Устройство для обнаружения трещин в рабочих лопатках турбомашины

 

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ ТРЕЩИН В РАБОЧИХ ЛОПАТКАХ ТУРБОМАИМНЫ , содержащее датчики перемещения концов лопатки,.подключенные к усилителям импульсов, и блок индикации , отличающееся тем, что, с целью повышения надежности путем более раннего обнаружения трещин, оно дополнительно содержит последовательно соединенные с усилителями импульсов запоминающие блоки и усилители-ограничители, логический элемент совпадения, входы которого подключены к выходам усилителей-ограничителей , блоки вычисления разности сигналов и сброса запоминающих блоков, входы которых подключены к выходу элемента, совпадения , причем выход блока вычисления § разности сигналов подключен к входу блока индикации, а выход блока сброО ) са запоминанхцих блоков к управляющим входам последних. О 05

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

09) (11) 3(50 С 01 М 15/00 (21) 3563520/25-06 (22) 08.02.83 (46) 07.07.84. Бюл. №25 (72) В.Г.Дубинский, М.С.Калинин, С.К.Хикиртычев, 10.С.Чарный и А.Н.Штро (53) 621. 438-55 (088. 8) (56) 1. Патент ФРГ № 2624209, кл. G 07 С 3/00, 1975.

2. Патент США № 4049644, кл. 250/233, 1977.

3. Авторское свидетельство СССР по заявке ¹ 2090090/25-06, кл. С 07 С 3/00, 1974. (54)(57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ ТРЕЩИН В РАБОЧИХ ЛОПАТКАХ ТУРБОИАШИНЫ, содержащее датчики перемещения концов лопатки,,подключенные

:к усилителям импульсов, и блок инди- кации, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности путем более раннего обнаружения трещин, оно дополнительно содержит последовательно соединенные с усилителями импульсов запоминающие блоки и усилители-ограничители, логический элемент совпадения, входы которого подключены к выходам усилителей-ограничителей, блоки вычисления разности сигналов и сброса запоминающих блоков, входы которых подключены к выходу элемента, совпадения, причем выход блока вычисления разности сигналов подключен к входу блока индикации, а выход блока сброса запоминающих блоков к управляющим входам последних.

1101706

2. Устройство по и. 1, о т л и— ч а ю щ е е -с я тем, что блок вычисления разности сигналов содержит последовательно соединенные коммутатор, блок разности и пороговый элемент, причем входы коммутатора

Изобретение относится к турбостроению, в частности к газотурбинным установкам для газоперекачивающих агрегатов магистральных газопро.водов. 5

Рабочая лопатка с зародившейся на выходной кромке трещиной проходит четыре стадии до разрушения: первая стадия — волосяная трещина; вторая стадия — раскрытие трещины под действием центробежной силы до момента касания торца пера лопатки о статор; третья стадия — дальнейшее раскрытие трещины при истирании части торцовой поверхности пера со стороны 15 выходной кромки; четвертая стадия— статический излом и отрыв пера лопатки.

В большинстве случаев начальныи очаг трещины возникает на выходной 20 кромке пера лопатки непосредственно над галтелью в месте перехода пера к хвостовику.

Трещина распространяется параллельно хвостовику лопатки, причем ее 25 длина составляет до 15-20 мм, после чего происходит ее постепенный поворот в сторону торцовой части пера.

Общая длина усталостного участка равна 30-33 мм при длине хорды лопат- 30 ки 60 мм.

Под действием центробежной силы на последних стадиях развития трещины происходит пластическая деформация металла в зоне вершины трещины 5 и разворот пера лопатки в сторону входной кромки. При этом происходит раскрытие трещины на величину 1,01,5 мм, что соизмеримо с величиной радиального зазора между торцами 40 лопаток и статором.

На второй стадии развития трещины происходит прогрессирующее истирание торцов лопаток со стороны выходной кромки о статор. соединены с выходами запоминающих блоков.

3. Устройство по пп. 1 и 2, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что блок индикации содержит последовательно соединенные счетчик, триггер и индикатор.

Известно измерительное устройство, позволяющее определить техническое состояние турбомашины, которое содержит средства генерации сигнала, характеристики которого связаны с переменной нагрузкой машины, датчики, по каждому из которых определяют уровень характеристики сигнала, и измерительное устройство, которое включает систему регистрации того, какая часть срока службы турбомашины уже использована в зависимости от изменения- его нагрузки (1).

Недостатком такого устройства является то, что система регистрации позволяет оценить текущее значение ресурса турбомашины, исходя ns условий только снижения его .эффективности, изменение которого и характеризует переменная нагрузка, но не определяет наличие дефекта, например трещины, в рабочей лопатке турбомашины в явном виде.

Известно также устройство, позволяющее производить измерение отклонения периферийного сечения рабочей лопатки турбомашины от начального положения, которое содержит источники света, фоточувствительные элементы, регистрирующие частоту вращения ротора, генератор сигналов и счетные блоки, определяющие момент прохождения лопатки через измерительное сечение, выполненное в виде отражательной метки, нанесенной на роторе, и регистрирующее отклонение периферийного сечения лопатки j2) .

Недостатком такого устройства является то, что система регистрации позволяет измерить изгибные перемещения периферийного сечения рабочей лопатки только в тангенциальном направлении, характеризующиеся действием газодинамических и центробежных сил, а также ударных нагрузок, 3 11017 но не определяет перемещение периферийного сечения рабочей лопатки турбомашины в радиальном направлении, что не дает возможности фиксировать наличие трещины в периферийном сечении рабочей лопатки.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является устройство для обнаружения трещин в рабочих лопатках турбомашины, t0 содержащее датчики перемещения концов лопатки, подключенные к усилителям импульсов, и блок индикации $3) .

Недостатком такого устройства является то, что система регистра- 15 ции позволяет фиксировать только наличие задеваний рабочих лопаток турбомашины о статор, но не фиксирует величину перемещения пера лопатки в радиальном направлении, соответствующую моменту раскрытия усталостной трещины в периферийном сечении рабочей лопатки.

Целью изобретения является повышение надежности путем более раннего обнаружения трещин в рабочих лопатках турбомашины.

Поставленная цель достигается тем, что устройство для обнаружения трещин в рабочих лопатках турбомаши- ЗО ны, содержащее датчики перемещения концов лопатки, подключенные к усилителям импульсов, и блок индикации, дополнительно содержит послецовательно соединенные с усилителями импульсов запоминающие блоки и усилителиограничители, логический элемент совпадения, входы которого подключе ны к выходам усилителей-ограничителей, блоки вычисления. разности сигналов и сброса запоминающих блоков, входы которых подключены к выходу элемента совпадения, причем .выход . блока вычисления разности сигналов подключен к входу блока индикации, а выход блока сброса запоминающих блоков к управляющим входам последних.

Блок вычисления разности сигналов содержит последовательно соединенные 50 коммутатор, блок разности и пороговый элемент, причем входы коммутатора соединены с выходами запоминающих блоков.

Блок индикации содержит последовательно соединенные счетчик, триггер и индикатор.

06 4

На фиг. f представлена схема устройства для обнаружения трещин в рабочих лопатках турбомашины; на фиг. 2 — схема задевания торца лопатки о статор турбомашины; на фиг. 3 — вид импульсов с выходов двух датчиков перемещений концов лопатки в случае, когда нет трещины; на фиг. 4 — то же, когда трещина появилась.

Устройство содержит датчики 1 и 2 перемещения концов лопатки, усилители 3 и 4 импульсов, блок 5 индикации, последовательно соединенные с усилителями 3 и 4 и датчиками 1 и 2, запоминающие блоки 6 и 7, усилители-ограничители 8 и 9 и логический элемент 10 совпадения, входы которого подключены к выходам усилителей-ограничителей 8 и 9, блоки вычисления разности сигналов и сброса запоминающих блоков 11 и 12 соответственно, входы которых подключены к выходу элемента 10. Выход блока 11 вычисления разности сигнала подключен к блоку 5 индикации, а выход блока 12 сброса запоминающих блоков 6 и 7 — к управляющим входам последних.

Блок 11 вычисления разности сигналов содержит последовательно соединенные коммутатор 13, блок 14 разности и пороговый элемент 15.

Блок индикации содержит последовательно соединенные счетчик -16> триггер 17 и индикатор 18.

Устройство работает следующим образом.

При работе турбомашины от датчиков 1 и 2 через усилители 3 и 4 на блоки 6 и 7 поступают. импульсы, пропорциональные расстоянию от внутренней поверхности статора до торца рабочей лопатки турбомашины и характеризующие перемещение концов рабочей лопатки в радиальном направI ленин при раскрытии в периферийном сечении усталостной трещины. Суть введения в схему устройства запоминающих блоков 6 и 7 заключается в том, что края торца (концы) лопатки могут иметь неодновременное прохождение мимо датчиков 1 и 2. Поэтому сигналы поступают на сравнение в блок 14 разности через коммутатор 13, который открывается только в тот момент, когда уже оба края торца лопатки прошли мимо датчиков, 1101706

Фиг. д

Фив, 2

Составитель А,Зосимов

Редактор С.Патрушева Техред М.Гергель КорректорЛ.Пйлипенко

Заказ 4755/27 Тираж 823 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r.Óæãîðîä, ул.Проектная, 4

Ф \ и сигналы об этом хранятся в памятиблоков 6 и 7. Только при наличии обоих этих сигналов появится сигнал на выходе логического элемента 10 совпадения, который и открывает коммутатор 13, пропускающий исследуемые сигналы от блоков 6 и 7 на блок 14 разности. Пороговый элемент 15 представляет собой компаратор, срабатывающий в том случае, когда величина разности напряжений превышает определенную установку опорного напряжения.

Счетчик 16 блока: 5 индикации предназначен для накопления определенного числа (в данном случае десяти) срабатываний элемента 15 во избежание ложной сигнализации от случайных процессов и помех, то есть счетчик 16 служит количественным буфером между элементом 15 и триггером 17. Таким образом, после десяти срабатываний порогового элемента 15 срабатывает триггер 17 и включится индикатор 18, информирующий о наличии трещины в лопатке.

Сброс блоков 6 и 7 производится блоком 12 сброса, который работает

6 по принцйпу временной задержки (одно вибратор). Время задержки рассчитано соответственно геометрическим и скоростным параметрами ротора и лопаток и устанавливается вручную (в зависимости от числа оборотов ротора в данный момент) в заданных пределах, например в диапазоне 42004800 об/мин для турбоагрегата

ТК-10-НЗЛ. Запуск блока 12 сброса производится сигналом логического элемента 10 совпадения одновременно с включением коммутатора 13, Блок 5 индикации сбрасывается кнопкой вруч15 ную.

Таким образом, введение в устройство запоминающих. блоков, усилителей-ограничителей, элемента совпаде20 ния и блоков вычисления разности сигналов и сброса запоминающих блоков позволяет обнаруживать трещины на ранних стадиях их развития (до момента задевания лопаток о статор

25 турбомашины), что повышает надеж ность в эксплуатации турбомашины и предотвращает аварийные ситуации.

Устройство для обнаружения трещин в рабочих лопатках турбомашины Устройство для обнаружения трещин в рабочих лопатках турбомашины Устройство для обнаружения трещин в рабочих лопатках турбомашины Устройство для обнаружения трещин в рабочих лопатках турбомашины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх