Распределитель гидравлического усилителя рулевого управления транспортного средства

 

РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО УСИЛИТЕЛЯ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий корпус с вьшолненными в нем отверстиями для соединения с гидронасосом и с гидробаком и цилиндр с установленной в его центральном канале гильзой с продольными пазами, закрепленный с одной стороны на валу рулевого механизма , а с другой - в подшипнике корпуса и имеющий выступ с реактивными камерами, в которых размещены плунжеры , взаимодействующие с двухплечим рычагом, установленным на валу привода , соединенным торсионом с валом рулевого механизма и втулкой, выполненной с выступами, расположенными с обеих сторон по направлению дв-ух взаимно перпендикулярных диаметров, причем последняя связана с полым золотником , отличающийся тем, что, с целью повьппения чувствительности распределителя и снижения трудоемкости сборки, вал привода со стороны, золотника выполнен ступенчатым с большей, средней и меньшей ступенями, причем последняя выполнена в виде стержня, проходящего через осевой канал втулки и полый золотник, на внутренней поверхности которого выполнен цилиндрический выступ, нижV , ним торцом взаимодействующий с пружинной шайбой, закрепленной на меньС шей ст.упени стопорным кольцом с возможностью поджатия золотника к торцоS вой поверхности, выполненной на валу с привода между большей и средней ступенями , а на наружной поверхности средней ступени и на цилиндрическом выступе золотника выполнены продольные пазы для взаимодействия с выстуЭд пами втулки. Nj

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСА БЛИН

09) 01) зсю B 62 D 5/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

el".1

%&.ЬЛИСТЦМ (21) 3420193/27-11 (22) 09. 04. 82 (46) 07.08.84. Бюл. Р 29 (72) В.К. Добринец, М.С. Высоцкий, А.Ф. Лугин, В.А. Козел, Л.Л. Гинцбург и Г.П. Червяк (71) Минский дважды ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции авто-мобильный завод (53) 629. 113.014.5(088.8) (56) 1. Патент Великобритании

Ф 1360475, кл. В 7 Н, 1974.

2. Патент ФРГ Р 1227350, кл. В 62 D 5/06, 1967 (прототип). (54)(57) РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО УСИЛИТЕЛЯ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий корпус с выполненными в нем отверстиями для соединения с rHppoHacdcoM и с гидробаком и цилиндр с установленной в его центральном канале гильзой с продольными пазами, закрепленный с од. ной стороны на валу рулевого механизма, а с другой — в подшипнике корпуса и имеющий выступ с реактивными камерами, в которых размещены плунжеры, взаимодействующие с двухплечим рычагом, установленным на валу привода, соединенным торсионом с валом рулевого механизма и втулкой, выполненной с выступами, расположенными с обеих сторон по направлению двух взаимно перпендикулярных диаметров, причем последняя связана с полым золотником, отличающийся тем, что, с целью повышения чувствительности распределителя и снижения трудоемкости сборки, вал привода со стороны золотника выполнен ступенчатым с большей, средней и меньшей ступенями, причем .последняя выполнена в виде стержня, проходящего через осевой канал втулки и полый золотник, на внутренней поверхности которого выполнен цилиндрический выступ, нижним торцом взаимодействующий с пружинной шайбой, закрепленной.на мень" шей ступени стопорным кольцом с воз- { можностью поджатия золотника к торцо° .а вой поверхности, выполненной на валу й: привода между большей и средней ступенями, а на наружной поверхности средней ступени и на цилиндрическом выступе золотника выполнены продольные пазы для взаимодействия с выступами втулки.

1106717

Изобретение относится к транспорт ному машиностроению, в частности к распределителям гидравлического усили теля рулевого управления транспортных средств. 5

Известен распределитель гидравлического усилителя рулевого управления транспортного средства, содержащий вращающийся золотник, выполненный заодно с валом привода, корпус золот- 1О ника, размещенный в проставке, установленной между корпусом рулевого механизма и крышкой, в подшипниках которой расположен вал привода золотника, соединенный торсионом с валом 15 рулевого механизма Я .

Недостаток распределителя заключается в том, что незначительное смещение крыл::ки относительно проставки вызывает одностороннее прижатие зо- 20 лотника к корпусу и, следовательно, снижает чувствительность распределителя.

Известен также распределитель гидравлического усилителя рулевого уп- 25 равления транспортного средства, содержащий корпус с выполненными в нем отверстиями для соединения с гидронасосом и с гидробаком и цилиндр с установленной в его центральном ка- 30 нале гильзой с продольными пазами, закрепленный с одной стороны. на валу рулевого механизма, а с другой - в подшипнике корпуса и имеющий выступ с реактивными камерами, в которых раз крещены плунжеры, взаимодействующие с двухплечим рычагом, установленным на валу привода, который соединен торсионом с валом рулевого механизма и втулкой, выполненной с выступами, расположенными с обеих сторон по направлению двух взаимно перпендикулярных диаметров, причем последняя связана с полым золотником „2), Недостатком известного распреде- 45 лителя является одностороннее приложение силы к золотнику со стороны ва" ла привода, вызывающее. кроме крутя.щего момента и радиальную силу, прижимающую золотник к корпусу и сни-50 жающую чувствительность распределителя.

Цель изобретения - повышение чувствительности распределителя и сниже" ние трудоемкости сброки. 55

Указанная цель достигается тем, что в распределителе гидравлического усилителя рулевого управления транспортного средства, содержащем корпус с вы3 с полненными в нем отверстиями для соединения с гидронасосом и с гидробаком и цилиндр с установленной в его центральном канале гильзой с продольными пазами, закрепленный с одной стороны на валу рулевого механизма, а с другой — в подшипнике корпуса и имеющий выступ с реактивными камерами, в которых размещены плунжеры, взаимодействующие с двуплечим рычагом, установленным на валу привода, соединенным торсионом с валом рулевого механизма и втулкой, выполненной с выступами, расположенными с обеих сторон по,направлению двух взаимно перпендикулярных диаметров, причем последняя связана с полым золотником, вал привода со стороны золотника выполнен ступенчатым с большей, средней и меньшей ступенями, причем последняя выполнена в виде стержня, проходящего через осевой канал втулки и полый золотник, на внутренней поверхности которого выполнен цилиндрический .выступ, нижним торцом взаимодействующий с пружинной шайбой, закрепленной «а меньшей ступени стопорным кольцом с возможностью поджатия золотника к торцовой поверхности, выполненной на валу привода между большей и среди и ступенями, а на наружной поверхности средней ступени и на цилиндрическом выступе, золотника выполнены продольные пазы для взаимодействия с выступами втулки.

1 !

На фиг. 1 изображена конструктивная схема распределителя, продольный разрез, на фиг. 2 — сечение А-А на

Фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 — место соединения вала привода с золотником.

Распределитель содержит корпус 1, цилиндр 2, в центральном канале которого установлена гильза 3. В цилиндре 2 и гильзе 3 выполнены отверстия

4 и 5 и продольные пазы 6 и 7. Отверстия 4 соединены с каналом для подвода рабочей жидкости от гидронасоса.

Отверстия 5 служат для отвода рабочей жидкости на слив в гидробак, а продольные пазы б.и 7 соединены с полостями силовоro гидроцилиндра.

Цилиндр 2 в нижней части имеет высту пы Я, входящие в пазы переходника 9, закрепленного на валу рулевого механизма 10„ а в верхней части — выступ

1106717

11, на вертикальных площадках 12 копорого тангенциально в реактивных камерах расположены плунжеры 13. Реактивные камеры плунжеров сообщены с соответствующими каналами для подвода 5 жидкости к полости гидроцилиндра.

Вал 14 привода со стороны золотника выполнен ступенчатым, закреплен в крьпп" ке 15 на подшипниках 16 и соединен втулкой 17 с поворотным золотником 18. 1О

Втулка 17 имеет на торцах по паре выступов 19 и 20, расположенных по направлению двух взаимно перпендикулярных диаметров. Выступы 19 втулки

17 входят в продольные пазы 21., выЪ полнеяные на наружной поверхности средней ступени вала 14 привода, а выступы 20 — в продольные пазы 22, выполненные на цилиндрическом выступе

23 золотника 18, расположенного в 20 центральном канале гильзы 3. Золотник 18 торцом поджимается к торцу вала 14 привода, образованному в месте перехода большей ступени к средней ступени, а нижний торец цилиндрического выступа 23 золотника взаимодействует с пружинной шайбой 24, закрепленной стопорным кольцом 25 на меньшей ступени вала 14 привода, проходящей через осевой канал соедини- 30 тельной втулки 17 и золотника 18.

В последнем выполнены радиальные отверстия 26, соединяющие гидронасос и полости силового гидроцилиндра со сливом. На валу 14 привода золотника закреплен двухплечий рычаг 27 с роликами 28, на которые воздействуют плунжеры 13. На концах двухплечего рычага имеются упоры 29, взаимодействующие с вертикальными площадками 40

12 корпуса золотника. Зазор 30 между упорами двуплечего рычага 29 и вертикальными площадками 12 корпуса золотника выбирается из условия получения полного хода золотника. В крышке 45

31, служащей для регулировки натяга подшипников 16, установлено комплекс.

I ное уплотнение 32. Вал 14 привода золотника и вал рулевого механизма 10 соединены торсионом 33. 50

При нейтральном положении золотника рабочая жидкость из гидронасоса по каналам поступает к отверстиям 4, J через продольные пазы 6 и 7 и отвер стия 5 и 26 - на слив, заполняя при 55 этом реактивные камеры плунжеров 13 и полости силового гидроцилиндра.

При повороте вала 14 грани пазов 21 упираются в выступы 19 втулки 17, а выступы 20 втулки 17 упираются в грани пазов 22 на буртике золотника 23, поворачивая его вокруг оси. В начальный момент поворота, когда давление в системе незначительно, усилие на ободе рулевого колеся в основном „ создается торсионом 33. При повороте золотника 18 по часовой стрелке, величина которого ограничена зазором

30 между упорами 29 и вертикальными площадками 12 корпуса золотника, прекращается доступ рабочей жидкости к пазам 6, при этом соответствующая полость силового гидроцилиндра и реактивная камера левого плунжера через пазы 6, радиальные отверстия 26 в золотнике и отверстия 5 в цилиндре

2 сообщаются со сливом. Одновременно противоположная полость силового гидроцилиндра и реактивная камера правого плунжера через пазы 7 соединяются с гидронасосом. Правый плунжер, находящийся под давлением, воздействует непосредственно на ролик 28 двухплечего рычага 27 и, следовательно, на вал 14 гривода золотника. При повороте золотника против часовой стрелки прекращается доступ рабочей жидкости к пазам 7, полость силового гидроцилиндра и реактивная камера, находящиеся под давлением при повороте золотника вправо, через пазы 7, радиальные отверстия 26 в золотнике и отверстия 5 в цилиндре 2 соединяются со сливом. Полость силового гидроцилиндра и реактивная камера левого плунжера, сообщающиеся со сливом при повороте золотника по часовой стрелке, через пазы 6 соединяются с гидронасосом.

Увеличение давления в системе и одновременно в реактивных камерах плунжеров обеспечивает плавное увеличение усилия на ободе рулевого колеса пропорционально увеличению момента сопротивления повороту. Биение торца вала 14 привода и торца золотника 18, а также отклонение линейных размеров в пределах допуска компенсируются пружинной шайбой 24, установленной между нижним торцом цилиндрического выступа 23 золотника и стопорным кольцом 25, расположенным на малой ступени вала 14 привода (фиг. 4).

При минимальных значениях биений и отклонений линейных размеров сопрягаемых деталей пружинная шайба 24

1106717 разжимается, при максимальных значениях сжимается, обеспечивая при этом беззазорное соединение золотника с валом привода и разгружая золотник от радиальных и осевых сил, повышая тем самым чувствительность распределителя.

Повышение чувствительности распределителя повышает точность управления транспортным средством и, следовательно, снижает утомляемость водителя. Кроме того, упрощаетсй конструкция и снижается трудоемкость сборки распределителя.

1106717

22

И

Фиг. Р

Фиг. 2

Л 14 21

Фи,г.4

Составитель В. Калмыков

Редактор О.Юрковецкая Техред Т.Маточка Корректор Н.Джуган

Заказ 5713/14

Тираж 626 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 ф

2

Х

Распределитель гидравлического усилителя рулевого управления транспортного средства Распределитель гидравлического усилителя рулевого управления транспортного средства Распределитель гидравлического усилителя рулевого управления транспортного средства Распределитель гидравлического усилителя рулевого управления транспортного средства Распределитель гидравлического усилителя рулевого управления транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к рулевым управлениям транспортных средств с передними и задними управляемыми колесами

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к рулевым управлениям транспортных средств с гидравлическим усилителем

Изобретение относится к рулевым управлениям транспортных средств с передними и задними управляемыми колесами с гидроприводом

Изобретение относится к распределителям гидравлического усилителя рулевого управления транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к городскому и межгородскому троллейбусам, может быть использовано в других транспортных устройствах и позволяет повысить надежность рулевого управления троллейбуса и безопасность его эксплуатации

Изобретение относится к рулевым управлениям транспортных средств с передними и задними управляемыми колесами и гидроприводом
Наверх