Центробежная муфта

 

ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА, содержащая ведущую и ведомую полумуфты и центробежный упругий соединительный элемент в виде ленты, свернутой в кольцо , отличающаяся тем, что, с целью повыщения надежности путем автоматического отключения муфты при перегрузке, центробежный соединительный элемент выполнен по меньшей мере двухслойным из материалов с различными температурными коэффициента .ми линейного расширения, при этом слой с большим коэффициентом линейного расширения обращен к поверхности ведомой гюлумуфты. 2.Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что она снабжена ограничителем тангенциального перемещения ленты, выполненным в виде стержня, закрепленного параллельно оси муфты в одной из по.пумуфт между концами ленты. 3.Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что центробежный элемент выполнен разШ резным и закреплен на торце ведущей полумуфты . л 1чЭ СП

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„,SU„„1141251

4(59 F 16 D 43 14

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H A BTOPCHGMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

С:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3468846/25-27 (22) 14.07.82 (46) 23.02.85. Бюл. № 7 . (72) А. В. Мухин, В. A. Андреев и Л. В. Беднягин (71) Научно-исследовательский конструкторско-технологический институт тракторных и комбайновых двигателей (53) 621.825.54 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР №. 265633, кл. F 16 D 43/14, !965. (54) (57) ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА, содержащая ведущую и ведомую полумуфты и центробежный упругий соединительный элемент в виде ленты, свернутой в кольцо, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем автоматического отключения муфты при перегрузке, центробежный соединительный элемент выполнен по меньшей мере двухслойным из материалов с различными температурными коэффициентами линейного расширения, при этом слой с большим коэффициентом линейного расширения обращен к поверхности ведомой полумуфты.

2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что она снабжена ограничителем тангенциального перемещения ленты, выполненным в виде стержня, закрепленного параллельно оси муфты в одной из полумуфт между концами ленты.

3. Муфта по п. . отличающаяся тем, что центробежный элемент выполнен разрезным и закреплен на торце ведущей полумуфты.

1141251

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для соединения ведущего и ведомого валов при определенной частоте вращения.

Известна центробежная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты и центробежный упругий соединительный элемент в виде ленты, свернутой в кольцо (11,.

Недостатками данной муфты являются низкие надежность и долговечность, обусловленные износом и нагревом при относительном скольжении центробежного элемента и ведомой полумуфты.

Целью изобретения является повышение надежности путем автоматического отключения при перегрузке.

С этой целью в центробежной муфте, содержащей ведущую и ведомую полумуфты и центробежный упругий соединительный элемент в виде ленты, свернутой в кольцо, соединительный элемент выполнен, по меньшей мере двухслойным из материалов с различными температурными коэффициентами линейного расширения, при этом слой с большим коэффициентом линейного расширения обращен к поверхности ведомой полумуфты.

Муфта может быть снабжена ограничителем тангенциального перемещения ленты, выполненным в виде стержня, закрепленного параллельно оси муфты в одной из полумуфт между концами ленты.

Центробежный элемент может быть также выполнен разрезным и закреплен на торце ведущей полумуфты.

На фиг. 1 схематически изображена муфта, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — муфта, разрез (возможный вариант); на фиг. 4— разрез Б — Б на фиг. 3; на фиг. 5 — разрез  — В на фиг. 3.

Муфта содержит ведущую 1 и ведомую 2 полумуфты, связанные между собой посредством кольцеобразного центробежного фрикционного элемента 3, установленного с возможностью взаимодействия с внутренней рабочей поверхностью 4 ведомой полумуфты 2. Элемент 3 имеет два слоя 5 и 6, которые выполнены из упругих термочувствительных материалов с различными коэффициентами линейного расширения. Наружный слой 5 выполнен из упругого материала с большим коэффициентом линейного расширения и обращен к рабочей поверхности 4 ведомой полумуфты 2. Между наружным слоем 5 и рабочей поверхностью 4 имеется кольцевой зазор 7. Кольцеобразный фрикционный элемент 3 может быть выполнен разрезным в трех местах 8 (фиг. 3), то есть составлен из трех кольцевых секторов 9. При этом наружный слой 5 фрикционного элемента 3 выполнен за од10

55 но целое с ведущей полумуфтой 1. Для образования трех упругих кольцевых секторов 9 наружный слой 5 имеет три радиальных разреза 8 и три поперечных прорези 10, выполненных по плоскости фланца полумуфты 1, при этом длина прорези 10 по дуге сектора 9 выполнена с таким расчетом, чтобы непрорезанная в поперечной плоскости часть 11 кольцевого сектора 9 обрабатывала жесткую связь каждого сектора с фланцем ведущей полумуфты 1 и сохранялись упругие свойства центробежного элемента 3. Внутренний слой 6 припаян к наружному слою 5 по всей дуге сектора 9 и соответствует по ширине наружному слою.

Наружный слой 5 выполнен стальным, внутренний слой 6 — из инвара, ведомая полумуфта 2 — из чугуна. Весь кольцеобразный фрикционный элемент 3 размещен внутри ведомой полумуфты 2.

Кольцеобразный центробежный фрикционный элемент 3 (фиг. 1) выполнен разрезным в одном месте 8. В этом месте для предотвращения от проворачивания центробежного элемента относительно ведущей полумуфты размещен ограничитель тангенциального перемещения ленты в виде штифта 12, который одним концом запрессован во фланец ведущей полумуфты, а другим входит в разрез фрикционного элемента 3 с возможностью взаимодействия своей боковой поверхностью с ним. Элемент 3 не закреплен.

Муфта работает следующим образом.

При вращении ведущей полумуфты 1 одновременно вращается центробежный фрикционный элемент 3. Так как между рабочими поверхностями ведомой полумуфты 2 и элемента 3 имеется кольцевой зазор 7, передача вращающего момента муфтой происходит при определенной частоте вращения, когда центробежные силы превысят силы упругости элемента 3. Дальнейшее повышение частоты вращения му фты сопровождается увеличением центробежных сил и величины передаваемого крутящего момента.

В случае аварийного заклинивания ведомой полумуфты 2 начинается буксование,полумуфт одна относительно другой с выделением тепла от сил трения. Температура фрикционного элемента 3 увеличится. Так как фрикционный элемент 3 выполнен двухслойным из упругих термочувствительных материалов с различными коэффициентами линейного расширения, и наружный слой 5, обращенный к поверхности трения ведомой полумуфты 2, имеет больший коэффициент линейного расширения, чем внутренний слой 6, то при нагреве возникают силы, определяемые разностью значений удлинений слоев и уменьшающих радиус кривизны элемента 3. При этом ос1141251 лабляется сила трения между полумуфтой и элементом 3, уменьшается выделение тепла, температура трущихся деталей стабилизируется на безопасном уровне и уменьшается переда ваем ы и м ом ент.

Таким образом, в муфте опасное скольжение фрикционных элементов при большом передаваемом моменте, возникающем при аварийном заклинивании ведомой полумуфты, заменяется на безопасное проскальзывание при малом моменте.

После охлаждения и ликвидации причин заклинивания ведомой полумуфты 2 муфта автоматически готова к работе.

А — А

При вращении ведущей полумуфты 1 (фиг. 3) вместе с ней вращаются фрикционные элементы 3, одним концом жестко закрепленные на фланце ведущей полумуфты 1 и обращенные слоем 5 к рабочей поверхности полумуфты 2. Далее муфта работает аналогично первому варианту.

Выполнение фрикционного центробежного элемента по меньШей мере двухслой10 ным из упругих термочувствительных материалов с различными коэффициентами линейного расширения уменьшает износ и нагрев деталей муфты, что повышает надежность и долговечность работы муфты.

il41251

Редактор Т. Кугрышева

Заказ 474/28

Составитель Ю. Рунов

Техред И. Верес Корректор М. Максимишинец

Тираж 898 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/Б

Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Центробежная муфта Центробежная муфта Центробежная муфта Центробежная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, а именно применяется для передачи вращающего момента между валами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на различных видах транспорта, а также в механизмах, где необходимо безударное включение ведомых валов

Изобретение относится к области машиностроения, создания транспортных средств, более конкретно к устройствам для передачи вращательного движения, и может быть использовано для передачи крутящего момента в машинах и механизмах, в частности в автомобилях и тракторах

Изобретение относится к машиностроению и касается создания центробежных бесступенчатых передач

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано как на различных видах транспорта, так в устройствах и механизмах, где необходимо безударное включение валов

Изобретение относится к обгонным муфтам с собачкой, сцепляющейся с зубьями под действием центробежных сил

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано на различных видах транспорта для плавного и динамичного их разгона, а также в различных механизмах для безударного включения валов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам, применяемым в приводах машинных агрегатов для передачи вращающегося момента
Наверх