Способ определения момента трения подшипников

 

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОМЕНТА ТРЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ, заключающийся в том, что закрепляют внутреннее кольцо контролируемого подшипника на неподвижном валу, прижимают с заданным усилием к диаметрально противоположным поверхностям наружного кольца контролируемого подшипника пьезокерамические элементы, подключают их к генератору сигналов, подбирают частоту генератора, обеспечивающую резонансное состояние этих элементов, увеличивают напряжение генератора при этой частоте до момента начала вращения наружного кольца контролируемого подшипника, фиксируют это напряжение и по известной тарировочной зависимости напряжения от момента трения определяют момент трения контролируемого подшипника , отличающийся тем, что, с целью повышения точности определения, устанавливают внутреннее кольцо контролируемого подшипника с зазором между ним и валом , фиксируют напряжение генератора , соответствующее моменту поворота контролируемого подвшпника, а момент трения определяют по тарировочной зависимости по разности зафиксированных напряжений. эо ю х

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (1% (11) щр G 01 М 13/04

j

/ ю

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

И ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3558367/25-28 (22) 24.02.83. (46) 30,11.84, Бюл.Р 44 (72) П.Б.Бамбалас, В.И,Жегас>

К.М,Рагульскис, М,С,Рондоманскас и В.И.Чуприн (71) Каунасский политехнический институт им.Антанаса Снечкуса (53) 658.562.012.7(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

В 813167, кл. G Ol М 13/04, 1981. (54)(57) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОМЕНТА ТРЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ, заключающийся в том, что закрепляют внутреннее кольцо контролируемого подшипника на неподвижном валу, прижимают с заданным усилием к диаметрально противоположным поверхностям наружного кольца контролируемого подшипника пьезокерамические элементы, подключают их к генератору сигналов, подбирают частоту генератора, обеспечивающую резонансное состояние этих элементов, увеличивают напряжение генератора при этой частоте до момента начала вращения наружного кольца контролируемого подшипника, фиксируют это напряжение и по известной тарировочной зависимости напряжения от момента трения определяют момент трения контролируемого подшипника, отличающийся тем, что, с целью повышения точности определения, устанавливают внутреннее кольцо контролируемо о подшипника с зазором между ним и валом, фиксируют напряжение генератора, соответствующее моменту поворота контролируемого подшипника, а момент трения определяют по тарировочной зависимости по разности saфиксированных напряжений.

1126828

Изобрртение относится к машино- строению и может быть использовано для определения момента трения подшипников, подшипниковых узлов и роторных систем. 5

Известен способ определения момента трения подшипников, заключающийся в том, что закрепляют внутреннее кольцо контролируемого подшипника на неподвижном валу, прижимают IQ с заданным усилием к диаметрально противоположным поверхностям наружного кольца контролируемого подшипника пьезокерамические элементы, подключают их к генератору сигналов, подбирают частоту генератора, обеспечивающую резонансное состояние этих элементов, увеличивают напряже - ние генератора при этой частоте до момента начала вращения наружного кольца контролируемого подшипника, фиксируют это напряжение и по известной тарировочной зависимости напряжения от момента трения определяют момент трения контролируемо- 2 го подшипника (1

Однако известный способ имеет невысокую точность определения момента трения, поскольку не учитывает влияние шероховатости поверхности наружного кольца подшипника на величину напряжения, соответствующую началу вращения этого кольца.

Цель изобретения — повышение точности определения

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу определения момента трения подшипников) заключающемуся в том, что закрепляют внутреннее кольцо контролируемого подшипника на неподвижном валу, прижимают с заданным усилием к диаметрально противоположным поверхностям наружного кольца контролируемого подшипника пьезокерамические элементы, подключают их к генератору сигналов, подбирают частоту генератора, обеспечивающую резонансное состояние этих элементов, увеличивают напряжение генератора при этой частоте до момента начала вращения наружного кольца контролируемого подшипника, фиксируют это напряжение и по известной тарировочной зависимости напряжения от момента трения 55 определяют момент трения контролируемого подшипника, устанавливают внутренее кольцо контролируемого подшипника с зазором между ним и валом, фиксируют напряжение генератора, соответствующее моменту поворота контролируемого подшипника, а момент трения определяют по тарировочной зависимости по разности зафиксированных напряжений.

На фиг.1 показана схема осуществления предлагаемого способа определения момента трения подшипников; на фиг,2 — тариравочная зависимость напряжения от шероховатости, Схема содержит внутреннее кольцо 1 контролируемого подшипника, закрепленное на консольном валу 2, наружное кольцо 3 контролируемого подшипника, пьезокерамические элементы 4 и 5, прижатые пружинами 6 и 7 к диаметрально противоположным поверхностям кольца 3, и генератор 8 сигналов, подключенный к пьезокерамическим элементам 4 и 5, Способ осуществляют следующим образом.

Закрепляют внутреннее кольцо l .контролируемого подшипника на неподвижном валу 2, прижимают с помощью пружин 6 и 7 с заданным усилием к диаметрально противоположным поверх% ностям наружного кольца 3 контролируемого подшипника пьезокерамические элементы 4 и 5, подключают их к генератору 8 сигналов, подбирают частоту генератора 8, обеспечивающую резонансное состояние элементов 4 и 5, увеличивают напряжение генератора при этой частоте до момента начала вращения наружного кольца 3 и фиксируют это напряжение, Включают генератор

8 и останавливают кольцо 3. Затем устанавливают внутреннее кольцо 1 с зазором на валу 2, включают генератор 8, фиксируют напряжение гене.ратора 8, соответствующее моменту поворота контролируемого подшипника, которое равно напряжению коррекции влияния шероховатости поверхности контакта, Для упрощения процедуры измерений строят дополнительную тарировочную зависимость напряжения 0<< коррекции от параметра 0 шероховатости наружной поверхности кольца 3, Момент трения определяют по тарировочной зависимости напряжения от момента трения по разности зафиксированного напряжения соответствую) щего моменту начала вращения наружного кольца 3, и напряжения коррекции влияния шероховатости, 15

1D д Ю 10 Я, икн

Фи .2

Составитель В.Харитонов

Техред M.Ãåðãåëü Корректор О,Луговая

Редактор Л.Алексеенко

Заказ 8682/31 Тираж 822 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиа ППП "Патент", r.Óæãoðîä, ул.Проекгная,4

3 1126828 4

Использование предлагаемого спо- точность благодаря учету влияния соба определения момента трения под- шероховатости поверхности,контактирушипников обеспечивает более высокую ющей с пьезокерамическимиэлементами.

Способ определения момента трения подшипников Способ определения момента трения подшипников Способ определения момента трения подшипников 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх