Механизм управления составной коробкой передач транспортных средств

 

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ СОСТАВНОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий установленный в корпусе основной коробки передач с возможностью осевого перемещения и поворота валик, связанный с приводом переключения передач, вильчатый рычаг , закрепленный на валике для связи с поводками щтоков основной коробки передач , и устройство включения передач дополнительной коробки передач, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, устройство включения передач дополнительной коробки передач представляет собой клапаны с подпружиненными толкателями, связанные с цилиндром переключения передач, а ia валике выполнены противоположно направленные скосы с прямолинейными участками для взаимодействия с толкателями.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК з(51) В 60 К 20/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ1" ::,; —, ","

К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

4 . . к 40 1::;À

CD

CQ

С0

ЬР

« (21) 3226647/27-11 (22) 29. 12.80 (46) 23.07.83. Бюл. № 27 (72) А. В. Евстратовский, В. А. Ярошевич и В. Н. Яглейко (71) Минский дважды ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции автомобильный завод (53) 629.113-585 (088.8) (56) 1. Патент ФРГ № 2128172, кл. В 60 К 20/12, 1976 (прототип). (54) (57) МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ СОСТАВНОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий установленный в корпусе основной коробки

„„SU„„1030214 А передач с возможностью осевого перемещения и поворота валик, связанный с приводом переключения передач, вильчатый рычаг, закрепленный на валике для связи с поводками штоков основной коробки передач, и устройство включения передач дополнительной коробки передач, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, устройство включения передач дополнительной коробки передач представляет собой клапаны с подпружиненными толкателями, связанные с цилиндром переключения передач, а на валике выполнены противоположно направленные скосы с прямолинейными участками для взаимодействия с толкателями.

1030214

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам управления коробками передач транспортных средств.

Известен механизм управления составной коробкой передач транспортных средств, содержащий установленный в корпусе основной коробки передач с возможностью осевого перемещения и поворота валик, связанный с приводом переключения передач, вильчатый рычаг, закрепленный на валике для связи с поводками штоков основной коробки передач, и устройство включения передач дополнительной коробки передач (1).

К недостаткам этого механизма следует отнести узкий диапазон избирания передач основной коробки вследствие ограничения перемещения валика механизма переключения передач элементами включения передач в дополнитьной коробке, чем обусловлена невозможность использования такого механизма в многоступенчатых составных коробках передач, которые требуют четырех и более осевых положений валика с вильчатым рычагом при избирании и переключении передач, а также наличие механического управления дополнительной коробкой, чем вызвано увеличение усилий и времени при синхронизированном переключении передач.

Целью изобретения является расширение функциональных возможностей.

Поставленная цель достигается тем, что в механизме управления составной коробкой передач транспортных средств, содержащем установленный в корпусе основной коробки передач с возможностью осевого перемещения и поворота валик, связанный с приводом переключения передач, вильчатый рычаг, закрепленный на валике для связи с поводками штоков основной коробки передач, и устройство включения передач дополнительной коробки передач, последнее устройство представляет собой клапаны с подпружиненными толкателями, связанные с цилиндром переключения передач, а на валике выполнены скосы с прямолинейными участками для взаимодействия с толкателями.

На фиг. 1 изображен механизм, разрез; на фиг. 2 — разрез Л вЂ” А на фиг, 1; на фиг. 3 — частичный разрез Б — Б на фиг. 2.

В крышке 1 картера основной трехходовой коробки (фиг. 1) расположен валик 2, который связан с дистанционным приводом

3 переключения. На валике 2 размещен рычаг 4 (фиг. 2), нижний конец 5 которого выполнен вильчатым с ушками 6 и 7. Рычаг 4 установлен с возможностью взаимодействия с поводками 8 — 10 штоков 11—

13 включения передач. Любому из положений рычага 4 соответствует зацепление только одного ушка 6 или 7 с поводком 8, 9 или 10. С одного конца валик 2 выполнен полым и в нем установлено упорное кольцо 14. Крышка 1 картера закрыта фланцем

15. Во фланце 15 размещена пружина 16, стопорное 17 и упорное 18 кольца. В полом конце валика 2 и во фланце 15 установлен стержень 19 с размещенными на нем пружиной 20 и упорными кольцами 21 и 22. К крышке 1 картера прикреплен корпус 25, в котором размещены клапаны 26 и 27 (фиг. 3) для переключения соответственно на низший и высший диапазоны передач дополнительной коробки. Клапаны 26 и 27 снабжены штоками 28 и 29 и толкателями

30 и 31, подпружиненными пружинами 32 и 33. Штоковые полости клапанов 26 и 27 сообщены с пневматическим силовым цилиндром 34, каналами 35 и 36. Валик 2 выполнен с противоположными скосами 37 и

38, переходящими в прямолинейные участки 39 для возможности взаимодействия с толкателями 30 и 31. Корпус 25 снабжен каналами 40 и 41 для подвода и стравливания воздуха (давления) .

Устройство работает следующим образом.

Рычаг 4 имеет два исходных фиксированных положения (2 нейтрали) .

Первое исходное положение определяется подпружиненным толкателем 30, который упирается в скос 37, и упорной поверхностью 24, которая упирается через упорное кольцо 18 в пружину 16. В этот момент клапан 27 закрыт, а клапан 26 открыт. Сжатый воздух поступает в пневмоцилиндр 34 через канал 35 и включет низший диапазон передач дополнительной коробки. Другая полость через канал 36 и 41 связана с атмосферой.

Второе исходное положение рычага 4 определяется подпружиненным толкателем

31, который упирается в скос 38 валика 2, и упорным кольцом 14, которое z пирается в пружину 20. В этот момент клапан 27 открыт, а клапан 26 закрыт. Сжатый воздух через канал 36 поступает в пневмоцилиндр 34 и включает высший диапазон передач дополнительной коробки. Полость цилиндра низшего диапазона через каналы 35 и 41 связана с атмосферой.

В первом исходном положении при повороте рычага 4 вправо или влево (фиг. 2) ушко 6, которое находится в зацеплении с поводком 8 (фиг. 1) перемещает шток 11, и включаются передачи низшего диапазона штока 11. Перемещение рычага 4 (фиг. 1) вправо (для избирания других передач) происходит со сжатием пружины 16 до соприкосновения упорной поверхности 23 с упорным кольцом 22 пружины 20. Ушко 6 входит в зацепление с поводком 9 штока 12, а состояние клапанов 26 и 27, толкатели которых взаимодействуют с прямолинейными участками 39, соответствует первому фиксированному положению (низший диапаон передач) .

Поворотом рычага 4 вправо или влево включаются выбранные передачи штока !2.

1030214

Крайнее правое положение рычага 4 при сжатых пружинах 16 и 20 соответствует зацеплению ушка 7 с поводком 10. Клапаны

26 и 27 соответствуют также первому фиксированному положению (низший диапазон передач). Поворотом рычага 4 включаются передачи штока 13.

При перемещении рычага 4 из первого исходного фиксированного положения во второе толкатель 30 поднимается скосом 37 на прямолинейный участок 39 валика 2 и открывает клапан 27. Толкатель 31 опускается по скосу 38 также на прямолинейный участок 39, клапан 26 закрывается, сжатый воздух включает высший диапазон дополнитьной коробки. Рычаг 4 перемещается при этом до соприкосновения упорного кольца 14 с упорным кольцом 21 пружины 20.

Ушко 7 в этот момент входит в зацепление с поводком 9 штока 12. Поворот рычага 4 вправо или влево (фиг. 2) вызывает пов- 20 торное включение штока 12, но уже на высшем диапазоне дополнительной коробки.

Крайнему левому положению рычага 4 (фиг. 1) соответствует сжатая пружина 20 и зацепление ушка 7 с поводком 8. Состояние клапанов 26 и 27, взаимодействующих с прямолинейными участками 39, соответствует второму фиксированному положению рычага 4 (высший диапазон передач дополнительной- коробки). Поворотом рычага 4 осуществляется повторное включение передач штока 11.

Такое конструктивное исполнение механизма управления позволит использовать его для управления составными многоступенчатыми коробками передач тяжелых автопоездов общим рычагом управления, что значительно упростит управление автомобилем и облегчит условия работы водителя. Кроме того, управление составными коробками с использованием такого механизма исключает автономную систему управления дополнительной коробкой, применяемую в настоящее время, так как две коробки управляются общим рычагом, расположенным в кабинее.

1030214

103С214

4иг 3

Составитель А. Кретов

Редактор T. Кугрышева Техред И. Верес Корректор О. Билак

Заказ 5074/20 Тираж 675 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1!3035, Москва, Ж вЂ” 35, Рау шсхая наб., д. 4, 5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород. ул. Проектная, 4

Механизм управления составной коробкой передач транспортных средств Механизм управления составной коробкой передач транспортных средств Механизм управления составной коробкой передач транспортных средств Механизм управления составной коробкой передач транспортных средств Механизм управления составной коробкой передач транспортных средств 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к тяговой и транспортной технике и может быть использовано в тракторах, погрузчиках, трубоукладчиках и других машинах

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно для кабин и может быть использовано в кабинах тракторов и сельскохозяйственных машин для повышения герметичности, тепло- и звукоизоляции

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к дистанционным приводам управления переключением передач коробок транспортных средств

Изобретение относится к автоматическим и полуавтоматическим системам переключения передач транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в механизме переключения коробки передач автомобиля

Изобретение относится к транспортным и дорожно-строительным машинам

Изобретение относится к транспортной технике и касается создания механизма управления коробкой перемены передач инвалидами при наличии дистанционного привода

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к механизмам переключения коробок передач транспортных средств
Наверх