Гидромуфта преимущественно для приводов промышленных центрифуг

 

ГИДРОМУФТА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ ПРИВОДОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ЦЕНТРИФУГ, содержащая установленныесоответственно на ведущем и ведомом валах насосное лопастное колесо с кожухом и турбинное лопастное колесо, дополнительную камеру, размещенную в кожухе насосного колеса, причем лопасти насосного колеса выполнены , выдвижными и установлены с возможностью радиального перемещения под действием центробежных сил к периферии кожуха, а насосное и турбинное колеса установлены с образованием между ними основной камеры и с возможностью взаимодействия одно с другим посредством рабочей жидкости , размещенной в основной камере , отличающаяся тем, что, с целью повьппения надежности привода за счет снижения нагрузок и смягчения передаваемого момента при пуске, она снабжена кольцевой пружинойСжатия, установленной в насосном колесе с возможностью концентричного стягивания вьщвижных лопастей последнего, и разделительным диском, выполненным в виде перф рированного диска и жестко связанной с ним опорной втулки, причем Ф вьщвижные лопасти насосного колеса установлены на опорной втулке разделительного диска, перфорированный диск последнего установлен между насосным колесбм и его кожухом с возможностью разделения дополнительной и основной камер, а на обращенных один к другому торцах перфорированного диска и насосного KOjieca выполнены направляющие выступы и пазы под радиально перемещаемые вьцтвижные лопасти насосного колеса.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (>>>4 F 16 D 33 08 33 04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

l1O ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3628515/25-27 (22) 29.07.83 (46) 23.09.85. Бюл. Р 35 (72) И.С.Зарх.и Н.В.Войтова (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт мономеров (53) 621-825(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

В 958735, кл. F 16 D 33/04, 1981.

Патент CIIA 9 2862362, кл. 60-54, 1950. (54)(57) ГИДРОМУФТА ПРЕИМУЦЕСТВЕННО

ДЛЯ ПРИВОДОВ ПРОМЫНЛЕННЫХ ЦЕНТРИФУГ, содержащая установленные соответственно на ведущем и ведомом валах насосное лопастное колесо с кожухом и турбинное лопастное колесо, дополнительную камеру, размещенную в кожухе насосного колеса, причем лопасти насосного колеса выполнены, выдвижными и установлены с возможностью радиального перемещения под действием центробежных сил к периферии кожуха, а насосное и турбинное колеса установлены с образованием между ними основной камеры и с

„„SU„„1180580 возможностью взаимодействия одно с другим посредством рабочей жидкости, размещенной в основной камере, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности привода за счет снижения нагрузок и смягчения передаваемоro момента при пуске, она снабжена кольцевой пружиной сжатия, установленной в насосном колесе с возможностью . концентричного стягивания выдвижных лопастей последнего, и разделительным диском, выполненным в виде neph рированного диска и жестко связанной с ним опорной втулки, причем выдвижные лопасти насосного колеса установлены на опорной втулке разделительного диска, перфорированный диск последнего установлен между насосным колесом и его кожухом с воэможностью разделения дополнительной и основной камер, а .на обращенных один к другому торцах перфорированного диска и насосного

;колеса выполнены направляющие вы. ступы и пазы под радиально перемещаемые выдвижные лопасти насосного колеса.

1 1180

Изобретение относится к энергетическому машиностроению и конкрет- . но может быть использовано в приводах промышленных центрифуг и сепараторов, а также в других механизмах.

Цель изобретения — повышение надежности привода за счет снижения нагрузок на упомянутый привод и смягчение передаваемого им момента при пуске.

На фиг,1 изображена гидромуфта, общий вид, на фиг.2 - разрез А-А. на фиг.1; на фиг.3 — разфез Б-Б на фиг.1, 15

Гидродинамическая муфта содержит установленные на ведущем валу 1 и. ведомом валу 2 соответственно насосное колесо 3 и турбинное колесо 4.

Насосное колесо 3 имеет вьдвижные лопатки 5 и дополнительную камеру 6, выполненную в кожухе 7.

Вьдвижные лопатки 5 насосного колеса выполнены центробежно перемещающимися и размещены в плоскости, перпендикулярной оси вращения муфты на разделительном диске 8. Связь между разделительным диском 8 и вьдвижными лопатками 5 обеспечивается соединением, например типа "ласточкин хвост", т.е, обеспечивается выполне30 нием направляющими выступами 9 и пазами .10 на соответственно разделительном диске 8 и салазках 11 корпусов вьдвижных лопаток 5.

Разделительный диск 8 выполнен в виде перфорированного диска и жестко связанной с ним опорной втулки 12, являющейся базой выдвижных лопаток 5, концентрично стягиваемых по направляющим выступами 9 кольцевой пружиной

13, размещенной в проточках 14 корпусов лопаток 5 насосного колееа 3.

Перфорация разделительного диска 8 выполнена в виде сквозных переливных окон 15 и 16, за счет которых и про- 45 исходит связь дополнительной камеры

6 с рабочей полостью, образованной зазором между насосным 3 и турбинным

8 колесами.

Кольцевая пружина 13 обеспечивает о плавность и одновременность радиального перемещения выдвижных лопаток 5 в центробежном лоле, так как она одна подвергается упругой деформации одновременным цействиеммасс вьдвижиых >> лопаток. Использование же e -ro количества радиальных пружин или других упругих элементов равного числу вы580 г движных лопаток вместо одной кольцевой пружины 13 не целесообразно, так как может привести к нарушению синхронности их перемещения, ибо рабочие усилия таких пружин могут отличаться друг от друга из-за нарушения шага между витками, деформации и изменения .длины проволоки и т.д.

Кроме того, использование большего количества пружин усложняет конструкцию и увеличивает вес муфты, что в целом приводит к увеличению ее стоимости.

Введение в конструкцию направляющих

9 разделительного диска 8 и опорной втулки определяет функциональную связь их с вьдвижными лопатками 5 и кольцевой пружиной 13, введенных в конструкцию для повышения надежности привода. Перемешение лопаток 5 по направляющим 9 под действием центробежных сил с одновременным растягиванием кольцевой пружины 13 обеспечивает их движение в строго радиальном направлении при сохранении постоянного угла между ними. Кроме того, и это является самым главным, направляющие выступы 9 разделительного диска 8 через салазки 11 вьдвижных лопа.ток 5 воспринимают всю полноту нагрузки при передаче крутящего момен. та по мере увеличения контакта лопаток с рабочей жидкостью. Отсутствие направляющих привело бы к нарушению радиальных углов между лопатками, смещению их относительно кольцевой пружины 13 и смыканию между собой. Опорная втулка 12 разделительного диска 8 всегда разобщает ведомый вал 2 от вьдвижных лопаток 5, стягиваемых пружиной 13, и не дает им возможности тормозить его, обеспечивая тем самым свободу и плавность поворота турбинного колеса за счет сил трения в корпусе муфты при пуске.

Гидродинамическая муфта работает следующим образом.

В начале пуска при сообщении ведущему валу 1 крутящего момента изменяется количество жидкости в рабочей полости, При малых и средних передаточных отношениях значительное количество жидкости перетекает через переливные окна 15 и 16 разделительного диска 8 из дополнительной камеры 6 в рабоч ю попасть з 11 муфты. Вьдвижные лопатки 5 насосного, колеса 3, стягиваемые кольцевой пружиной 13 к опорной втулке 12 разделительного диска 8, находятся в отведенном сжатом положении, а рабочая жидкость (масло), перетекающая иэ дополнительной камеры 6 в рабочую полость, инерционна и передавать полностью крутящий момент эа счет сил трения в корпусе на лопатки турбинного колеса 4, без участия лопаток 5 насосного колеса 3, не может. При этом предельно снижаются нагрузки на электродвигатель привода. С нарастанием передаточно- го отношения жидкость (масло) почти вся переливается в рабочую полость, а вьдвижные лопатки 5 при на8оре достаточно больших оборотов насосного колеса 3 за счет центро— бежных сил перемещаются по направляющим выступам 9 в рабочее положение., растягивая кольцевую пружину

13. Передаточное отношение достигает высших значений и муфта передает заданный момент (1 1).

Таким образом, в предлагаемой гидромуфте выход лопаток 5 насосного колеса 3 в рабочее положение, после гидродинамического заполнения рабочей полости муфты жидкостью, надежно снижает нагрузки на привод

10 и смягчает передаваемый момент при пуске. В то же время отсутствие сплошной торовой поверхности в насосном колесе способствует предотвращению падения передаваемого моf5.мента при разгоне и при средних оборотах, ибо нарушается сплошное кольцо протекания жидкости, Мягкость работы муфты может регулироваться изменением массы вы20 движных лопаток насосного колеса и выбором наибольших рабочих усилий для кольцевой цилчндрической пружины растяжения.

1180580

Составитель П.Колесников

Ко екторМ.Максимишинец

Редактор Е.JIyr. íèêoâà Техред C,йовжии рр

Подписное

Заказ 5902/32 Тираж 897

ВНИИПИ Ггсударственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб . д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Гидромуфта преимущественно для приводов промышленных центрифуг Гидромуфта преимущественно для приводов промышленных центрифуг Гидромуфта преимущественно для приводов промышленных центрифуг Гидромуфта преимущественно для приводов промышленных центрифуг 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и в частности к устройствам для передачи вращения

Изобретение относится к машиностроению , а именно к технике соеди-

Изобретение относится к машиностроению и предназначено, предпочтительно, для плавного пуска машин и защиты приводов от перегрузок

Изобретение относится к гидравлическим машинам, в частности к регулируемым гидродинамическим передачам, и может быть использовано для бесступенчатого изменения частоты вращения приводной машины при относительно постоянном числе оборотов двигателя
Наверх