Система приводов трактора

 

1. СИСТЕМА ПРИВОДОВ ТРАКТОРА , содержащая двигатель, привод движителей трактора включающий соединенное с валом двигателя главное сцепление с -механизмом его выключения , и трансмиссию, гидромашину привода рабочих органов агрегатируемых с трактором мащин, связанную с валом двигателя главное сцепление и соединенную гидролиниями в рабочих позициях первого гкдрораспределителя с гидродвигателями привода рабочих органов, а также насов привода исполнительных гидромеханизмов, связанньй с валом двигателя независимо от главного сцепления и соединенный напорной гидролинией с вторым гидрораспределителем , в рабочих позициях которого исполнительные гидромеханизмы соединены с упомянутой напорной гидролинией, отличающаяся тем, что, с целью повышения производительности трактора и его эффективности путем обеспечения непрерывности работы рабочих органов, она снабжена сблокированным с механизмом выключения главного сцепления посредством элемента управления дополнительным гидрораспределителем, через который в рабочей позиции первого гидрораспределителя и нейтральной позиции второго напорная (Л гидролиния насоса при выключенном главном сцеплении сообщена с напорной гидролинией гидромашины. 2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что для обеспечения первоочередности работ исполнительных гидромеханизмов по отношению к гидродвигателям управляющий вход вьтолненного гидроуправляемым 00 двухпозиционным нормально закрытым двухлинейного дополнительного гидрораспределителя соединен через второй о: гидрораспределитель в его нейтраль00 ной позиции с напорной гидролинией 0д насоса, а в его рабочей позиции со сливом.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) э(б1) В 60 К 17/10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

M ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ лс r. ( (21) 3631622/27-11 (22) 08. 08.83 (46) 30. 12.84. Бюл. В 48 (72) В.E.Áîðåéøo, ф.Г.Ворончихин, О.К.Довнар, В.В.Емельянчик, С.Л.Кустанович, Б.А.Любимов, В.M.Ìàñòåpîâîé, Л.А.Стецко, . Д.Е.Флеер и С.Д.Ярош (71) Научно-производственное объединение по тракторостроению "НАТИ" и Производственное объединение Минский тракторный завод .им. В.И.Ленина" (53) 629.113-585.2(088.8) (56). 1:. .:Авторское свидетельство СССР

Ф 901091, кл. В :60 К 17/10, 1976 (прототин). (54)(57) 1. СИСТЕМА ПРИВОДОВ ТРАКТОРА, содержащая двигатель, привод движителей, трактора, включающий соединенное с валом двигателя главное сцепление е::-механизмом его выключе= ния, и,трансмиссию, гидромашину при- . вода рабочих органов агрегатируемых с трактором машин, связанную с валом. двигателя через главное сцепление и соединенную гидролиниями в рабочих позициях первого гидрораспределителя с гидродвигателями привода рабочих органов, а также насов привода исполнительных гидромеханизмов, связанный с валом двигателя независимо от главного сцепления и соединенный напорной гидролинией с вторым гидрораспределителем, в рабочих позициях которого исполнительные гидромеханизмы соединены с упомянутой напорной гидролинией, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, с целью повышения производительности трактора и его эффективности путем обеспечения непрерывности работы рабочих органов, она снабжена сблокированным с механизмом выключения главного сцепления посредством элемента управления .дополнительным гидрораспределителем, через который в рабочей позиции первого гидрораспределителя и нейтральной позиции второго напорная гидролиния насоса при выключенном главном сцеплении сообщена с напорной гидролинией гидромашины.

2. Система по п. 1, о т л и— ч а ю щ а я с я тем, что для обеспечения первоочередности работ исполнительных гидромеханиэмов по отношению к гидродвигателям управляющий вход выполненного гидроуправляемым двухпозиционным нормально закрытым двухлинейного дополнительного гидро- : распределителя соединен через второй гидрораспределитель в его нейтральной позиции с напорной гидролинией насоса, а aего рабочей поэициисо сливом

1 11З1

Изобретение относится к системам е приводов трактора, например приводов

его движителей, приводов исполнительных гидромеханизмов, приводов активных рабочих органов агрегатируемых с трактором сельхозмашин.

Известна система приводов трактора, содержащая двигатель, привод движителей трактора, включающий соединенное с валом двигателя главное 1О сцепление с механизмом его включения, и трансмиссию, гидромашину привода рабочих органов агрегатируемых с трактором машин, связанную с валом двигателя через главное сцепление 15 и соединенную гидролиниями в рабочих позициях первого гидрораспределителя с гидродвигателями привода рабочих органов, а также насос привода исполнительных гидромеханизмов, связан-20 ный в валом двигателя независимо от главного сцепления и соединенный напорной гидролинией с вторым гидрораспределителем, в рабочих позициях которого исполнительные гидромеханиэ- 25 мы соединены с упомянутой напорной гидролинией (1f .

При работе трактора с приводом активных рабочих органов возникает необходимость периодически польэо - уб ваться главным сцеплением с тем, чтобы переключать передачи в коробке передач и изменять"при этом скорость

Iàãðåгата для получения оптимальной его производительности. В этом случае для известного устройства при выключении главного сцепления гидромашина останавливается и передача мощности к активным рабочим органам кратковременно прекращается, что может привести к потере производительности, а также нарушению технологического процесса.

Цель изобретения состоит в повьш.е-.: ния производительности трактора и его45 эффективности путем обеспечения непрерывности работы активных рабочих органов.

Цель достигается тем, что система приводов трактора, содержащая двига- 5О тель, привод движителей трактора, включающий соединенное с валом двигатели главное сцепление с механизмом его включения, и трансмиссию, гидромашину привода рабочих органов агре- 55 гатируемых с трактором машин, связанную с валом двигателя через главное ,сцепление и соединенную с гидролиния686 ми в рабочих позициях первого гидрораспределителя с гидродвигателями привода рабочих органов, а также насос привода исполнительных гидромеханизмов, связанный с валом двигателя независимо от главного сцепления и соединенный напорной гидролинией с вторым гидрораспределителем, в рабочих позициях которого исполнительные гидромеханизмы соединены с упомянутой напорной гидролинией, снабжена сблокированным с механизмом выключения главного сцепления посредством элемента управления дополнительным гидрораспределителем, через который в рабочей позиции первого гидрораспределителя и нейтральной позиции второго напорная гидролиния насоса при. выключенном главном сцеплении сообщена с напорной гидролинией гидромашины.

Кроме того, для обеспечения первоочередности работ исполнительных гидромеханиэмов по отношению к гидродвигателям управляющий вход выполненного гидроуправляемым двухпозицнонным нормально закрытым двухлинейного дополнительного гидрораспределителя соединен через второй гидрораспределитель в его нейтральной позиции с напорной гидролинией насоса, а в его рабочей позиции — со сливом.

На чертеже изображена гидрокинематическая схема системы приводов трактора.

Система приводов содержит двигатель 1 внутреннего сгорания, привод движителей трактора, состоящий из соединенного с валом двигателя, главного сцепления 2, ходоуменьшителя 3 с блоком фрикционных муфт 4 режима работы, механической ступенчатой коробки передач 5, заднего моста 6 и движителей трактора 7, гидромашину 8 привода рабочих органов агрегатируемых с трактором сельхозмашин, насос 9 привода испрлнительных гидромеханиэмов трактора.

Главное сцепление выполнено постоянно замкнутым с механизмом выключения — педалью 10.

Ходоуменьшитель выполнен объемным гидромеханическим на,принципе гидротормоза, который. при дроссельном регулировании обеспечивает бесступенчатое изменение пониженной скорости трактора. Основными узлами ходоуменьшителя являются планетарные

86 4

Гидрораспределитель 35 выполнен четырехлинейным трехпозицнонным с под-, ключенным к нему исполнительным гидромеханизмом 36 (например, гидроци" линдром навесной системы) . Для предотвращения перегрузов в гидросистеме установлены клапан разгрузки 37 насоса, предохранительный клапан 38 и нерегулируемый дроссель 39.

В качестве элементов привода исполнительных гидромеханизмов могут быть использованы серийные (стандартные) узлы трактора, например шестеренный насос НШ-32 навесной системы трактора, тракторный гидрораспределитель Р-75(Р-80) с встроенными кла-, панами разгрузки насоса и предохранительным.

Система приводов снабжена также дополнительным гидрораспределителем 40, сблокированным с механизмом выключения главного сцепления посредством элемента управления например, золотника управления 4 1. Дополнительный гидрораспределитель 40 выполняется двухпозиционным нормально закрытым двухлинейным.

Напорная гидролиния 34 насоса 9 через дополнительный гидрораспределитель 40 сообщена гидролиниями 42 и 43 с вторым участком напорной гидролинии 24. ,Гидролиния управления 44 клапана разгрузки 37 насоса через гидрораспределитель 35 сообщена с золотником управления 41 гидролиниями 45 и 46 и через гидрораспределитель 26 — гидролиниями 47 и 48.

Управляющий вход дополнительного гидрораспределителя 40 сообщен с золотником управления 41 гидромагистралью 49. Выходы клапана разгрузки 37 и предохранительного клапана 38 соединены гидролинией 50 с баком 23.

Работа системы приводов возможна в нескольких режимах.

Первый режим.

При движении трактора на основных скоростях (с выключенным ходоуменьшителем) с одновременным приводом активных рабочих органов муфты 18 и 20 включены, а муфта 19 выключена. При этом водило 14 блокируется на неподвижный корпус трансмиссии а двигатель через главное сцеплейие 2 напрямую связан с первичным валом 21 коробки передач 5, солнечная шестерня 15 вращается с постоНасос 9 привода исполнительных гидромеханизмов трактора имеет на своем валу шестерню 31, кинематически соединенную с шестерней 32, жестко связанной с валом двигателя. Вса- 55 сывающая гидролиния 33 насоса соединена с гидробаком 23, а напорная 34— с вторым гидрораспределителем 35.

Э 11316 редуктор 11, гидромашина 8 и дроссельное устройство 12 для ограничения потока жидкости, подаваемой гидромашиной. В качестве дроссельного устройства может применяться обычный регулируемый дроссель либо дроссельный регулятор потока. У планетарного редуктора входное звено — эпициклическая шестерня 13 — соединена с ведомым валом главного сцепления и через 10 него с двигателем 1, выходное звено водило 14 — соединено с фрикционными муфтами, промежуточное (реактивное) звено — солнечная шестерня 15 — соединена через жестко связанную с ней шестерню 16 с шестерней 17, жестко связанной с валом гидромашины 8.

Блок муфт 4 содержит три фрикционные муфты 18 — 20. Внутренние диски муфт 18 и 19 сблокированы между собой 0 и соединены с водилом планетарного ряда. Внутренние диски муфты 20 соединены с эпициклической шестерней.

Наружные диски муфты 18 соединены с неподвижным корпусом, а наружные дис-25 ки муфт 19 и 20 сблокированы между собой и соединены с ведущим валом 21 коробки передач.

Гидромашина 8 соединена всасывающей гидролинией 22 с гидробаком 23, .а напорной гидролинией 24 через обратный клапан 25 — с первым гидрораспределителем 26. Напорная гидролиния 24 включает два участка: первый от гидромашины 8 до входа обратного клапана 25 и второй от выхода обратного клапана до входа в гидрораспределитель 26. Параллельно напорной гидролинии 24 перед входом обратного клапана подключена напорная гидролиния 27 дроссельного устройства, слив40 ная гидролиния 28 которого соединена с гидробаком 23.

Гидрораспределитель 26 выполнен шестилинейным четырехпозиционным с подключенным к нему гидродвигате45 лем 29, приводящим от ведущего вала 30 активные рабочие органы (не, показаны) агрегатируемой с трактором сельхозмашины.

1131686

Э янными оборотами и через передачу 16 - 17 приводит гидромашину 8.

Гидромашина засасывает рабочую жидкость из гидробака 23 по всасывающей гидролинии 22 и подает ее по напорной гидролинии 24 через обратный клапан 25 к первому гидрораспределителю 26.

Гидрораспределитель 26 включается вручную водителем, который задает 10 режим работы активных рабочих органов. Первая рабочая позиция (первая слева) гидрораспределнтеля соответствует прямому ходу активных рабочих органов, вторая рабочая позиция 15 (третья слева) соответствует обратному ходу рабочих органов, при этом гидромотор 29, вращаясь в прямом ,нли обратном направлении, через свой вал 30 приводит рабочие органы. Ре- 20 гулирование скорости гидромотора может осуществляться гидродросселем .12., При включенном положении главного сцепления 2 и соответственно правом положении педали 10 золотник управ- 25 ления 4 1 находится в левой позиции, Полость управления дополнительного гидрораспределения 40 через гидролинию 49 сообщена с баком 23, и гидрораспределитель 40 находится в нижней ЗО позиции,. разъединяя напорные гидролинии 34 и 24 (насоса 9 и гидромаши- . ны 8).

При нейтральной позиции гидрораспределителя 35 и включенном главном сцеплении (левая позиция золотника управления 41) канал управления 44 через гидролинии 45 и 46 и золотник 41 сообщен с баком 23.

Поток рабочей жидкости от насо- 40 са 9 приходит через дроссель 39, и под влиянйем возникающего на дросселе перепада давления открывается клапан разгрузки 37, обеспечивая разгрузку насоса 9 через гидроли- 45 нию 50 на слив в гидробак 23.

При переводе гидрораспределителя 26 в рабочие позиции (первую и третью слева) одна из полостей гидромотора соединяется с вторым участ- 5а ком напорной гидролинии 24, а другая — со сливной гидролинией 28, в результате чего обеспечивается привод активных рабочих органов агрегатируемого оборудования., 55

Второй режим.

В момент переключения передач, когда водитель выжимает педаль 10, главное сцепление 2 выключается, прерывая поток мощности от двигателя к гидромашине 8, при этом она останавливается и прекращает подачу рабочей жидкости к гидромотору 29.

Одновременно золотник управления 41 переключается в рабочую (правую) позицию. При этом связь магистрали 49 управления дополнительным гидрораспределителем 40 с баком 23 прерывается, и она через гидролинию 48, гидрораспределитель 26, гидролинии 47 и 45, второй гидрораспределитель 35 (в его нейтральной — средней — позиции), гидролинию 44, дроссель 39 соединяется с напорной гидролинией 34 насоса 9. Тогда гидрораспределитель 40 под действием давления в напорной гидролинии 34 (давления разгрузки насоса 9) переключается в рабочую позицию (верхнюю), соединяя тем самым гидролинии 42 и 43.

После переключения гидрорас оеделителя 40 прекращается поток рабочей жидкости через дроссель 39, исчезает перепад давления на нем, под действием пружины закрывается клапан 37 и прекращается разгрузка насоса 9.

В этом случае насос 9, приводимый от двигателя через передачу 32 — 31, засасывает рабочую жидкость из бака 23 по всасывающей гидролинии 33 и подает ее к первому гидрораспределителю 26 по гидролиниям 34, 42, 43, 24 и далее через гндрораспределитель 26 к гидромотору 29 привода ра1 бочих органов.

Таким образом, в момент переключения передач, когда гидромашина 8 останавливается, вращение гидромотора 29 не прекращается благодаря подключению к нему насоса 9 (т.е. при этом не нарушается технологический цикл выполнения сельхозработ активными рабочими органами).

Использование насоса 9 для кратковременного подключения к гидромотору 29 (например, в момент переключения передач) является целесообразным и становится возможным ввиду того, что на привод исполнительных механизмов (гицроцилиндра навесной системы) он используется также кратковременно.

Предотвращение подачи рабочей жидкости под давлением из гидролинии 34 на выход гидромашины 8 и

1131686 перевода ее в моторный режим обеспечивается обратньм клапаном 25.

Третий режим.

После завершения переключения скоростей, включения главного сцепления 5 и возвращения золотника 41 в левую позицию восстанавливается подача гидромашины 8, а гидрораспределитель 40 переключается в верхнюю позицию, отсоединяя при этом гидролинию 34 от напорной гидролинии 24.

Одновременно гидролинии управления 44 через гидрораспределитель 35, гидролинии 45 и 46 и золотник 41 соединяются с баком 23, в результате под 15 действием перепада давления на дросселе 39 открывается клапан 37, обеспечивая разгрузку насоса 9.

Четвертый режим.

В случае включения в рабочую пози-20 ию гидрораспределителя 35 исполни.;ельных гидромеханизмов трактора при работающем гидромоторе 29 (гидрораспределитель 26 в рабочих позициях) в момент переключения скоростей 2 (золотник 41 в правой позиции) гидрораспределитель 40 включается в верх,,нюю позицию, при этом клапан 37 закрывается, а гидролиния управления 44 отсоединяется от гидролинии 45, - одновременно гидролиния управления 49 через золотник 41, гидролинию 48, гидрораспределитель 26, гидролинии 47 и 45 и каналы в гидрораспределителе 35 сообщается с баком 23.

В результате гидрораспределитель 40 переключается в нижнюю позицию, отсоединяя напорную гидролинию насоса 9 от гидромотора 29 и обеспечи вая тем самым первоочередность рабо- 4О ты исполнительных гидромеханизмов 36 трактора по отношению к активным рабочим органам агрегатируемого оборудования.

При возникновении перегрузки на 4 гидроцилиндре 36 повышается давление в гидролинии 34 и открывается клапан 38, за счет этого возникает поток рабочей жидкости на дросселе 39 и под действием перепада давлений на нем открывается клапан 37, напорная гидролиния 34 соединяется с баком 23, обеспечивая защиту гидросистемы от разрушения.

Пятый режим.

В случае выключения главного сцепления при рабочих позициях гидрораспределителей 35 и 26 (золотник управления 4 1 в правой позиции) гидролиния управления 49 гидрораспределителя 40 сообщается через золотник 41, гидролинич 48, гидрораспределитель 26, гидролинии 47 и 45 и каналы в гидрораспределителе 35 с баком 23, гидрораспределитель 40.продолжает оставаться в нижней позиции, отсоединяя напорную гидролинию насоса 9 от гидромотора 29, и, следовательно, обеспечивая приоритет работы исполнительных гидромеханизмов тракторов по отношению к рабочим органам агрегатируемого оборудования.

Шестой режим.

В случае нейтральных позиций гидрораспределителей 35 и 26 (неработающие исполнительные гидромеханизмы трактора и рабочие органы агрегатируемого оборудования) и выключения главного сцепления (подача насоса 8 прекращена, золотник 41 в правой позиции) гидролиния управления 49 гидрораспределителя 40 через золотник 41, гидролинию 48, каналы в гидрораспределителе 26 и гидролинию 28 сообщается с баком 23, а гидролиния 44 управления клапаном 37 через гидрораспределитель 35, гидролинии 45 и 47 и каналы в гидрораспределителях 26 также сообщается с гидролинией 28 г баком 23. В результате при отсутствии необходимости подачи рабо чей жидкости к гидроматору 29 сохраняется разгрузка насоса 9 и разобщение напорных гидролиний 34 и 24

1 (даже в случае выключения главного

1 сцепления и насоса)..

Седьмой режим.

При работе ходоуменьшителя включается фрикционная муфта 19, а муфты 18 и 20 выключаются. Одновременно водитель устанавливает гидрораспределитель 26 в четвертую (крайнюю справа) позицию. В этом случае крутящий момент от двигателя через главное сцепление 2 передается на коронную шестерню .13 и через планетарный ряд 11 на водило 14, муфту 19, к входному валу 21 коробки передач и далее обычным образом подводится к движителям 7 трактора.

Часть момента двигателя, который подводится к солнечной шестерне 15, затрачивается на привод гидромашины 8, работающей в режиме насоса.

Гидромашина подает рабочую жидкость из бака 23 по гидролиниям 22, 1131686

BHHHllH Закаэ 9698/ 0 Тирам 656 Жужснс е

Филиал ШШ Патент, г.Ужгород, ул.Пр ектиая, 4

24, 27 к гидродросселю 12, который, задает различный поток и тем самым регулирует скорость вращения гидромашины . При этом пониженная скорость трактора изменяется бессту кеичато.

В этой позиции гидрораспределителя 26 все гидролинии управления 44, 46 — 49 всегда соединены со сливом.

Поэтому при любом положении главного сцепления выход насоса 9 отключен от гидрораспределителя 26 и привод исполнительных гидромеханизмов трактора работает обычным образом (на подъем или опускание навесных орудий) .

Таким образом, изобретение обеспечивает работу в режиме основных скоростей, бесступенчатого изменения пониженных скоростей (с ходоуменьшителем), привода активных рабочих органов с бесступенчатым регулированием их скоростного режима и исполнительных гидромеханизмов трактора.

При этом в режиме работы привода рабочих органов в момент переключения передачи в коробке передач при кратковременном отключении главного сцепления обеспечивается безостановочная работа рабочих органов, что способствует повышению производительности трактора и качественному выполнению технологического процесса.

Система приводов трактора Система приводов трактора Система приводов трактора Система приводов трактора Система приводов трактора Система приводов трактора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидроприводам передвижения транспортных средств и может быть использовано в строительно-дорожном машиностроении

Гидрообъемный привод ходовой части транспортного средства, система автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, система кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства и гидромоторный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства // 2108507
Изобретение относится к гидрообъемному приводу ходовой части транспортного средства, системе автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, системе кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, гидромоторному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, предназначенному для самоходных машин

Изобретение относится к области транспорта и позволяет избавиться от механического ручного переключения передач в коробке передач при сохранении высокого КПД коробки передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидроходопреобразователям - устройствам для изменения и бесступенчатого регулирования скорости тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к лесному хозяйству и лесной промышленности, в частности к конструкциям энергетических средств

Изобретение относится к гидроприводам транспортных средств

Изобретение относится к области тракторного машиностроения, в частности к тракторам сельскохозяйственного назначения со всеми ведущими мостами

Изобретение относится к транспортному средству, в частности к механизму автоматической трансмиссии
Наверх