Гиперболоидная зубчатая передача

 

ГИПЕРБОЛОИДЙАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая колеса с перекрещивающимися осями, у которых на половине длины зуба профиль его выполнен переменной по длине зуба кривизны , выпуклый у торца и прямоли нейный в плоскости горлового сечения, о т л и ч a ю щ .a я ,с я тем, что, с целью повышения нагрузочной способности и КПД, на другой половине длины зуба профиль зуба выполнен переменной кривизны, вогнутый у торца и прямолинейный в плоскости горлового сечения, и линия сопряжения участков профиля расположена в плоскости, пер§ пендикулярной к винтовой линии зуба на начальных гиперболоидах колес и про (Л ходящей через межосевой перпендикуляр.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОМ Л

РЕСПУБЛИК (19). (И) 3(5D . Г 16 Н 1 16

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ. COOP

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНР}ЫТИЙ (21) 3420790/25-28 (22) 12.04 ° 82 (46) 07.04.84. Бюл. и 13 (72) Г.А.Матвеев и В.М.Печенкин (71) Казанский ордена Трудового

Красного Знамени авиационный институт.им. А,Н.Туполева (53) 621.833(088.8) (56) 1. Пеньков P.M. Основные положения теории винтового звольвентного зацепления в новом изложении. "Изв. высш. учеб. заведений. Машиностроение", 1971, В 1, с. 67-71

2. Матвеев Г.А. Один из способов образования поверхностей зубьев гиперболоидных колес. Труды, Казанского авиационного института. Вып. 60., Казань, 1960, с. 24 (прототип). (54) (57) ГИПЕРБОЛОИДНАЯ ЗУБЧАТАЯ

ПЕРЕДАЧА, содержащая колеса с перекрещивающимнся осями, у которых на половине длины зуба профиль его выполнен переменной по длине зуба кривизны, выпуклый у торца и прямолинейный в плоскости горлового сечения, о т л н ч а ю щ,а я,с я тем, что, с целью повышения нагрузочной способности и КПД, на другой половине длины зуба профиль зуба выполнен переменной кривизны, вогнутый у торца и прямолинейный в плоскости горлового сечения, и линия сопряжения участков профиля расположена в плоскости, перпендикулярной к винтовой линии зуба . Е на начальных гиперболоидах колес и проходящей через межосевой перпендикуляр.

1084512

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи крутящего момента между скрещивающимися осями.

Известны гиперболоидные зубчатые передачи с перекрещивающимися осями и линейным касанием зубьев, боковые . поверхности зубьев которых взаимоогибаемы (1) ..

В передачах реализуется. эвольвент- 10 ное зацепление.

Недостатком указанных передач является ограниченная нагрузочная способность вследствие небольшой активной поверхности зубьев. 15

Наиболее, близкая к изобретению гиперболоидная зубчатая передача содержит колеса с перекрещивающимися осями, у которых на половине длины зуба профиль его выполнен перемен- 2п ной по длине зуба кривизны, выпуклый у торца и прямолинейный в плоскости горлового сечения (2 .

В передаче вторая половина зуба не участвует в зацеплении. 25

Недостатками из вестовой передачи являются невысокие .нагрузочная способность и IGUI.

Цель изобретения — повышение на 30 грузочной способности и КПД передачи.

Указанная цель достигается тем, что в гиперболоидной зубчатой передаче, содержащей колеса с перекрещивающимися осями, у которых на половине . длины зуба профиль его выполнен пе- 35 ремеиной по длине зуба кривизны, выпуклый у торца и прямолинейный в плоскости горлового сечения, на другой половине длины зуба профиль зуба выполнен переменной кривизны, вогнутый 40 у торца и прямолинейный в плоскости горлового сечения и линия сопряжения участков профиля расположена в плоскости, перпендикулярной к винтовой линии зуба на начальных гиперболои- 45 дах колес и проходящей через межосевой перпендикуляр.

На фиг. 1 нокаэан зуб колеса; иа фиг. 2-4 — контакт различных участков по длине зубьев колес передачи; 50 на фиг. 5 — начальные гиперболоиды колес.

Гиперболоидная зубчатая передача содержит колеса с перекрещивающимися, осями,у которых на участке 1, равном 55 йоловине длины зуба, профиль его вы- полнен переменной по длине кривизны, выпуклый у торца и прямолинейный в плоскости горлового сечения. На другой половине зуба — на участк 2 профиль зуба выполнен переменной кривизны, вогнутый у торца и прямолинейный в плоскости горлового сечения, и линия сопряжения участков профиля расположена в плоскости, перпендикулярной к винтовой линии зуба на начальных гиперболоидах 3 и 4 колес.

Линии сопряжения ПП одн го участка в другой находятся s плоскости

АА, перпендикулярной к винтовой линии зуба на начальном гиперболоиде, линии П П1 и П П симметричны относительно линии пересечения этой плоскости с горловой ГГ. Касательная к винтовой линии зуба составляет с осью вращения колеса угол (1, 0 0, 0 02 - оси вращения первого и второго колес соответственно,(д,(,) — угловые скорости вращения первого и второго колеса, КК вЂ” линии контакта участков зуба (индексы характеризуют различные фазы зацепления).

При вращении колес вокруг осей

010< и 0 0g с угловыми скоростями

4)< v cd< боковые поверхности входят в соприкосновение и их вэаимоогибаемые перекрестно лежащие участки

1 и 2 касаются по линии K11»1(фиг.2) по участку 2 до совпадения ее с линией П1П1. Затем происходит касание взаимоогибаемых противоположно лежащих участков 1 боковых поверх-, ностей по перемещающейся линии П П до совпадения ее с К К . На последнем этапе происходит касанйе перекрестно лежащих взаимоогибаемых участков 2

1 по перемещающейся линии К К до выхода поверхностей из контакта.

За счет участия в работе боковой поверхности по всей длине зуба увеличивается время, в течение которого в зацеплении находится одна пара зубьев, что ведет к увеличению коэффициента перекрытия, а следовательно, нагрузочной способности передачи.

Расположение контактных линий, перпендикулярное к винтовой линии зуба, позволяет получить угол между линиями контакта и скоростью скольжения близкий к 90, что приводит к блао гоприятным условиям для образования масляного клина и повьпп» нию КПД передачи.

10845 Я

Составитель А. Верховский

Редактор А. Огар Техред А.Кикемезей Корректор М, Шароши

Заказ 196!/30 Тираж 913 Подлис ное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Гиперболоидная зубчатая передача Гиперболоидная зубчатая передача Гиперболоидная зубчатая передача 

 

Похожие патенты:

Редуктор // 1075036

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх