Устройство управления коробкой передач транспортного средства с опрокидываемой кабиной

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

4(sl) В 60 К 20/12

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ .ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3416726/27-11 (22) 01.04.82 (46) 30.05.85. Бкл. М - 20 (72) И.П.Лившиц, Л.E.Глинер, К.А.Фрумкин и А.А.Глинка (71) Центральный ордена Трудового

Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (53) 669.113-585.121.514.2(088.8) (56) Патент C(IIA У 4156474, кл. 180-77 1979. (54) (57) 1. УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ

КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ОПРОКИДЫВАЕМОЙ КАБИНОЙ, имеющей запорный механизм для связи ее с рамой, содержащее рычаг ручного управления, с которым шарнирно соединена продольная тяга, имеющая фиксатор ее положения при опрокинутой кабине и ловитель с гнездом для головки тяги, связанной с исполнительным органом управления коробки передач, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения его надежности, оно снабжено звеном, соединенным с одной стороны с кабиной, а с другой — с ловителем с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси, расположенной в плоскости, параллельной оси

ÄÄSUÄÄ 1158393 шарнира, связывающего продольную тягу с рычагом ручного управления, а тяга, связанная с исполнительным органом, подпружинена в пбперечном направлении в сторону гнезда ловителя и снабжена фиксатором ее положения при опрокинутой кабине, при этом фиксатор тяги, связанной с рычагом ручного управления, имеет привод от рукоятки запорного механизма кабины.

2, Устройство по п. 1 о т л ич а ю щ е е с я тем, что в ловителе выполнен продольный паз с размещенным в нем стержнем, а головка тяги, связанной с исполнительным органом, выполнена в виде крюка, охватывающего стержень.

3. Устройство по п. 2, о т л ич а ю щ е е с я тем, что звено выполнено в виде вилки, связанной с одной стороны со стержнем, а с другой — с кабиной посредствам сферического шарнира.

4. Устройство по пп. 1-3, отличающееся тем, что фиксатор положения тяги, связанной с исполнительным органом, состоит из зубчатого сектора, закрепленного на этой тяге, и зубчатой рейки, закрепленной на стойке, установленной на раме транспортного средства, 1158393

Изобретение относится к автомоби.. лестроению, а именно к устройствами для управления коробкой передач, транспортного средства с опрокидываемой кабинь r. 5

Цель изобретения - повышение надежности устройства.

Поставленная цель достигается тем, что устройство управления короб

10 кой передач транспортного средства с опрокицываемой кабиной снабжено звеном, соединенным с одной стороны с кабиной, а с другой — с ловителем с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси, расположен урй в плоскости, параллельной оси шарнира, связывающего продольную тягу с рычагом ручного управления, а тяга, связанная с исполнительным органом, подпружинена в поперечном направлении в сторону гнезда ловителя и снабжена фиксатором ее положения при опрокинутой кабине, при этом фиксатор тяги, связанной с рычагом ручного управления, имеет привод от рукоятки запорного механизма кабины:

Кроме того, в ловителе выполнен продольный паз с размещенным в нем стержнем, а головка тяги, связанной с исполнительным органом, выполнена в s e крюка, охватывающего стержень.

Звено выполнено в виде вилки, связанной с одной стороны со стержнем, а с другой — с кабиной посредством сферического шарнира. 35

Фиксатор положения тяги, связанной с исполнительным органом, состоит иэ зубчатого сектора, закрепленного на этой тяге, и зубчатой рейки, закрепленной на стойке, установлен- 40 ной на раме транспортного средства..

На фиг. I схематично изображено предлагаемое устройство на транс портном средстве, общий вид; на фиг. 2 — установка ловителя продоль- 45 ной тяги, разрез; на фиг. 3 — ловитель и фиксатор продольной тяги с приводом от рукоятки запорного механизма кабиньц на фиг. 4 - фиксатор тяги, связанной с исполнительным . 50 ,органом коробки передач.

Устройство для,управления коробкой передач 1 содержит рычаг 2 руч . ного управления, установленный в кабине 3 с помощью сферического 55 шарнира 4. Для удобства обслуживания двигателя кабина установлена с возможностью опрокидывания относительно: передней горизонтальной оси 5, закрепленной на раме 6 транспортного средства. Задняя часть кабины связана с рамой запорным механизмом 7 (см. фиг. 3), Нижний конец рычага 2 ручного управления с помощью шарнира 8 с одной степенью свободы связан с продольной тягой 9, несущей ловитель

10 с гнездом 11 для головки 12 тяги

13, связанной с исполнительным органом 14 управления коробки передач.

Штанга 15 с помощью сферического шарнира 16 закреплена на корпусе коробки передач и служит опорой для тяги 13, с которой оиа соединена через сферический шарнир 17 и кронштейн 18, приваренный к тяге 13.

Вблизи кронштейна 18 тяга 13 имеет технологический резьбовой разъем, облегчающий регулировку ее длины.

Ленитель 10 подвешен к кабине 3 через сферический шарнир 19 на звене

20, которое связано с ловителем с возможностью поворота вокруг оси 21, параллельной оси шарнира 8. Для удержания ловителя в требуемом положении при опрокидывании кабины предусмотрен фиксатор 22, связанный с рукояткой 23 запорного механизма 7 кабины. Тяга 13 с помощью пружины

24 подвешена к стойке 25, закрепленной на раме. Стойка 25 имеет упор 26, ограничивающий ход тяги 13 вверх.

Конструктивно ловитель 10 выполнен с гнездом 11, предпочтительно имеющим форму продольного паза (фиг. 2, 3), ограниченного параллельными вертикальными центрируюшими поверхностями 27 и 28, и связывающей их поверхностью 29. Вход гнезда ловителя образован косыми направляющими поверхностями 30 и 31. В центральной части гнезда ловителя установлен поперечный стержень 32, ось которого совпадает с осью 21. На стержне 32 посажен ролик 33.

Головка 12 выполнена в виде крюка, охватывающего стержень 32 с роликом 33 и имеющего отбортованные

Ьланцевые1поверхности 34 н 35 и нижние выступы 36, взаимодействующие -с центрирующими поверхностями 27 и

28 ловителя.

Звено выполнено в виде вилки.37, охватывающей корпус ловителя 10, и насажено с воэможностью поворота на выступающие по обе стороны ловителя концы стержня 32.

1158393

Фиксатор 22 положения ловителя конструктивно может быть выполнен в виде выступа 38 на корпусе ловителя ,(форма выступа 38 может и отличаться

:от изображенной на фиг. 2 и 3, нап5

,ример, может быть цилиндрической) и охватывающего выступ паза 39 соответствующей формы, выполненного на поворотной рукоятке 23 запорного механизма 7 кабины.

Запорный механизм выполнен в виде крюка 40, взаимодействующего с проушиной 41, связанной с рамой 6 транспортного средства. В верхней части крюка 40 имеется сегментный паз 42

15 для прохода оси 43, связывающей крюк и рукоятку 23 с кабиной. Рукоятка 23 установлена на оси 43 с возможностью вращения и связана с крюком 40 посредством пальца 44.

Для надежной фиксации тяги 13 в требуемом положении при опрокидывании кабины упор 26, ограничивающий ход тяги 13 вверх, выполнен в виде зубчатой рейки 45, на тяге 13 в

2S этом месте закреплен зубчатый сектор 46 (фиг. 4). Под продольной тягой 9 расположена поперечина 47, являющаяся составной частью силовых элементов каркаса кабины. 30

Устройство работает следующим образом.

Включение одной из четырех передач или нейтрали ступенчатой коробки передач 1 производится перемещением 35 рычага 2 ручного управления в традиционном направлении вперед-назад и вправо-влево. Перемещения нижнего конца рычага 2 через тягу 13 передаются исполнительному органу 14 короб- 40 .ки передач, который получает угловые перемещения при движении рычага 2 вперед-назад и аксиальные поперечные перемещения при движении рычага 2 вправо-влево. В последнем случае тя- 45

ra 13 использует опору на шарнир

17 тяги 13.

Ловитель 10 плотно охватывает .головку 12, образуя практически беззазорное соединение продольной тяги 950 с тягой 13. Процесс переключения передач происходит без изменения взаимного положения ловителя и голов. ки 12 тяги, что гарантирует повышенную надежность устройства. При этом 55 изменение положения ловителя 10 относительно кабины происходит за счет поворота звена 20 в закрытых шарнирах, которые конструктивно могут быть легко уплотнены и допускают применение втулок иэ синтетических материалов, не требующих смазки, Перед опрокидыванием кабины для безопасного запуска и проверки двигателя в положении с опрокинутой кабиной рычаг 2 должен быть установлен в положение "Нейтраль

Одновременно с откидыванием запорного механизма 7 кабины опусканием рукоятки 23 осуществляют фиксацию ловителя 10. Паз 39 охватывает выступ 38 ловителя и удерживает его от произвольных смещений. Конструктивное выполнение указанных элементов таково, что паз

39 может охватить выступ 38 только в положении "Нейтраль" рычага 2, что обеспечивает безопасность работ, связанных с запуском двигателя.

В фиксированном положении рукоятка

23 надежно удерживается моментом от ее веса относительно оси 43 и силами трения в шарнирах и сопряженных поверхностях выступа и паза при любых положениях кабины.

При подъеме кабины тяга 13 под действием пружины 24 также поднимается до упора 26, при этом заданное положение тяги фиксируется зубчатой рейкой 45 и сектором 46. От продоль" ного смещения тяга 13 фиксируется штатными фиксаторами, имеющимися в самой коробке передач. При дальнейшем подъеме ловитель 10 освобождает голов ку 12, которая свободно выходит из его гнезда. Кинематическая цепь привода управления коробкой передач раз. мыкается, а ее звенья находятся в . строго фиксированном положении относительно кабины или рамы.

При опускании кабины стыковка звеньев происходит в обратном порядке. Для исключения влияния на стыЧсовку перекосов кабины, возможных в процессе ее опрокидывания, вход гнезда ловителя образован косыми направляющими поверхностями 30 и 31, а вход зева головки 12 выполнен расши:,ренным. Под действием стержня 32 лови» теля 10 тяга 13 отводится от упора 26

:и опускается до рабочего положения, преодолевая сопротивление пружины 24.

При закреплении запорного механизма 7 кабины рукоятку 23 поворачивают вокруг оси 43. Крюк 40 при этом эахо дит в проушину 41 и при дальнейшем

5 11 повороте рукоятки 23 притягивает проушину к кабине.

Конфигурация сегментного паза 42 позволяет осуществить перевод рукоятки 23 за "мертвую точку", когда палец

44, ось 43 и проушина 41 оказываются на одной линии. В этом положении фиксатор 22 отведен от ловителя 1О и не препятствует переключению передач.

Выполнение привода фиксатора положения тяги от рукоятки запорного механизма кабины позволяет повысить

58393 надежность стыковки звеньев устройства, обеспечивает соблюдение требований техники безопасности работ, связанных с запуском двигателя при

5 опрокинутой кабине, н исключает возможность начала движения транспортного средства с незакрепленной кабиной.

При этом выголнение указанных мероприятий, гарантирующих безопасность

10 обслуживания, не требует никаких дополнительных действий или новых операций со стороны оослуживающего персонала.

1158393

° ь

) 158393

8/8 3

Составитель Н. Николаева

Техред Т,фанта Корректор Jl, Пилипенко

Редактор Н. Киштулинец

Подписное

Заказ 3464/17

Тираж 650

ЗНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство управления коробкой передач транспортного средства с опрокидываемой кабиной Устройство управления коробкой передач транспортного средства с опрокидываемой кабиной Устройство управления коробкой передач транспортного средства с опрокидываемой кабиной Устройство управления коробкой передач транспортного средства с опрокидываемой кабиной Устройство управления коробкой передач транспортного средства с опрокидываемой кабиной Устройство управления коробкой передач транспортного средства с опрокидываемой кабиной 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к тяговой и транспортной технике и может быть использовано в тракторах, погрузчиках, трубоукладчиках и других машинах

Изобретение относится к автоматическим и полуавтоматическим системам переключения передач транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в механизме переключения коробки передач автомобиля

Изобретение относится к транспортным и дорожно-строительным машинам

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам управления силовым агрегатом транспортных средств с механическими ступенчатыми коробками передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для управления коробкой передач транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам управления силовым агрегатом транспортных средств с механическими ступенчатыми коробками передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для электрического дистанционного управления механическими коробками передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению
Наверх