Устройство для контроля знаний обучаемого

 

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМОГО, содержащее последо вательно включенные переключатель готовности ответа, первый элемент ИЛИ, первый элемент задержки, первый счетчик и первый элемент И, выход которого является первым выходом регистрации ответов устройства, переключатель сигналов сброса, с епиненный с вторым HaSnoKpetucmрации jmltmat входом первого элемента ИЛИ, блок ввода . ответных действий обучаемого, блок элементов И, выход переключателя готовности ответа является вторьпй выходом регистрашю ответов устройства, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены последовательно включенные логический блок, распределитель импульсов и второй элемент ИЛИ, второй вход когорого соединен с вторым выходом логического блока, a выход с первым входом блока элементов И, выход которого подключен к второму входу первого счетчика, a второй вход - к выходу блока ввода ответных действий обучаемого, соединенному с вторым входом распределителя импульсов, второй выход которого под (Л ключен к входу логического блока. о 00 4 00 00

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

Ой К

РЕСПУБЛИК (1Е (И) А

Заи G 09 В 702

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И 0THPbfA44

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

На &оя рлилграгфии Втйвеа| (21) 3595593/18 — 24 (22) 25.05.83 (46) 15.08.84. Бюл. No 30 (72) В. Г. Вохмянин (53) 681.3.071(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР Х 928392, кл. G 09 В 7/02, 1980.

2. Авторское свидетельство СССР No 955172, кл. G 09 В 7/02, 1981 (прототип). (54) (57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ

ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМОГО, содержащее последо. вательно включенные переключатель готовности ответа, первый элемент ИЛИ, первый элемент эадержки, первый счетчик и первый элемент

И, выход которого является первым выходом регистрации ответов устройства, переключатель сигналов сброса, с епиненный с вторым входом первого элемента ИЛИ, блок ввода ° ответных действий обучаемого, блок элементов

И, выход переключателя готовности ответа является вторым выходом регистрации ответов устройства, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены последовательно включенные логический блок, распределитель импульсов и второй элемент

ИЛИ, второй вход которого соединен с вторым выходом логического блока, а выход— с первым входом блока элементов И, выход которого подключен к второму входу первого счетчика, а второй вход — к выходу блока ввода ответных действий обучаемого, соединенному с вторым входом распределителя импульсов, второй выход которого подключен к входу логического блока.

1!08483

2. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что в нем распределитель импульсов содержит узел элементов ИЛИ, вход которого является входом распределителя, И последовательно соединенные второй элемент ИЛИ, формирователь импульсов, триггер, второй элемент задержки, узел элементов И, кольцевой распределитель, третий элемент задержки и второй элемент И, выход которого является первым выходом распределителя, вход второго элемента ИЛИ является входом распределителя, выход формирователя импульсов является вторым выходом распределителя и подключен к второму входу второго элемента И.

3. Устройство по п, 1, о т л и ч а ющ е е с я тем, что в нем логический блоь содержит третий элемент И, выход которого является первым выходом блока, и последовательно соединенные четвертый элемент И, второй счетчик, дешифратор, четвертый эле-. мент задержки и инвертор, выход котопого является вторым выходом блока, первые входы третьего и чертвертого элементов И являются входом блока, а вторые входы соединены с выходаяи четвертого элемента задержки и инвертора соответственно.

Изобретение относится к автоматике и вычислительной техние и может быть использовано в устройствах автоматизированного приема экзаменов, контрольных работ и закрепления знаний обучаемых при изучении нового материала.

Известно устройство, содержащее последовательно соединенные с источником питания переключатель готовности ответа, блок ввода ответа, элемент кодирования и переключатель !О смены билетов (1J.

Недостатками этого устройства являются . большая вероятность угадывания правильного ответа и необходимость составления программированных билетов. !5

Наиболее близким к изобретению является устройство, содержащее последовательно соединенные блок ввода ответа и шифра вопроса, счетчик и элемент И, а также переключатель готовности ответа и переключатель сброса наб- >0 раиного ответа и шифра вопроса, подключенные через элемент ИЛИ и элемент задержки ко второму входу счетчика (2), Данное устройство обеспечивает возможность контроля ответов любого информационного 25 объема. Однако даже при самой несущественной ошибке, допущенной учащимся, ответ относится к неправильным. Например, при переводе контрольного текста на родной язык учащийся допустил грамматическую ошибку 3б в слове. Перевод — правильный, но формально устройством перевод будет квалифициро; ван как неправильный. Однако любой преподаватель классифицирует перевод как правильный, но с ошибкой.

Таким образом, известное устройство из-за отсутствия естественной классификации правильности введенных ответов, которую обеспечивает преподаватель, имеет низкую точность контроля знаний, что сужает дидактические возможности устройства.

1, Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства за счет приближения классификации правильности введенных в устройство ответов обучаемых к естественному, обеспечиваемому преподавателем, Поставленная цель достигается тем, что в устройство, содержащее последовательно включенные переключатель готовности ответа, первый элемент ИЛИ, первый элемент задержки, первый счетчик и первый элемент И, выход которого является первым выходом регистрации ответов устройства, переключатель сигналов сброса, соединенный со вторым вхо,.дом первого элемента ИЛИ, блок ввода ответных действий обучаемого, блок элементов И, выход переключателя готовности ответа являет . ся вторым выходом регистрации ответов устройства, в него введены последовательно включенные логический блок, распределитель импульсов и второй элемент ИЛИ, второй вход которого соединен со вторым выходом логического блока, а выход — с первым входом блока элементов И, выход которого подключен ко второму входу первого счетчика, а второй вход — к выходу блока ввода ответных действий обучаемого, соединенному со вторым входом распределителя импулъсов, второй выход которого подключен ко входу логического блока, а также тем, что в нем распределитель импульсов содержит узел элементов

ИЛИ, вход которого является входом распре110848

50 делителя, и последовательно соединенные второй элемент ИЛИ, формир ватель импульсов, триггер, второй элемент задержки, узел элементов И, кольцевой распределитель, третий элемент задержки и второй элемент И, выход которого является первым выходом распределителя, вход второго элемента ИЛИ является входом распределителя, выход формирователя импульсов является вторым выходом распределителя и подключен ко второму входу второго элемента И.

Причем в нем логический блок содержит третий элемент И, выход которого является первым выходом блока, и последовательно соединенные четвертый элемент И, второй счетчик, дешифратор, четвертый элемент задержки и инвертор, выход которого является вторым выходом блока, первые входы третьего и четвертого элементов И являются входом блока, а вторые входы соединены с выходами э0 четвертого элемента задержки и инвертора соответственно.

На фиг. 1 показана функциональная схема устройства для классификации ответов обучаемого; на фиг. 2 — схема счетчика во взаимосвязи с блоками ввода информации; на фиг. 3 — узлы элементов И и ИЛИ распределителя импульсов, задающих контрольные, символы в ифномрационном сообщении фикcMpoBsHHoH длины> ВО Взаимосвязи с другими блоками.

Устройство для контроля знаний обучаемого содержит блок 1 ввода ответных действий оператора (ответов и шифра вопросов), . состоящий из кнопок, количество которых

35 равно количеству различных элементов, из которых могут быть составлены ответы иа билет, блок 2 элементов И, счетчик 3, элемент

И 4, распределитель 5 импульсов (задания контрольных символов в информационном сообщении . 40 фиксированной длины), логический блок 6, переключатель 7 готовности ответа, переключатель 8 сигналов сброса (набранного ответа и шифра вопроса), элемент ИЛИ 9, элемент 10 задержки, а также элементы ИЛИ 11, формирователь 12 импульсов, элемент И 13 и элемент ИЛИ 14, 45 входящие в состав распределителя 5 импульсов.

Блок 6 содержит элемент И 15, счетчик 16, Ф дешифратор 17, элемент 18 задержки, инвертор

19, элемент 20 И.

Распределитель 5 кроме элементов 11 ИЛИ; формирователя 12 импульсов, элемента И 13 и элемента ИЛИ 14 содержит также триггер 21, элемент 22 задержки, узел 23 элементов И, кольцевой распределитель 24, элемент 25 задержки и узел 26 элементов ИЛИ. Счетчик 3 сОстоит 55 из триггеров 27. Блок 2 состоит из элементов

И 28. Узел 26 состоит из элементов ИЛИ 29.

Узел 23 состоит из элементов ИЛИ 29. Узел

3 1

23 иостоит иэ элементов И 30. Переключатель 7 готовности ответа и 1тереключатель 8 сигналов сброса через последовательно соединенные элементы 9 ИЛИ и элемент 10 задержки подключены к шине установки "0" счетчика 3, счетчика

16, триггера 21 и распределителя 24 (связь элемента 10 со счетчиком 16, триггером 21 и распределителем 24 на фиг. 1 не показана), Принцип работы устройства для контроля знаний обучаемого основан на том, что see информационное сообщение (ответ) обучаемого разбивается на блоки фиксированной длины. Длина этих блоков (число символов в сообщении) определяется числом разрядов распределителя 24. В информационном блоке фиксированной длины назначаются контрольные элементы, например первый, второй, третий и чертвертый, и по совпадению назначенных контрольных элементов в ответе обучаемого с эталонными выносится суждение о правильности ответа обучаемого. Положение контрольных сигналов в информационном сообщении фиксированной длины определяется первоначальной записью информации в распределитель 24. Например, запись единицы в первую, вторую, третью и.четвертую ячейку распределителя

24 означает, что проверка ответа обучаемого будет происходить только по первому, второму, третьему и четвертому элементам в информационном сообщении фиксированной длины. Если, например, записана единица только в первую ячейку распределителя 24, то это означает что проверка ответа обучаемого будет происходить только по первому элементу в информационном сообщь нйи фиксированной длины.

Ячейки распределителя 24, в которые должна быть записана информация, определяются первым элементом шифра номера вопроса, Последующими элементами шифра вопроса определяется ус-. тановка элементов (триггеров) счетчика 3 в положение, при котором при правильном ответе обучаемого на выходе элемента И 4 появляется сигнал (один из выходов каждого триггера 27 соединен со входом элемента И 4 — на фиг. i эта связь изображена условно) .

Логический блок 6 обеспечивает включение в работу распределителя 5 для задания контрольных символов в информационном сообщении фиксированной длины после ввода шифра вопроса (длина шифра вопроса — количество элементов в шифре вопроса — является постоянной).

При включении устройства (при подаче питания на устройство) все элементы схемы автоматически устанавливаются в исходное (нулевое) положение (устройство автоматической установки элементов схемы при подаче на ее питание не показано).

Устройство для контроля знаний обучаемого работает следующим образом.

5 !l08483

Обучаемый получает билет, каждый вопрос которого зашифрован определенным номером, например номером 30148: вычислить площадь круга, радиус которого равен 100 м.

Учащнйся должен последовательно нажать кнопки блока 1 (если ввод ответов осуществляе ся только в цифровой форме, то число кнопок равно десяти) с индексами "3". "0", "!", "4", Ф ФЯ Э Э

При нажатии на кнопку с индексом "3" благо. даря тому, что с элемента ИЛИ 14 подается сигнал на входы элементов И 28, третий триггер 27 устанавливается в единичное состояние. Пр этом сигналом, подаваемым с кнопки блока 1 с индексом "3" на вход элементов ИЛИ 29 через элементы И 30 (число элементов И 30 определяется числом ячейки распределителя 24 и может быть как равно числу ячеек распределителя 24, так и меньше числа его ячеек), в первую, вторую, третью и четвертую ячейки распределителя 24 записывается информация (зти ячейки устанавливаются в состояние, при котором на их выходах есть сигнал) . Первые четыре элемента И 30 открываются так, как на их входы подается сигнал с элемента 22 задержки, При этом при нажатии на любую конпку блока 1 через элемент ИЛИ 11 на формирователЬ 12 подается сигнал. Первым импульсом с формирователя 12 триггер 21 устанавливается в единичное состояние. Через время, определяемое элементом 22,со входов элементов И 28 сигнал снимается, в результате дальнейшая запись информации в распределитель 24 исключается. Одновременно с этим с формирователя 12 через элемент И 15 в счетчик 16 записывается один импульс (единица) .

При вводе последующих чисел шифра вопроса, т. е. чисел 0,1,4,8 (при нажатии на кнопки с индексами "0", "1", "4", "8") с элемента

ИЛИ 14 подается сигнал íà входы элементов И

28 через которые первые четыре триггера 27 устанавливаются в единичное состояние. При этом при каждом нажатии на кнопку блока 1 с любым индексом с формирователя 12 подается импульс на первый вход элемента И 15. При вводе в устройство чисел 0,1,4,8 в счетчик 16 записывается еще четыре единицы. После ввода в устройство числа 8 на выходе дешифратора 17

Появляется сигнал (при вводе всех элементов шифра вопроса в устройство на выходе дешифратора 17 появляется сигнал). Через время, определяемое элементом 18, которое должно быть больше времени импульса получаемого с выхода формирователя 12, на вход элемента И 20 подаетcs сигнал, а с выхода инвертора 19 сигнал снима- 55 ется. Со входа элемента И 15 сигнал также снимается и дальнейшая запись информации в счетчик

16 становится невозможной..

После ввода шифра вопроса обучаемый вводит в устройство ответ.

При вводе первого, второго, третьего и четвертого элементов ответа триггеры 27, свя5 занные через соответствующие элементы И 28 с т- нажимаемыми кнопками блока 1, изменят свое состояние благодаря тому, что с выхода распределителя 24 через элемент 25, элемент И 13, элемент ИЛИ 14 подается сигнал на входы эле-!

0 м ентов И 28. Элемент И 13 открывается потому, что на его вход с формирователя 12 при нажатии на любую кнопку подается сигнал. С выхода раси пределителя 24 (выходом распределителя 24 является выход первой ячейки) формируется

l5 сигнал при вводе первого, второго, третьего и чертвертого элементов ответа потому, что в первон, второи, третьей и четвертой ячейках записаны единицы, При вводе любого элемента с формирователя 12 через элемент И 20 на т. ктовую ши20 ну распределителя 24 подается сигнал. При поступления на тактовую шину импульса происходит продвижение информации (информация первой явейки записывается в последнюю, со второй ячейки — в первую, с третьей ячейки — во вто25 рую и т. д,). При числе ячеек распределителя 24, большем четырех, например, при числе ячеек распределителя равном десяти, при поступлении четырех импульс в на тактовую шину распредели теля 24 первая, вторая, третья и четвертая ячейки распределителя обнуляются. И при вводе пятого элемента ответа сигнал на вход счетчика

3 не может пройти, так как с выхода распределителя 24 через элементы 25, 13. и 14 сигнал на входы элементов И 28 не подается.

После ввода ответа обучаемый нажимает на переключатель 7 готовности ответа. Ес щ пер вые четыре элемента ответа были набраны правильно, т. е. бьши набраны числа 3,1,4,1, то на выходах элемента И 4 (входы элемента И 4 соединены с выходами триггеров 27, на которых есть открывающия элемент И 4 сигнала) и переключателя 7 готовности ответа будут сигналы.

По наличию этих сигналов блок регистрации (не показан) ответ на вопрос зафиксирует в качестве правильного. Если ответ на вопрос был

5 сделан неправильно, например набрано число

4141, то с выхода элемента И 4 сигнал не будет подаваться и блок регистрации ответ на вопрос зафиксирует в качеств е неправильного.

Наиболее трудоемкая операция составления программированных билетов в устройстве заменена операцией шифрами номера билета, таким образом, чтобы после набора шифра вопроса

I и ответа на вопрос кнопками блока 1 триггеры 27 счетчика 3 устаиавливалисьЪы в такое положение, в котором после нажатия на переключатель

7 с выхода элемента И 4 подавался бы сигнал на блок регистрации. Операция шифрации фактически является механической, не требует высо1108483 фиг. 2

Заказ 5871/37

Подписное

ВРЧИПК

Тираж 447 кой квалификации и может быть проведена в считанные минуты для всего билета.

Для расширения функциональных возможностей.устройства, например обеспечения ввода ответов, в буквенном виде, количество кнопок в блоке 1 может быть увеличено за счет их параллельного соединения или дополнительного введения триггеров в счетчик 3.

Достоинством предлагаемого устройства явлляется то, что при увеличении емкости счетчика I o

16, при увеличении длины шифра вопроса, шифрация вопроса может быть произведена не однозначно, а с бесчисленным числом вариантов. Это исключает ситуацию: "Знаю номер вопроса .

Знаю ответ". 1 5

Число элементов И 4 (на фиг.1 показан лишь один элемент) определяется числом вопросов в билете.

Для регистрации номеров вопросов и ответов кнопки блока 1 ввода могут быть соедине- 20 ны с пишущей машинкой (не показано).

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

После нажатия на переключатель 7 через время, определяемое элементом 10, все элементы схемы устанавливаются в нулевое состояние, и устрой ь ство готово к вводу шифра вопроса и ответа следующего вопроса.

Благодаря тому, что в предлагаемом устройстве вынесение решения о правильности ответов производится лишь по контрольным символам, значительно повышена достоверность классификации ответов обучаемого при перепутывании элементов ответа, а также появилась возможность контроля ответов на вопросы, на которые не может быть дан точный ответ, например назовите (В математике) значение числа "е".

При ошибочном вводе ответа обучаемый может исправить ответ путем нажатия на переключатель

8, при этом все элементы схемы устанавливаются в нулевое состояние. После этого шифп вопроса и ответ необходимо в устройство ввести вновь.

Устройство для контроля знаний обучаемого Устройство для контроля знаний обучаемого Устройство для контроля знаний обучаемого Устройство для контроля знаний обучаемого Устройство для контроля знаний обучаемого 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения методикам поиска неисправностей по электрическим схемам систем электрооборудования автомобилей
Изобретение относится к области образовательных систем и может применяться в народном образовании как самостоятельно, так и в сочетании с традиционными образовательными методиками
Изобретение относится к образовательным системам, в частности компьютерному тестированию абитуриентов

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения и контроля знаний и диагностики качества обучения в различных учебных заведениях независимо от формы обучения, в том числе и с применением дистанционных технологий, а также может найти применение в отделах охраны труда и техники безопасности предприятий

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования при изучении электротехнических дисциплин

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования в различных учебных заведениях с использованием очного и дистанционного форм обучения

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам автоматизированного приема экзаменов, контрольных работ и закрепления знаний обучаемых при изучении нового материала путем ответа на поставленные вопросы, ответы на которые можно проранжировать по степени важности

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для объективной оценки ответов водителей и по знанию правил дорожного движения при сдаче ими зачетов и экзаменов, а также для объективной оценки их умения по выбору оптимального маршрута движения транспортного средства на схеме при предрейсовом инструктаже водителей

Изобретение относится к устройствам для обучения и контроля знаний и может быть использовано в различных учебных заведениях

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для автоматизации учебного процесса
Наверх