Способ торможения колеса транспортного средства
СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ КОЛЕСА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА по авт. св. № 927601, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности торможения путем предотвращения возможности блокирования колеса, при смене знака углового ускорения с отрицательного на положительный корректировку скважности управляющего импульсного сигнала прекращают, а при обратной смене знака возобновляют. СО о сд со сд
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК эсю В 60 Т 8/06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 927601 (21) 3533694/27-11 (22) 10.01.83 (46) 07.05.84. Бюл. № 17 (72) Е. М. Гецович (71) Харьковский автомобильно-дорожный институт им. Комсомола Украины (53) 629.113-59 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 927601, кл. В 60 Т 8/06, 1980.
Р
/ г
/Уу
С
„.SU„» 1090595 A (54) (57) СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ КОЛЕСА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА по авт. св. № 927601, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности торможения путем предотвращения возможности блокирования колеса, при смене знака углового ускорения с отрицательного на положительный корректировку скважности управляющего импульсного сигнала прекращают, а при обратной смене знака возобновляют.
CO
CO
CO
Сл
1090595 10 S ВНИИПИ Заказ 2796/17 Тираж 667 Подписное филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 Изобретение относится к транспорту, в частности к системам управления тормозами. По основному авт. св. № 927601 известен способ торможения колеса транспортного средства, согласно которому периодическое затормаживание и растормаживание осуществляют путем подачи на электромагнитный клапан сигнала переменной скважнос. ти, а величину скважности регулируют в зависимости от величины сигнала обратной связи, который вырабатывают пропорционально разности эталонного и текущего значений контролируемого параметра с учетом знака разности, при этом при отрицательной разности скважность пульса ции понижают и при положительной — повышают (1). Однако для улучшения адаптивных свойств при изменении коэффициента сцепления колеса с дорогой в сторону увеличения в процессе торможения эталонное значение углового ускорения колеса необходимо задавать меньшим, чем соответствующее продольному замедлению автомобиля. Вследствие этого в процессе торможения колеса его относительное продольное скольжение непрерывно возрастает и через 1 — 2 с после начала торможения наступает блокировка. Цель изобретения — повышение надежности торможения путем предотвращения возможности блокирования колеса. Цель достигается тем, что при смене знака углового ускорения с отрицательного на положительный корректировку скважности управляющего им пульс ного сигнала прекращают, а при обратной смене знака— возобновляют. На фиг. 1 показаны графики изменения параметров, характеризующих процесс торможения; на фиг. 2 — фазовая диаграмма процесса торможения. На фиг. 1 обозначены: 1 — скважность (С) импульсного управляющего сигнала; 2 — давление (Р) в тормозном приводе; 3 — тормозной момент М ; 4 — момент тормозной силы М1., 5 — угловое ускорение колеса ю. На фиг. 2 — 6 — тормозной момент; 7 — момент тормозной силы; S — относительное продольное скольжение колеса. При торможении с самого начала возникает рассогласование между величиной углового и продольного замедления. Вследствие этого величину скважности С управляю10 щего сигнала в соответствии с известным способом понижают (кривая 1), что приводит к увеличению длительности растормаживания 1р и уменьшению длительности затормаживания t . Вследствие этого сначала замедляется темп роста тормозного момента Мт (кривая 3), а затем он начинает снижаться. В точке а кривая 3 пересекает кривую 4, вследствие чего угловое ускорение ж (кривая 5) изменяет знак с отрицательного на положительный и корректировку скважности прекращают. Прекращение корректировки скваж ности обеспечивает торможение при величине тормозного момента M меньшей, чем величина момента тормозной силы )Vl„ (кривые 3 и 4 на участке а-в). Вследствие этого колесо движется с положительным угловым ускорением. В точке в кривая 2 снова пересекает кривую 4, угловое ускорение (кривая 5) становится отрицательным и корректировку скважности возобновляют. Далее процесс повторяется. На фиг. 2 точки с и d соответствуют точкам а и в на фиг. 1. При управлении торможением по предлагаемому способу тормозной момент Мт изменяется в зависимости от относительного продольного скольжения (фиг. 2; кривая 6). При управлении по известному способу после точки с величина Мт изменяется так, как показано пунктирной линией на фиг. 2 Использование изобретения обеспечивает предотвращение блокирования колеса, что повышает надежность способа управле40 ния торможением.