Мотор-колесо

 

МОТОР-КОЛЕСО, содержащее цапфу, закрепленную на раме транспортного средства, двигатель, поршень, двухрядный планетарный редуктор, эпициклическое колесо которого соединено с ободом колеса и оперто через подшипники на цапфу, солнечные шестерни первого и второго планетарных рядов, связанные соответственно с валом двигателя и водилом первого планетарного ряда редуктора, водило второго планетарного ряда, связанное посредством двойной зубчатой муфты с ведушим звеном фрикционной дисковой муфты, причем оба водила в осевом направлении зафиксированы подшипниками, отличающееся тем, что, с целью снижения металлоемкости, уменьшения осевых габаритов колеса и увеличения КП)1, редуктора, диски фрикционной муфты расположены во внутренней полости поршня, а планетарные ряды установлены между подшипниками, один из которых, контактируюший с солнечной шестерней второго планетарного ряда,установлен в двойной зубчатой муфте, а для осевой фиксации водила второго планетарного ряда на двойной зубчатой муфте установлена шайба. СО 00 СП 1 1С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК зш В 60 700

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ а гп

6 д

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3547911/22-11 (22) 04.02.83 (46) 23.05.84. Бюл. № 19 (72) Д. П. Волков, С. В. Бондаренко, Д. А. Лавданский, В. А. Халаджиев, В. С. Танин-Шахов, P. С. Петров и Я. Н. Куликовский (71) Челябинский ордена Ленина завод дорожных машин им. Колющенко и Московский ордена Трудового Красного Знамени инженерно-строительный институт им. В. В. Куйбышева (53) 629.113.012.351 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 931509, кл. В 60 К 17/14, 1982.

2. Мотор-колесо строительных и дорожных машин. Обзорная информация, сер.

«Дорожные машины», М., ЦНИИТЭСТРОйМАШ, 1977, с. 46 (прототип). (54) (57) МОТОР-КОЛЕСО, содержащее цапфу, закрепленную на раме транспортного средства, двигатель, поршень, двухряд-, ..Я0„„1093572 A ный планетарный редуктор, эпициклическое колесо которого соединено с ободом колеса и оперто через подшипники на цапфу, солнечные шестерни первого и второго планетарных рядов, связанные соответственно с валом двигателя и водилом первого планетарного ряда редуктора, водило второго планетарного ряда, связанное посредством двойной зубчатой муфты с ведущим звеном фрикционной дисковой муфты, причем оба водила в осевом направлении зафиксированы подшипниками, отличающееся тем, что, с целью снижения металлоемкости, уменьшения осевых габаритов колеса и увеличения КПД редуктора, диски фрикционной муфты расположены во внутренней полости поршня, а планетарные ряды установлены между подшипниками, один из которых, кон- 1

O тактирующий с солнечной шестерней второго планетарного ряда, установлен в двойкой зубчатой муфте, а ала осевой факсаиаа водила второго планетарного ряда на двой- 5, ной зубчатой муфте установлена шайба.

1093572

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для привода ведущих колес строительнодорожных и других машин.

Известно мотор-колесо транспортного средства, содержащее корпус, в котором расположен двигатель, трехрядный планетарный редуктор, солнечная шестерня первого ряда которого связана с валом двигателя, два фрикционных тормоза, один из которых связан с водилом второго планетарного ряда редуктора, две компенсирующие муфты, одна из которых установлена на валу двигателя и связана с солнечной шестерней первого ряда, третий планетарный ряд расположен с внутренней стороны мотор-колеса, водило третьего ряда соединено с корпусом, а зубчатый венец третьего ряда связан с ободом колеса, зубчатые венцы первого и второго рядов и солнечная шестерня третьего ряда выполнены в виде единого блока, опирающегося на сателлиты второго и тре- 20 тьего рядов, а водило первого ряда и солнечная шестерня второго ряда выполнены в виде единой детали, связанной посредством второй компенсирующей муфты с другим фрикционным тормозом и опирающейся на

25 сателлиты второго ряда и на указанныи блок через сателлиты первого ряда, при этом фрикционные тормоза обращены к наружной стороне мотор-колеса и расположены коаксиально относительно друг друга, а в качестве двигателя используется гидромотор (1)., Однако данное мотор-колесо уменьшает габариты в радиальном направлении, но не позволяет сделать это в осевом направлении.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является мотор-колесо, содержащее цапфу, закрепленную на раме трансспортного средства, двигатель, поршень, двухрядный планетарный редуктор, эпициклическое колесо которого соединено с ободом колеса и оперто через подшипники на цапфу, солнечные шестерни первого и второго планетарных рядов, связанные соответственно с валом двигателя и водилом первого планетарного ряда редуктора, водило второго планетарного ряда, связанное посредством двойной зубчатой муфты с ведущим звеном фрикционной дисковой муфты, а оба водила в осевом направлении зафиксированы подшипниками (2).

Недостатком известного мотор-колеса являются увеличенные в осевом направлении габариты и соответственно масса моторколеса. Кроме того, осевая фиксация элементов мотор-колеса осуществляется за счет трения торцовых поверхностей шестерен при последовательном расположении механизма включения и фрикционной муфты, что снижает КПД редуктора.

Целью изобретения является снижение металлоемкости, уменьшение осевых габаритов колеса и увеличение КПД редуктора.

Поставленная цель достигается тем, что в мотор-колесе, содержащем цапфу, закрепленную на раме транспортного средства, двигатель, поршень, двухрядный планетарный редуктор, эпициклическое колесо которого соединено с ободом колеса и .оперто через подшипники на цапфу, солнечные шестерни первого и второго планетарных рядов, связанные соответственно с валом двигателя и водилом первого планетарного ряда редуктора, водило второго планетарного ряда, связанное посредством двойной зубчатой муфты с ведущим звеном. фрикционной дисковой муфты, причем оба водила зафиксированы в осевом направлении подшипниками, диски фрикционной муфты расположены во внутренней полости поршня, а планетарные ряды установлены между подшипниками, один из которых, контактирующий с солнечной шестерней второго планетарного ряда, установлен в двойной зубчатой муфте, а для осевой фиксации водила второго планетарного ряда на двойной зубчатой муфте установлена шайба.

На чертеже изображено мотор-колесо, разрез.

Мотор-колесо содержит цапфу 1, закрепленную на раме 2 транспортного средства, двигатель 3, поршень 4, двухрядный планетарный редуктор 5, эпициклическое колесо

6, которое соединено с ободом 7 колеса и опирается через подшипники 8 на цапфу

1. Солнечные шестерни 9 и 10 первого и второго планетарных рядов связаны с валом двигателя 3 и водилом 11 первого планетарного ряда редуктора соответственно. Водило

12 второго планетарного ряда связано с помощью двойной зубчатой муфты 13 с ведущим звеном 14 фрикционной дисковой муфты 15, установленным на подшипниках 16 и 17 в цапфе 1 и зафиксированным кольцом

18. Оба водила 11 и 12 в осевом направлении зафиксированы подшипниками 19 и 20 и шайбой 21. Диски фрикционной муфты

15 размещены во внутренней полости поршня 4. Подшипник 20, контактирующий с солнечной шестерней 10 второго планетарного ряда, установлен с односторонней фиксацией в осевом направлении в двойной зубчатой муфте 13. Для фиксации водила 12 второго планетарного ряда и зубчатой муфты

13 на последней установлена шайба 21.

Мотор-колесо работает следующим образом.

Для передачи вращения с двигателя 3, например гидромотора, на обод. 7 колеса поршень 4 под давлением рабочей среды перемещается влево и включает фрикционную дисковую муфту 15, расположенную внутри поршня, затормаживая. тем самым водило 12 второго планетарного ряда через

1093572

Составитель С. Панкратов

Редактор Л. Гратилло Техред И. Верес Корректор Л. Пилипенко

Заказ 3359/16 Тираж 657 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и от крытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

1 посредство ведущего звена 14 и двойной зубчатой муфты 13. Вращающий момент с вала двигателя 3 передается через солнечную шестерню 9 первого планетарного ряда на солнечную шестерню 10 второго планетарного ряда и через эпициклическое колесо

6 на обод колеса 7 (при остановленном водиле 12 второго планетарного ряда). При буксировке транспортного средства ведущие колеса должны свободно вращаться, не передавая вращения на вал двигателя.

Для этого давление рабочей среды снимается, диски муфты 15 размыкаются, водило 12 второго планетарного ряда растормаживается, Планетарные ряды могут перемешаться в зависимости от наклона колеса вправо или влево, например, при работе транспортного средства на.откосах. Первый планетарный ряд фиксируется от перемещения влево подшипником 19. Для фиксации его от перемещения вправо усилие передается через подшипник 20 на двойную зубчатую муфту

13, с нее — на шайбу 21 и водило 12 второго планетарного ряда, упирающееся в ведущее звено 14. Далее усилие передается на цапфу 1 через стопорное кольцо 18 и подшипник 17. Водило второго планетарного ряда фиксируется от перемещения влево подшипником 19 через шайбу 21, двойную зубчатую муфту 13, подшипник 20 и водило

11 первого планетарного ряда. От перемещения вправо второй планетарный ряд фиксируется подшипником 17 через ведущее звено 14 и стопорное кольцо 18.

Предлагаемое мотор-колесо позволяет уменьшить габариты в осевом направлении и массу за счет расположения дисков фрикционной муфты во внутренней полости поршня и уменьшения веса поршня. Предлагаемая конструкция позволяет упростить осевую фиксацию водил планетарных рядов и двойной зубчатой муфты и увеличить

КПД редуктора. В осевом направлении раз2О мер может быть уменьшен на величину ширины поршня.

Мотор-колесо Мотор-колесо Мотор-колесо 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к наземному транспорту и может быть использовано в качестве колеса или ведущей звездочки в ходовой части колесных или гусеничных машин

Изобретение относится к электротехнике, а именно, к торцевым электрическим машинам с короткозамкнутыми роторами или постоянными магнитами и двумя статорами и может найти применение в электроприводе промышленных роботов, транспорте, робокарах или в электрокарах и электромобилях

Изобретение относится к приводным устройствам для передвижных средств, и может быть использовано при изготовлении роликовых платформ, инвалидных колясок и комплектующих их приводных мотор-колес

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве источника энергии для электропривода

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве мотор-колеса транспортных средств

Изобретение относится к транспортному средству, приводимому в движение мышечной силой, в частности к креслам-коляскам

Изобретение относится к области энергомашиностроения
Наверх