Упругое зубчатое колесо

 

УПРУГОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО, содержащее венец и состоящую по крайней мере из двух частей ступицу, соединенные один с другой сферической опорой, упругими элементами и болтами, отличающееся тем, что, с целью повыщения нагрузочной способности и надежности колеса, упругие элементы представлены в виде размещенных на болтах между торцами венца и частей ступицы тарельчатых пружин, а в болтах выполнены радиальные прорези.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

3(51) F 16 Н 55/14

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1; /

CO

00 3 3

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3553944/25-28 (22) 18.02.83 (46) 23.04.84. Бюл. № 15 (72) В. Ф. Акулевич, Н. И. Афанасьев, О. В. Берестенев, В. А. Дьяченко, В. В. Михайлов и Г. А. Трофимук (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН Белорусской ССР и Производственное объединение «Гомсельмаш» (53) 621.833 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 688750, кл. F 16 Н 55/14, 1979.

„„SU„„1087727 А (54) (57) УПРУГОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО, содержащее венец и состоящую по крайней мере из двух частей ступицу, соединенные один с другой сферической опорой, упругими элементами и болтами, отличающееся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности и надежности колеса, упругие элементы представлены в виде размещенных на болтах между торцами венца и частей ступицы тарельчатых пружин, а в болтах выполнены радиальные прорези.

1087727

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяжелонагруженных зубчатых передачах.

Известно упругое зубчатое колесо, содержащее венец и состоящую по крайней мере из двух час ей ступицу, соединенные один с другой сферической опорой, упругими элементами и болтами. Г1ри этом каждый упругий элемент выполнен в виде одной или нескольких резинометаллических втулок, содержащих резиновые элементы и металлическую втулку с радиальными ограничительными буртами по торцам. Сферическая опора выполнена в виде установленных с возможностью осевого перемещения на наружной и внутренней поверхностях ступицы и внутренней поверхности венца колец, сопрягаемых по сферическим поверхностям !1).

Недостатками данной конструкции являются малая нагрузочная способность и невысокая надежность, так как динамические осевые нагрузки от венца воспринимаются непосредственно ступицей без амортизации.

Кроме того, не обеспечивается возвращение зубчатого венца в среднее положение после смещения его под действием динамических осевых нагрузок относительно ступицы, что приводит к работе, например, зубчатых зацеплений с ударами.

Цель изобретения — повышение нагрузочной способности и надежности зубчатого колеса.

Указанная цель достигается тем, что в упругом зубчатом колесе, содержащем венец и состоящую по крайней мере из двух частей ступицу, соединенные один с другой сферической опорой, упругими элементами и болтами, упругие элементы представлены в виде размещенных на болтах между торцами венца и частей ступицы тарельчатых пружин, а в болтах выполнены радиальные прорези.

На фиг. 1 изображено упругое зубчатое колесо; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. l.

Упругое зубчатое колесо содержит сборную ступицу 1 и зубчатый венец 2, связанный со ступицей посредством упругих элементов и сферической опоры 3. Каждый упругий элемент выполнен в виде разрезного упругого болта 4, стягивающего составные части 5 и 6 ступицы, и упругих элементов 7 одинаковой жесткости, например тарельчатых пружин, установленных между составными частями ступицы и венцом соосно болтами. Прорези 8 в болтах 4 выполнены до их резьбовой части. По прорези с двух сторон на болту сняты лыски а. Болты прорезью 8 ориентированы по радиусу, проходящему через соответствующее болтовое отверстие колеса. Такая ориентация болтов обеспечивает одинаковую податливость зубчатого венца относительно ступицы независимо от угла поворота колеса, так как суммарная жесткость элементов колеса в направлении действия нагрузки при любом угле поворота колеса равна. От проворота болты зафиксированы выступом 9 на ступице. Болты 4 с прорезью и лысками и сферическая опора 3 обеспечивают податливость колеса в направлении действия нагрузки в зубчатом зацеплении. Упругие элементы 7 служат для деформирования осевой составляющей динамической нагрузки и обеспечивают возвращение зубчатого венца и сферической опоры в среднее положение относительно ступицы при их смещении в осевом направлении под действием нагрузки.

Упругое зубчатое колесо работает следующим образом.

При погрешности в изготовлении зубчатых колес или неточной их установке в узле динамическая нагрузка в зубчатом зацеплении неравномерно распределяется по длине контактных линий и стремится повернуть зубчатое колесо в направлении ее действия.

Благодаря наличию сферической опоры и упругих болтов зубчатый венец проворачивается на сферическом кольце относительно ступицы в направлении действия нагрузки, и последняя равномерно распределяется по длине контактных линий. Осевая составляющая динамической нагрузки воспринимается упругими элементами 7, а момент от нее— упругими болтами 4 и ступицей 1 колеса.

Подвижность сферической опоры 3 обеспечивает осевую податливость зубчатого венца относительно ступицы. Упругие элементы 7 возвращают венец 2 и опору 3 в среднее положение после того, как усилие упругих элементов превысит осевую составляющую динамической нагрузки. Благодаря определенной ориентации болтов 4 прорезями 8 (достигается одинаковая жесткость упругого болтового соединения) и равной жесткости упругих элементов 7 обеспечивается одинаковая осевая податливость зубчатого венца 2 относительно ступицы 1 независимо от угла поворота колеса. Упругие болты 4 демпфируют динамические нагрузки, действующие по линии зацепления зубьев, и ее радиальные составляющие.

Предлагаемая конструкция упругого зубчатого колеса обеспечивает благоприятные условия для самоустановки венца с выравниванием эпюры распределения нагрузки по длине контактных линий в зубчатых зацеплениях и эффективную виброизоляцию вибраций, генерируемых в зубчатых сопряжениях, благодаря чему уменьшаются износ, уровень высокочастотных колебаний, действующих на все элементы системы колесовал-опора, шумы при работе, повышаются нагрузочная способность и надежность зубчатой передачи.

Экономический эффект изобретения достигается из-за повышения нагрузочной способности, надежности, увеличения срока службы зубчатых колес и узлов, в которых они будут применены.

1087727 л — А

Реда кто р В. Д,а нк о

Заказ 2628/32

Составитель В. Сергеев

Техред И. Верее Корректор В. Бутяга

Тиранс 913 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1! 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Упругое зубчатое колесо Упругое зубчатое колесо Упругое зубчатое колесо 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в передачах преимущественно с цилиндрическими, коническими зубчатыми колесами, выполненными из металла, неметаллических материалов (пластмассы, полимеры) их сочетания (армирование), в металлополимерных зубчатых передачах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в различных зубчатых передачах разнообразных машин

Изобретение относится к области часовой промышленности и направлено на создание подвижной детали, предназначенной для введения в контакт с другим подвижным или неподвижным элементом, которая обладает определенной упругостью в ее центре, что обеспечивает ее смещение без изменения межцентрового расстояния

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяговых передачах локомотивов и редукторах общего машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и касается конструкции составного зубчатого колеса привода машин

Изобретение относится к области часовой промышленности и направлено на создание подвижной детали, предназначенной для введения в контакт с другим подвижным или неподвижным элементом, которая обладает определенной упругостью в ее центре, что обеспечивает ее смещение без изменения межцентрового расстояния

Изобретение относится к амортизатору колеса, в частности к амортизатору колеса мотоцикла

Изобретение относится к области общего машиностроения и может быть использовано в приводах вращательного движения
Наверх