Система управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортноого средства

 

1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА , содержащая клапаны переключения передач, сообщающие гидроцилиндры фрикционных элементов систочником давления рабочей жидкости и со сливом , датчик нагрузки двигателя и датчик скорости транспортного средства , связанный с входным валом коробки передач, при этом датчики нагрузки двигателя и скорости транспортного средства связаны гидролиниями с торцовыми рабочими камерами клапанов переключения передач,причем датчик нагрузки двигателя последовательно соединен с клапанами переключения низших передаччерез клапаны переключения высших передач , а датчик скорости транспортного средства последовательно соединен с клапанами переключения высших передач через клапаны переключения низших передач, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и эффективности работы системы, QHa снабжена Клапаном задержки сигнала давления упомянутого датчика скорости, вход и одна из управляющих полостей которого связаны гидролинией с датчиком скорости транспортного средства через одну из торцовых рабочих камер клапана переключения передач низших передач , выход связан гидролинией с торцовой рабочей камерой клапана пере .ключения передач высших передач и со сливом,, и другая управляющая полость связана с волостью гидроцилиндра фрикционного элемента. 2. Система управления по п.1, отличающаяся тем, что § клапан задержки сигнала давления (/} датчика скорости транспортного средства выполнен в виде размещенного в корпусе подпружиненного золотника, с двумя шейками, образующего с корпусом две управляющие торцовые полости , при этом полость гидроцилиндра фрикционного элемента включения низшей передачи сообщена с одной торцовой полостью со стороны размещенной в ней пружины, торцовая рабочая камера клапана переключения низших передач, связанная с упомянутым датчиком скорости, сообщена с другой торцовой полостью клапана .задержки, а полость между шейками : золотника этого клапана сообщена через отверстие корпуса с торцовой рабочей камерой клапана переключения высших передач.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (11) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3486747/27-11 (22) 26.08.82 (46) 30.03.84. Бюл. 9 12 (72) 10.С.Шурлапов (71) Московский автомобильный завод им.И.A.Ëèõà÷åâà (53) 629.113,585.2(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

)) 561206, кл. В 60 К 41/00, 1976 (прототип) . (54)(57) 1. CHCTEMA УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая клапаны переключения передач, сообщающие гидроцилиндры фрикционных элементов с источником давления рабочей жидкости и со сливом, датчик нагрузки двигателя и датчик скорости транспортного средства, связанный с входным валом коробки передач, при этом датчики нагрузки двигателя и скорости транспортного средства связаны гидролиниями с торцовыми рабочими камерами клапанов переключения передач,причем датчик нагрузки двигателя последовательно соединен с клапанами переключения низших передач через клапаны переключения высших передач, а датчик скорости транспортного средства последовательно соединен с клапанами переключения высших передач через клапаны переключения низших передач, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности и эффективности работы системы, )на снабжена клапаном задержки сигнала давления упомянутого датчика скорости, вход и одна из управляющих полостей которого связаны гидролинией с датчиком скорости транспортного средства через одну из торцовых рабочих камер клапана переключения передач низших передач, выход связан гидролинией с торцовой рабочей камерой клапана переключения передач высших передач и со сливом, и другая управляющая полость связана с волостью гидроцилиндра фрикционного элемента.

2. Система управления по п.1, отличающаяся тем, что @

Ф клапан задержки сигнала давления датчика скорости транспортного средства выполнен в виде размещенного в корпусе подпружиненного золотника С с двумя шейками, образующего с корпусом две управляющие торцовые полости, при этом полость гидроцилиндра фрикционного элемента включения низшей передачи сообщена с одной торцовой полостью со стороны разме.щенной в ней пружины, торцовая рабочая камера клапана переключения низших передач, связанная с упомянутым датчиком скорости, сообщена с другой торцовой полостью клапана

:задержки, а полость между шейками золотника этого клапана сообщена через отверстие корпуса с торцовой рабочей камерой клапана переключения высших передач.

1082643

Изобретение относится к устройствам управления трансмиссиями транспортных средств, а именно к системам автоматического управления фрикционными элементами ступенчатых коробок передач.

Известна система управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортного средства, содержащая клапан переключения передач, сообщающие гидроцилиндры фрикционных элементов с источником давления рабочей жидкости и со сливом, датчик нагрузки двигателя и датчик скорости транспортного средства, связанный с входным валом короб- 15 ки передач, при этом датчики нагрузки двигателя и скорости транспортного средства связаны гидролиниями с торцовыми рабочими камерами клапанов переключения передач, при- 20 чем датчик нагрузки двигателя последовательно соединен с клапанами переключения низших передач через клапаны переключения высших передач, а датчик скорости транспортного средства 2 . последовательно соединен с клапанами переключения высших передач через клапаны переключения низших передач.

p).

Недостаток известной системы управления заключается в том, что в ней возможна цикличность переключений, т.е. состояние системы, характеризующееся чередующимися переключениями, вверх и вниз. Это объясняется тем, что после включения, например, промежуточной (П) передачи в клапане I- Г1 передачи в процессе разгона сигнал давления датчика скорости может пройти к клапану 11- П?передачи раньше, чем произойдет изме- 40 кение частоты вращения входного вала е 8 вызванное включением П переФ дачи In = — н- где " — частота

"и B (45 вращения, соответствующая включению

11 передачи при определенной нагрузке двигателя). В таком случае йроизойдет несвоевременное включение П1 (высшей) передачи, в результате чего скоростной режим трансмиссии и двигателя изменится в таГ г Ag кой сильной степени = †. где

1 ь передаточное число низшей передачи ), что зто изменение вызовет обратное переключениЕ на "1 передачу, поскольку уменьшится давление датчика скорости,т.е. произойдет цикличность переключений. Многократное повторение указанного 60 явления снижает надежность и эффективность работы системы управления.

Цель изобретения - повышение надежности и эффективности работы системы. 65

Укаэанная цель достигается тем, что система управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортного средства, содержащая клапаны переключения передач, сообщающие гидроцилиндры фрикционных элементов с источником давления рабочей жидкости и со сливом, датчик нагрузки двигателя и датчик скорости транспортного средства, связанный с входным валом коробки передач, при этом датчики нагруэки двигателя и скорости транспортного средства связаны гидролиниями и с торцовыми рабочими камерами клапанов переключения передач, причем датчик нагрузки двигателя последовательно соединен с клапанами переключения низших передач через клапаны переключения высших передач, а датчик скорости транспортного средства последовательно соединен с клапаном переключения высших передач через клапаны переключения низших передач, снабжена клапаном задержки сигнала давления упомянутого датчика скорости, вход и одна из управляющих полостей которого связаны гидролинией с датчиком скорости транспортного средства через одну иэ торцовых рабочих камер клапана переключения передач низших передач, выход связан гидролинией с торцовой рабочей камерой клапана переключения передач высших передач и со сливом, а другая управляющая полость связана с полостью гидроцилиндра фрикционного элемента.

Кроме того, клапан задержки сигнала давления датчика скорости транспортного средства выполнен в виде размещенного в корпусе подпружиненного золотника с двумя шейками, образующего с корпусом две управляющие торцовые полости, при этом полость гидроцилиндра фрикционного элемента включения низшей передачи сообщена с одной торцовой полостью со стороны размещенной в ней пружины, торцовая рабочая камера клапана переключения низших передач, связанная с упомянутым датчиком скорости, сообщена с другой торцовой полостью клапана задержки, а полость между шейками золотника этого клапана сообщена через отверстие корпуса с торцовой рабочей камерой клапана переключения высших передач.

На фиг. 1 представлена система управления в положении, соответствующем включенной 1 -ой (низшей) передаче; на фиг. 2 — при включенной Il -ой промежуточной передаче; на фиг.3 один из возможных вариантов конструктивного выполнения клапана задержки сигнала давления датчика скорости.

1082643

Система управления содержит источник 1 давления рабочей жидкости, клапан 2 переключения I- II. передачи, клапан 3 переключения!1-И!передачи, датчик 4 нагрузки двигателя, датчик

5 скорости транспортного средства и клапан 6 задержки сигнала давления датчика 5 скорости.

Источник 1 снабжен предохранительно-разгрузочным клапаном 7, подключенным параллельно основной гидро- 10 линии 8, соединяющей источник 1 с клапаном 2.

Датчик 5 выполнен в виде трубки

Пито, размещенной в масляной ванне, t жестко связанной с корпусом 9 фрик- 15 ционных муфт 10 — 12 включения низшей, промежуточной и высшей (I, П, III) передач. Корпус 9 приводится от входного вала 13 или турбинного вала гидротрансформатора не показан). 20

По сигналам давлений датчиков 4 и 5 полость 14 фрикционной муфты 10 сообщается каналом 15 с источником

1 и гидробаком 16 через клапан 2, а полости 17 и 18 фрикционных муфт

11 и 12 каналами 19 и 20 сообщаются с источником 1 и гидробаком 16 через клапаны 2 и 3.

Датчик 4 соединен непосредственно с торцовой рабочей камерой 21 клапа30 на 3, а с торцовой камерой 22 клапана 2 - через клапан 3. Датчик непосредственно подключен к торцовой рабочей камере 23 клапана 2, а к торцовой рабочей камере 24 клапана 3 через клапан 2 и клапан б с помощью каналов 25 и 26.

Клапан б имеет торцовую полость

27 с размещенной в ней пружиной 28 и торцовую полость 29, сообщенную каналом 30 с датчиком 5и гидробаком

16 по сигнаду давления в полости 14 фрикционной муфты 10, сообщенной с торцовой полостью 27 каналом 31.

Клапан 6 содержит подпружиненный золотник 32, установленный в кор- 45 пусе 33 с выполненными в нем отверстиями 34 — 36, заглушенном крышками

37 и 38.

Давление датчика 5 подводится к торцовой полости 29 через отверстие 50

34, а давление в полости 14 фрикционной муфты 10 через отверстие 36 к торцовой полости 27. Отверстие 35 корпуса 33 соединено с торцовой рабочей камерой 24 клапана 3. 55

Система управления работает следующим образом.

В исходном положении системы, показанном на фиг. 1, соответствующем троганию с места, давление источни- 60 ка 1 по гидролинии 8 поступает к клапану 2, находящемуся в положении включенной низшей (I) передачи. Указанное положение обеспечивается тем, что торцовая камера 22 клапана 2 находится под воздействием давления датчика 4 нагрузки двигателя, в то время как в торцовой камере 23 клапана 2 давление датчика 5 скорости отсутствует, поскольку транспортное средство стоит на месте. Поэтому давление источника 1 проходит через клапан 2 и далее каналом 15 подводится к полости 14 фрикционной муфты 10 включения низшей передачи.

При этом полости 17 и 18 фрикционных муфт 11 и 12 через клапаны 2 Й 3 сообщены с гидробаком 16, а клапан б находится под воздействием пружины 28 и давления в полости 14 фрикционной муфты 10 и занимает положение (крайнее правое на фиг.З), при котором торцовая рабочая камера 24 клапана 3 также сообщена с гидробаком 16.

Тем самым обеспечивается невозможность включения (высшей )передачи до тех пор, пока не произойдет включение промежуточной Il передачи.

По мере разгона, в какой-то момент времени, усилие, действующее на золотник клапана 2 со стороны давления датчика 5, станет больше по ве- величине противоположно направленного усилия со стороны давления датчика

4, в результате чего клапан 2 займет крайнее положение фиг.2}, соответствующее включению промежуточной передачи. При этом давление источника 1 через клапаны 2 и 3 (фиг.2) каналом 19 подводится к полости 17 фрикционной муфты 11 включения II передачи, а полость 14 фрикционной муфты 10 через клапан 2 сообщается с с гидробаком 16, в результате чего происходит включение промежуточной передачи.

Одновременно с этим сигнал давления датчика 5 по каналу 25 поступает к клапану б (отверстие 34 корпуса 33 на фиг. 3), который задерживает на некоторое время прохождение сигнала к торцовой рабочей камере

24 клапана 3. Время задержки определяется следующими факторами: временем переходного процесса переключения передач с 1 на II т.е. временем, в течение которого давление в полости 14 фрикционной муфты 10 понизится до минимальной величины; временем, необходимым на совершение рабочего хода в клапане б, которое зависит от усилия пружины 28 и рас-. стояния между осями отверстий 34 и 35 фиг. 3) .

Время задержки сигнала датчика 5 скорости должно быть по величине несколько больше промежутка времени, необходимого для изменения частоты вращения входного вала

13, вызванного переключением передач. Указанная разница во времени

1082643

1Г в конструкции клапана б обеспечивается ходом золотника 32 и подбором усилия пружины 28.

После прохождения сигнала давления датчика 5 к торцовой рабочей камере 24 клапана 3 возможно переключение на высшую передачу. После включения с помощью клапана 3 высшей передачи датчик 4 нагрузки двигателя отсекается в клапане 3 от торцовой рабочей камеры 22 клапа- 10 на 2. Этим обеспечивается невозможность включения низшей передачи

I до тех пор, пока не включится промежуточная передача. При движении на высшей передаче источник 1 соеди- 15 нен через клапан 3 с полостью 18 фрикционной муфты 12, а полость 17 фрикционной муфты 11 и торцовая рабочая камера 22 клапана 2 сообщены с гидробаком 16. 20

При обратных переключениях передач (вниз) вышеуказанные взаимосвязи . элементов системы, соответствующей включенным различным передачам не изменяются.

Предлагаемая система управления обеспечивает заданную последовательность включения передач вверх и вниз при наличии в ней одного датчика скорости, связанного с входным валом коробки передач, путем задержки сигнала этого датчика с помощью специального устройства.

Кроме того устраняется цикличность переключений,в результате чего повышаются надежность и эффективность работы системы, а также улучшаются тяговоскоростные характеристики транспортного средства.

1082643

Составитель A.Áàðûêoâ

Редктор Н.Стащишина Техред А.Бабинец. Корректор О. Тигор

Закаэ 1646/15 Тираж 657 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР, по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Система управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортноого средства Система управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортноого средства Система управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортноого средства Система управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортноого средства Система управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортноого средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системе управления агрегатом на пересеченной местности и может быть использовано в качестве системы корректирования скорости и вертикальных нагрузок на ведущие колеса, средства силового регулирования (и перераспределения) опорных реакций и скорости движения сельскохозяйственного агрегата на пересеченной местности и в горной зоне

Изобретение относится к автотракторной технике и предназначено для контроля за режимами работы и состоянием агрегатов транспортного средства

Изобретение относится к системам автоматического управления узлами и механизмами транспортного средства, а также их контроля и диагностики

Изобретение относится к области авто-, тракторо-, самолетостроении и любых других мобильных машин и может быть использовано при проектировании систем управления движением транспортных и тяговых машин, обеспечивающих устойчивость их движения, эффективность торможения и улучшение их тягово-экономических показателей

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к устройствам переключения ступеней в их коробках передач, осуществляемым фрикционными муфтами, включаемыми с помощью гидроцилиндров при подаче в них масла под давлением
Наверх