Составное зубчатое колесо

 

СОСТАВНОЕ I ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО, содержащее взаимодействующие между собой посредством равномерно расположенных по окружности роликов венец и ступицу , в последней выполнены в направлении хорд прорези , расположенные между роликами и осью стушщм и отсекающие часть сегментов последней , отличающееся тем, что, с целью повышения долговечности путем автоматического регулирования жесткости соединения венца и ступицы, на каждой «гасти сегмента выполнена взаимодействующая с роликом дорожка скольжения, профиль которой описан радиусом R, равным 2с f - допуск на межосевое расстояние; п - число прорезей; k.fp - коэффициент трения скольжения между роликом и дорожкой; Сджесткость части сегмента, образованной прорезью при - 0; R - радиус дорожки скольжения при If 0; (Л V- угловая координата профиля дос рожки скольжения. 4 У1 со

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (!!) 4(51) F 16 H 55 4

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H ASTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ 1 р(g (ЯТJ е f (Ч) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3385125/25-28 (22) 29.01.82 .(46) 15;03.85. Бюл. Р 10 (72) О. В. Берестнев, В. Л. Басинюк, Г. К. Лезняк и Н. Н. Ишин (71) Институт проблем надежности и долговеч ности машин АН БССР (53) 621.833 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Р 894288, кл. F 16 Н 55/14, 1981(прототип). (54) (57) СОСТАВНОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО, содержащее взаимодействующие между собой посредством равномерно расположенных IIQ окружности роликов венец и ступицу, в последней выполнены в направлении хорд проре.. зи, расположенные между роликами и осью ступицы и отсекающие часть сегментов последней, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения долговечности путем автоматического регулирования жесткости соединения венца и ступицы, на каждой части сегмента выполнена взаимодействующая с роликом дорожка скольжения, профиль которой описан радиусом R, равным где 8 — допуск на межосевое расстояние и — число прорезей; — коэффициент трения скольжения между роликом и дорожкой;

С0 — жесткость части сегмента, образованной прорезью при Y= 0; к —. радиус дорожки скольжения при

4 - =0; ч — утловая. координата профиля дорожки скольжения.

11451

90 где "—

Изобретение относится. к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях автомобилей и тракторов для передачи крутящего момента шестернями болыпих диаметров и модулей. 5

Известно составное зубчатое колесо, содержащее взаимодействующие между собой посредством равномерно расположенных по окружности роликов венец и ступицу, в последней выполнены в направлении хорд 10 прорези, расположенные между роликами и осью ступицы и отсекающие часть сегментов в последней ° (1).

Недостаток известного составного зубчатого колеса — низкая долговечность, обус- 15 ловленная постоянной жесткостью соединения венца и ступицы, Цель изобретейия — повышение долговечности колеса путем автоматического регулирования жесткости соединения венца и ступицы.

Указанная цель достигается тем, что в составном зубчатом колесе, содержащем взаимодействующие между собой посредством равномерно расположенных по окружности роликов венец и ступицу, в последней вынолнеиы в направлении хорд прорези, распо:ложенные между роликами и осью ступицы и отсекающие часть сегментов последней, на каждой части сегмента выполнена взаимодей- 30 ствующая с роликом дорожка скольжения, профиль которой описан радиусом R, равным тр4 f(9) î g(9) 35 допуск на межосевое расстояние; число прорезей; коэффициент трения скольжения между роликом и дорожкой;

40 жесткость части сегмента, образованной прорезью при ч"= 0; радиус дорожки скольжения при

Ч= 0; угловая координата профиля дорожки скольжения.

На фиг. изображено составное зубчатое колесо; на фиг. 2 — положение венца и ступицы при передаче крутящих моментов

М1 и Ма, причем М q M„.

Составное зубчатое колесо содержит ,взаимодействующие между собой посредством равномерно расположенных по окружности роликов 1 венец 2 и ступицу 3. В ступице

3 в направлении хорд выполнены прорези 4, расположенные между роликами 1 и осью ступицы 3 и отсекающие часть сегментов 5 ступицы. На каждой части сегментов 5 выполнена взаимодействующая с роликами 1 дорожка 6 скольжения, профиль которой описан радиусом R, равным петр В4. KH) 1 f(9) где ь" — допуск на межосевое расстояние; — число прорезей; k — коэффициент трения скольжения между роликом и дорожкой;

С вЂ” жесткость части сегмента, образованной прорезью при Y= 0;

Я,— радиус дорожки скольжения при т"= 0;

Ч вЂ” угловая координата профиля дорожки скольжения.

Составное зубчатое колесо работает следующим образом.

При передаче крутящего момента зубчатый венец вследствие наличия тормозного момента на ступице 3 поворачивается относительно последней на определенный угол Ч .

Вследствие этого изменяется вылет консоли, образованной прорезью 4, увеличивается ее жесткость, возрастает сила давления со сто-роны консоли на ролик 1 и сила трения, которая создает момент сопротивления, препятствующий дальнейшему повороту венца 2 относительно ступицы 3.

Прн увеличении или уменьшении передаваемого крутящего момента венец 2 поворачивается относительно ступицы 3 до тех пор, пока величина большего или меньшего крутящего момента не уравновесится моментом трения между роликами 1 и дорожками 6 скольжения. С перемещением венца 2 относительно ступицьь 3 изменяется величина вылета консоли, что увеличивает или уменьшает податливость соединения -венца 2 со ступицей

3, причем профиль дорожки 6 скольжения обеспечивает близкую к линейной зависимости податливости от крутящего момента.

Введение в зубчатом колесе дорожки скольжения, дающей возможность зубчатому венцу поворачиваться относительно ступицы, обеспечивает снижение коэффициента неравномерности распределения нагрузки в зацеплении в широком диапазоне передаваемых нагрузок, обуславливая повышение долговечности составного зубчатого колеса в целом.

1145190

1 6

Составитель А. Герасимов

Техред JI.Ìàðòÿøîâà Корректор M Лемчик

Редактор И. Ковальчук

Заказ 1147/28

Тираж 898 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.д.4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составное зубчатое колесо Составное зубчатое колесо Составное зубчатое колесо 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в передачах преимущественно с цилиндрическими, коническими зубчатыми колесами, выполненными из металла, неметаллических материалов (пластмассы, полимеры) их сочетания (армирование), в металлополимерных зубчатых передачах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в различных зубчатых передачах разнообразных машин

Изобретение относится к области часовой промышленности и направлено на создание подвижной детали, предназначенной для введения в контакт с другим подвижным или неподвижным элементом, которая обладает определенной упругостью в ее центре, что обеспечивает ее смещение без изменения межцентрового расстояния

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяговых передачах локомотивов и редукторах общего машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и касается конструкции составного зубчатого колеса привода машин

Изобретение относится к области часовой промышленности и направлено на создание подвижной детали, предназначенной для введения в контакт с другим подвижным или неподвижным элементом, которая обладает определенной упругостью в ее центре, что обеспечивает ее смещение без изменения межцентрового расстояния

Изобретение относится к амортизатору колеса, в частности к амортизатору колеса мотоцикла

Изобретение относится к области общего машиностроения и может быть использовано в приводах вращательного движения
Наверх