Волновая передача

 

ВОЛНОВАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая корпус с масляной ванной, быстроходный и тихоходный валы, связанный с быстроходным валом комбинированный кулачковьй генератор волн, включающий два гибких подшипника, охваченных кольцом, гибкое и жесткое колеса, масляный насос, отличающаяся тем, что, с целью повьпвения надежности, передача снабжена установленными равномерно по окружности с возможностью радиального перемещения между гибкими подшипниками генератора сегментными колодками с боковыми коническими поверхностями и двумя подпружиненными в осевом направлении фрикционными кольцами, каждое из которых одной торцовой поверхностью контактирует с сепаратором соответствующего гибкого подшипника и другой поверхностью, выполненной конической, взаимодействует с аналогичными поверхностями сегментньЬс коподок, а О) кольцо имеет антифрикционную наружную поверхность.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А ())) S ((!) 4(51) F 16 Н 1/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTMA (21). 3651449/25-2"-. (22) 10. 10. 83 (46) 30. 03. 85. Бюл. К - 12 (72) А.И. Полетучий (71) Харьковский ордена Ленина авиационный институт им. Н.Е. Жуковского (53) 621.833.7(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР .У 859728, кл. F 16 Н 57/04, 1979.

2. Авторское свидетельство СССР

N - 665156, кл. F 16 Н 1/00, 1979 (прототип). (54)(57) ВОЛНОВАЯ ПЕРЕДАЧА содержащая корпус с масляной ванной, быстроходный и тихоходный валы, связанный с быстроходным валом комбинированный кулачковьй генератор волн, включающий два гибких подшипника, охваченных кольцом, гибкое и жесткое колеса, . масляный насос, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что, с целью повышения надежности, передача снабжена установленными равномерно по окружности с возможностью радиального перемещения между гибкими подшипниками генератора сегментными колодками с боковыми коническими поверхностями и двумя подпружиненными в осевом направлении фрикционными кольцами, каждое из которых одной торцовой поверхностью контактирует с сепаратором соответствующего гибкого подшипника и другой поверхностью, выполненной коническбй, взаимодействует с аналогичными по- Я верхностями сегментных колодок, а кольцо имеет антифрикционную наружную поверхность.

1147879

Наиболее близкой к изобретению по технической сущности является волновая передача, содержащая кор.пус с масляной ванной, быстроходный и тихоходный валы, связанный с быстроходным валом комбинированный кулачковый генератор волн, включающий два гибких подшцпника, охваченных кольцом, гибкое и жесткое колеса, масляный насос (2 .

Недостаток такой передачи — низкая надежность.

При вступлении в работу гидроди- ЗЗ намического генератора гибкие подшипники оказываются ненагруженнйми, между шариками и кольцами появляется зазор. Это приводит при больших окружных скоростях шариков к вибра- 40 циям, шуму и разрушению сепаратора и колец шариковых генераторов.

Цель изобретения — повышение надежности.

Указанная цель достигается тем, что волновая передача, содержащая корпус с масляной ванной,.быстроход.ный и тихоходный валы, двязанный с быстроходным валом комбинированный кулачковый генератор волн, включающнй два гибких подшипника, охваченных кольцом, гибкое и жесткое колеса, масляный насос, снабжена установленными равномерно по окружности с возможностью радиального перемещения зз между гибкими подшипниками генератора сегментными колодками с боковыми коническими поверхностями и двумя

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для редуцирования частоты вращения высокоскоростных двигателей.

Известна волновая передача, со держащая корпус с масляной ванной, генератор волн, выполненный в виде гидродинамического подшипника скольжения, гибкое колесо, жесткое колесо и масляный насос Я .

Недостатком этой передачи является низкая надежность.

Гидродинамический генератор волн, как подшипник скольжения при малых оборотах без принудительной смазки .15 работает плохо из-за высокого коэффициента трения, что приводит к высоким пусковым моментам. Иожет не хватить мощности двигателя для преодоления сопротивления генератора 20 даже если волновая передача не нагружена полезной нагрузкой. подпружиненными в осевом направлении фрикционными кольцами, каждое иэ которых рдной торцовой поверхностью . контактирует с сепаратором соответствующего гибкого подшипника и другой поверхностью, выполненной конической, взаимодействует с аналогичными поверхностями сегментных колодок, а кольцо имеет антифрикционную наружную поверхность.

На фиг. 1 схематически показана предлагаемая переда а, общий вид; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1 (беэ жесткого колеса и корпуса).

Передача содержит корпус 1 с масляной ванной, быстроходный вал 2 и тихоходный вал 3, связанный с быстроходным валом 2 комбинированный кулачковый генератор 4 волн, включающий два гибких подшипника 5, охваченных кольцом 6 с наружной антифрик.ционной поверхностью, гибкое 7 и жесткое 8 колеса, масляный насос 9.

Генератор,4 включает установленные на шлицах равномерно по окружности между гибкими подшипниками 5 шесть сегмейтных колодок 10. Колодки 10 имеют конические боковые поверхности и могут перемещаться в радиальном направлении до упора в кольцо 6. С обеих сторон от колодок

10 установлены подпружиненные в осевом направлении пружинами 11 фрикционные кольца 12, каждое из которых одной торцовой поверхностью контактирует с сепаратором соответствующего гибкого подшипника 5, а другой поверхностью, выполненной конической, взаимодействует с аналогичными поверхностями колодок 10.

Генератор 4 имеет отверстия 13 для подвода масла. С этой же целью выполнены отверстия 14 в колодках 10 и отверстия 15 в кольце 6. При помощи системы отверстий 16, выполненных в тихоходном sary 3, и канала 17 нагнетающая полость насоса 9 связана с внутренней полостью генератора 4.

Волновая передача работает следующим образом.

При вращении быстроходного вала 2 получает вращение генератор 4, кото- рый деформирует .гибкое колесо 7 и вводит его в зацепление с жестким колесом 8. В результате, гибкое колесо 7 получает вращение и передает его тихоходному валу 3. Работа пере1

1147879 дачи может происходить в дзух режи-. мах в зависимости от частоты вращения.

При врлщении генератора 4 под действием центробежных сил сегментные колодки 10 получают некоторор радиальное смещение н своими боковыми коническими поверхностями воздействуют на фрикционные кольца 12, стремясь вызвать их осевое перемещение. Пока угловая скорость генерато- 10 ра 4 не достигла определенного значения, фрикционные кольца 12 удерживаются от осевого перемещения посредством пружин 11 и кулачковый генератор 4 взаимодействует с гибким колесом 7 посредством гибких подшипников

5. При таком режиме работы момент трения скольжения между кольцом 6 и гибким колесом 7 .: ревосходит суммарный момент трения в гибких подшипни- 2п ках 5, поэтому кольцо 6 относительно гибкого колеса 7 практически неподвижно, При достижении определенного значения угловой скорости центробежные 75 силы, создаваемые сегментными колодками 10,.возрастают настолько, что их осевых составляющих достаточно для преодоления жесткости пружин 11, При этом фрикционные кольца 12 получают осевое перемещение и входят в контакт с сепараторами соответствующих гибких подшипников 5, создавая препятствие их вращению и осевое их перемещение, От возникающих сил трения гибкие подшипники 5 заклиниваются. При этом суммарный момент трения в шариковых генераторах существенно превысит момент трения скольжения между кольцом 6 и гибким. колесом 7. После этого вся система, составляющая генератор 4, вращается с одной частотой как одно целое, в том числе и кольцо 6, между наружной антифрикционной поверхностью которого и внутренней поверхностью гибкого колеса 7 образуется гидродинамический кулачковый подшипник скольжения.

Смазка иа наружную поверхность кольца 6 подается от насоса 9 по системе отверстий 16, каналу 17 во внутреннюю полость генератора 4, а оттуда под действием центробежных сил в отверстия 13, 14 и 15.

Таким образом, предлагаемая волновая передача позволяет использовать при разгоне и малых скоростях шариковые генераторы, обладающие малым пусковым моментом, а при высоких скоростях работать с гидродинамичес-. ким генератором скольжения. При этом

Шарики и сепараторы шариковых генераторов оказываются нагруженными, что дает возможность развить высокую скорость при малой шумности.

11ч7879

1147879

A-A

Составитель А. Разин

Редактор М. Бандура Теехред С.Легеза

Корректор щ, Сирокман

4Филиал IIIIII "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4,Заказ 1554/32 Тираж 898 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета С СР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Волновая передача Волновая передача Волновая передача Волновая передача Волновая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных устройствах, в частности в транспортных средствах для бесступенчатой регулировки скорости вращения

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к созданию точного прямолинейного движения точки

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в поршневых машинах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных его областях, где требуется привод с плавным изменением передаточного отношения в диапазоне регулирования до 28 при достаточной для многих случаев передаваемой мощности

Изобретение относится к механике, к разделу передач, ближе всего к планетарным передачам
Наверх