Изобретение относится к вертолетостроению, а именно к способам изготовления несущих винтов вертолетов

Изобретение относится к технологии авиастроения и касается разработки способов сборки фюзеляжа самолетов

Изобретение относится к авиации и касается устройств наземного электроснабжения летательных аппаратов

Изобретение относится к области производства летательных аппаратов и может быть использовано в других отраслях машиностроения, производящих сложные объемные агрегаты

Изобретение относится к машиностроению преимущественно для закрепления навесных конструкций, например, панелей солнечных батарей, антенн и т.п., расположенных на спутнике статически определяемой системой связей
Изобретение относится к области авиации и касается ремонта летательных аппаратов

Изобретение относится к способам сборки крыла летательных аппаратов и может быть использовано в самолетостроении
Наверх