Способ диагностирования форсунки для подачи топлива в двигатель внутреннего сгорания и устройство для его осуществления

 

1. Способ диагностирования форсунки для подачи топлива в двигатель внутреннего сгорания, заключающийся в том, что сравнивают амплитуды виброимпульсов , сформированных путем фильтрации виброударного процесса, возникающего при ее работе, с опорным напряжением, отличающийс я тем, что, с целью расширения диапазона диагностируемых двигателей, изменяют опорное напряжение с заданной скоростью от максимального значения амплитуды виброимпульса проверяемой форсунки в сторону уменьшения, измеряют периоды повторения виброимпульсов , превьпиающих опорное напряжение , сравнивают периоды между собой (Л и по результатам сравнения судят о состоянии форсунки.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК ае (и) 3 G 01 М 15/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ.

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1(я

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3254581/25-06 (22) 02.03.81 (46) 15.07.84. Бюл. 9 26 (72) Т.Л.Метс, М.И.Кийзел и В.И.Соловьев (71) Тартусский филиал Центрального опытно-конструкторского технологического бюро Государственного всесоюзно"

ro ордена Трудового Красного Знамени научно-.исследовательского технологического института ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка (53) 621.436,038.5(088.8) (56) 1. Патент СССР У 564828, кл. С 01 М 15/00, 1977. (54) СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ФОРСУНКИ ДЛЯ ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ДВИГАТЕЛЬ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО

ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ. (57) 1. Способ диагностирования форсунки для подачи топлива в двигатель внутреннего сгорания, заключающийся в том, что сравнивают амплитуды виброимпульсов, сформированных путем фильтрации виброударного процесса, возникающего при ее работе, с опорным напряжением, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью расширения диапазона диагностируемых двигателей, изменяют опорное напряжение с заданной скоростью от максимального значения амплитуды виброимпульса проверяемой форсунки в сторону уменьшения, измеряют периоды повторения виброимO пульсов, превышающих опорное напряже- g ние, сравнивают периоды между собой и по результатам сравнения судят о состоянии форсунки. С:

2. Устройство диагностирования форсунки для подачи топлива в двигатель внутреннего сгорания, содержащее вибродатчик, фильтр, амплитудный детектор и измеритель, соединенные последовательно, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения диапазона диагностируемся двигателей дополнительно содержит делитель с регулируемым коэффициентом деления, компаратор и одновибратор, связанные последовательно и включенные в связь амплитудного детектора с измерителем, причем другой вход компаратора подключен к фильтру.

Изобретение относится к диагности; рованию форсунок и топливной системы дизельного двигателя вибрационным методом.

Известен способ диагностирования форсунки дпя подачи топлива в двига.тель внутреннего сгорания, заключающийся в том, что сравнивают амплитуды виброимпульсов, сформированных путем фильтрации виброударного процесса, 10 возникающего при ее работе, с опорным напряжением (1).

Известно устройство диагностирования форсунки для подачи топлива в двигатель внутреннего сгорания, содер 15 жащее вибродатчик, фильтр, амплитудный детектор и измеритель, соединенйые последовательно (1) .

В сигнале вибродатчика, прикреплен ного на колпак форсунки ДВС, присут- 2б ствуют виброимпульсы как проверяемой, так и непроверяемых форсунок. Для диагностирования форсунки по способупрототипу необходимо иметь информацию о фазе рабочего цикла ДВС, чтобы 25 разделить виброимпульсы проверяемой форсунки и "шума фона", т.е. использовать метку опорной точки (ОТ). У многих марок дизельных ДВС использование датчика ОТ затруднено или невозможно из-за отсутствия метки ОТ, используемой во время работы.

Диагностирование форсунки по абсолютному значению разницы ее виброим- 35 пульсов н "шума фона" связано с погрешностью, осусловленной зависимостью амплитуды вибросигнала от места, качества и конструкции приспособления для крепления вибродатчика на форсун- 40 ку. Амплитуда вибросигнала форсунки

1 зависит также от режима работы дизельного ДВС, что при измерении ее абсолютного значения вносит значитель ную погрешность в результат диагностирования.

Следовательно, недостатками известных способа и устройства являются узость диапазона диагностируемых дизельных ДВС и большая погрешность при диагностировании форсунки по абсолютным значениям ее вибросигнала.

Целью изобретения является расширение диапазона диагностируемых двигателей.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу диагностирования. форсунки для подачи топлива в двигатель внутреннего сгорания, заключающемуся в том, что сравнивают амплитуды виброимпульсов, сформированных путем фильтрации виброударного процесса, возникающего при ее работе, с опорным напряженнем, опорное напряжение изменяют с заданной скоростью от максимального значения амплитуды виброимпульса проверяемой форсунки в сторону уменьшения, измеряют периоды повторения виброимпульсов, превышающих опорное напряжение, сравнивают периоды между собой и по результатам сравнения судят о состоянии форсунки.

Устройство диагностирования форсунки для подачи топлива в двигатель внутреннего сгорания, содержащее вибродатчик, фильтр, амплитудный детектор и измеритель, соединенные последо-. вательно, дополнительно содержит делитель с регулируемым кеэффициентом деления, компаратор и одновибратор, связанные последовательно и включенные в связь амплитудного детектора с измерителем, причем другой вход компаратора подключен к фильтру.

На фиг. 1 представлено распределение Р(А) амплитуд виброимпульсов, з 1 сформированных путем фильтрации сигнала вибродатчика, прикрепленного на диагностируемой (первой) форсунке четырехцилиндрового ДВС, на фиг. 2— устройство для осуществления способа.

Виброимпульсы форсунки возбуждаются в пространстве близком зоне ударного воздействия между иглой и корпусом распылителя форсунки. На пути от места возбуждения до вибродаичика абсолютное значение амплитуды упругой волны виброколебаний убывает по показательному закону: î -м5 Ao -km 5 ц= — е = — „е где А — амплитуда волны на расстояо нии от источника. равном единице, 5 — расстояние от источника, — показатель затухания амплн. туды волны, — круговая частота сигнала, К вЂ” коэффициент пропорциональности.

Следовательно, амплитуда принимаемых датчиком виброимпульсов зависит от амплитуды Ао возбуждаемых форсункой виброколебаний, частоты 63 фильтрации и расстояния 5 между датчиком и зоной излучения виброколебаний, Рассмотрим случай проверки форсунки первого цилиндра четырехцилиндрового дизеля. Для этого вибродатчик прикрепляют на колпак форсунки первого цилиндра.

Амплитуда А виброимпульса от подъема и посадки иглы распыпителя форсунки зависит от многих факторов, % определяющих характеристику топливоподачи и впрыска (регулировка натяжения пружины, состояние прецизионных пар топливной системы, заклинивание иглы, закоксованности форсунки и др.) .. (3) t otк

35 где А, — минимальное значение амплитуды волны, возбуждаемой первой форсунки на единичном расстоянии, максимальное значение амплитуды волны, возбуждаемой второй форсунки на единичном расстоя45 нин.

Обычно частота (d фильтрации вибросигнала, удовлетворяющая условию (3), находится в ультразвуковом диапазоне., Законы распределения p,(A), Р„(А)

50 амплитуд виброимпульсов непроверяемых форсунок перекрываются между собой и помехой Опомех (фиг. 1) так, что виброимпульсы непроверяемых форсунок не разделимы по амплитуде от помех.

А О так

В результате неравномерного влияния всех этих факторов амплитуда последующих друг другу виброимпульсов форсунки во время впрыска топлива имеет флюктуирующий характер. С учетом этого у неисправной проверяемой (первой) форсунки амплитуды собственных виброимпульсов распределены по закону Р,(А), имеющему значения в диапазоне 0, ; ... lJ, „Ä 0< среднее значение амплитуды виброимпульсов (фиг, 1) .

55 В состав устройства для диагностирования форсунки входят (фиг. 2) вибродатчик 1, фильтр 2, компаратор 3, ампдитудный детектор 4, делитель 5 с

103108 4

Вибродатчик, установленный на проверяемой (первой) форсунке, принимает также и прошедшие к проверяемой форсунке виброимпульсы от других, непроверяемых форсунок. Виброимпульсы от наиболее близкой непроверяемой (второй) форсунки имеют распределение

P (А) со средним и максимальным значеНИЯМИ 62,0 2 ах СООТВеТСТВеННО.

10 Из геометрии ДВС следует, что расстояние 5, от датчика, прикрепленного íà первой форсунке, до места возбуждения виброимпульсов первой форсунки гораздо меньше расстояния 5 от

15 датчика до места возбуждения виброимпульсов второй форсунки. Практически расстояние 5 равно расстоянию между соседними форсунками. Расстояния

5„ и 5 являются конструктивными

20 параметрами конкретной марки ДВС. В принципе возможно найти для каждой конкретной марки ДВС частоту и фильтрации вибросигнала, при которой соотношение г минимальной амплитуды U,„

25 виброимпульсов проверяемой исправной (первой) форсунки и максимальной амплитуды Й, „@„ (фиг. 1) виброимпульсов непроверяемой (второй) форсунки больше единицы согласно выражениям:

"itin sonic э2 4 „» (с с,) %O 20AlQх к (2) 1103108 регулируемым коэффициентом передачи, одновибратор 6 и измеритель 7 периода.

Принцип работы устройства следующий, 5

Сигнал вибродатчика i, установленного на проверяемой форсунке, подается на фильтр 2. С фильтра 2 сигнал подается на входы компаратора 3 и амплитудного детектора 4. Детектор 4

<О запоминает максимальное значение

0«<1<,„ виброударного импульса и через делитель 5 с регулируемым коэффициентом передачи К< подает его на второй вход компаратора 3. Компаратор 3 срабатывает от сигнала, превышающего напряжение К <, О, „, и запускает одновибратор 6, период импульсов которого измеряют с помощью измерителя 7.

Способ осуществляют с помощью предлагаемого устройства следующим образом.

Опорное напряжение приравнивают к максимальному значению U< ä„ амплиту25 ды виброимпульсов проверяемой форсунки (производится автоматически амплитудным детектором 4 при коэффициенте

К < = 1 делителя 5), Регулировкой коэффициента К, передачи делителя 4 медленно изменяют опорное напряжение

К< ° LI «<<„ в сторону уменьшения ° Скорость регулировки опорного напряжения выбирают такой, что примерно за

200-300 оборотов коленчатого вала 35

ДВС изменение опорного напряжения не превышает 107 его начального значения О<„„ц„ . В то же время с помощью измерителя 7 измеряют периоды повторения виброимпульсов, превышающих 40 опорное напряжение К< О<,«,<л. Сравнивают отсчеты измерителя 7 (значения периодов) между собой. При достижении опорным напряжением значения в диапазоне от максимальной амплитуды 45 виброимпульсов непроверяемых форсунок до минимальной амплитуды виброимпульсов проверяемой (первой) форсунки (U2 «

Если форсунка неисправна, влияние перечисленных факторов превышает допустиМые пределы, и она работает нестабильно (или вообще не функционирует). Амплитуда ее виброимпульсов колеблется в широких пределах, соответствующее распределение Р,(А) (фиг. 1), перекрывает зону амплитуд виброимпульсов непроверяемых форсунок и помех (О ... Опомел .. О,,„ „ ). В этом случае невозможно найти,дпорного напряжения, превышающие которое виброимпульсы повторяются стабильно с периодом подачи топлива. Об этом свидетельствует неравномерность отсчетов измерения 7 во всем диапазоне возможных значений опорного напряжения, что является критерием выбраковки проверяемой форсунки из-за несоответствия ее виброимпульсов условиям (2) и (3) .

Из графика (фиг. I) видно, что изменение масштаба преобразования ампли; туды А виброимпульсов форсунки не влияет на оценку отношения (2). Это значит, что изменение апмлитуды вибросигнала форсунки, зависящее от крепления вибродатчика и режима ДВС, не вносит погрешности в поставляемый технический диагноз.

Предлагаемый способ обеспечивает диагностирование форсунок независимо от конструктивных особенностей получения меток ОТ проверяемого ДВС.

Тем самым предлагаемые способы и устройство обеспечивают расширение круга диагностируемых ДВС и снижение погрешности диагностирования форсунки, Прн замене измерителя периода частотомером предлагаемое устройство может быть использовано как тахометр.

Если делитель с регулируемым коэффициентом передачи снабдить шкалой, способ и устройство могут быть использованы для регистрации закона распределения виброимпульсов механизмов.

1103108

Составитель Н.Патрахальцев

Редактор Н.Ивцдкая Техред М.Тенер Корректор А.Дэятко

Заказ 4969/31 Тираж 823 Подпиеное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Ч

Филиал ППП ™Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ диагностирования форсунки для подачи топлива в двигатель внутреннего сгорания и устройство для его осуществления Способ диагностирования форсунки для подачи топлива в двигатель внутреннего сгорания и устройство для его осуществления Способ диагностирования форсунки для подачи топлива в двигатель внутреннего сгорания и устройство для его осуществления Способ диагностирования форсунки для подачи топлива в двигатель внутреннего сгорания и устройство для его осуществления Способ диагностирования форсунки для подачи топлива в двигатель внутреннего сгорания и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх