Пусковая гидромуфта

 

1. ПУСКОВАЯ ГИДРОМУФТА, содержащая насосное колесо, жестко соединенное с ведущи валом, подвижно установленное вдоль оси турбинное колесо с центральным сквозным отверстием, связанное с ведомым валом, пусковую камеру, соединенную отверстиями с рабочей полостью, и подпружиненные обхватывающие ведущий вал тормозные колодки, о тличающаяся тем, что, с целью повышения надежности гидромуфты в работе путем обеспечения фиксации , ее отключенного положения, она снабжена размещенной на ведомом валу втулкой с внешним зубчатым венцом и внутренней многозаходной резьбой, на внутренней поверхности центрального отверстия турбинного ко-леса выполнен зубчатый венец под обхватывающий его зубчатый венец втулки, причем втулка установлена подвижно в осевом направлении , тормозные колодки установлены с возможностью радиального перемещения под действием центробежной силы, а зубчатый венец втулки установлен с возможностью взаимодействия с зубчатым венцом турбинного колеса. сл 2. Гидромуфта по п. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что она снабжена смонтированным между ведомым. валом и втулкой храповым механизмом, а втулка установлена с возможностью фиксированного храповым механизмом углового перемещения. СП о со

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)4 F 16 D 33 08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOIVIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3664390/25 — 27 (22) 23.11.83 (46) 07.09.85. Бюл. Р 33 (72) И. С. Зарх, Н. В. Войтова и Э. А. Пальцева (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт мономеров (53) 621.825 (088.8) (56) Кожевников С. М. Механизмы. М.:

Машиностроение, 1965, с. 456, рис. 646.

Авторское свидетельство СССР У 724835, кл. F 16 D 41/00, 1978. (54) (57) l. ПУСКОВАЯ ГИДРОМУФТА, содержащая насосное колесо, жестко соединенное с ведушиь1 валом, подвижно установленное вдоль оси турбинное колесо с центральным сквозным отверстием, связанное с ведомым валом, пусковую камеру, соединенную отверстиями с рабочей полостью, и подпружиненные обхватывающие ведущий вал тормозные колодки, отличающаяся

ÄÄSUÄÄ 1177569 А тем, что, с целью повышения надежности гидромуфты в работе путем обеспечения фиксации. ее отключенного положения, она снабжена размещенной на ведомом валу втулкой с внешним зубчатым венцом и внутренней многозаходной резьбой, на внутренней поверхности центрального отверстия турбинного ко-леса выполнен зубчатый венец под обхватывающий его зубчатый венец втулки, причем втулка установлена пэдвижно в осевом направлении, тормозные колодки установлены с возможностью радиального перемещения под действием центробежной силы, а зубчатый венец втулки установлен с возможностью взаимодействия с зубчатым венцом турбинного колеса.

2. Гидромуфта по п. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что она снабжена смонтированным между ведомым. валом и втулкой храповым механизмом, а втулка установлена с возможностью фиксированного храповым. механизмом углового перемещения.

1177569

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к самоуправляемым гидромеханическим муфтам, и может быть использовано в качестве пусковой муфты при соединении валов пусковых двигателей с валами двигателей внутреннего сгорания, турбокомпрессоров, турбин и в других устройствах.

Целью изобретения является повышение надежности гидромуфты в работе путем обеспечения фиксации ее отключенного положения. 10

На фиг. 1 изображена пусковая гидромуфта, обший вид; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — вид Б, на фиг. 2; на фиг. 4 — храповое зацепление.

Муфта содержит насосное колесо 1, жест- 15 ко связанное с ведущим валом 2, турбинное колесо 3, ведомый вал 4, пусковую камеру

5, соединенную отверстиями 6 и 7 с рабочей полостью муфты.

Турбинное колесо 3 связано с ведомым gp валом 4 через подвижную втулку 8, снабженную внутренней многозаходной резьбой 9 и установленную с возможностью осевого перемещения на ведомом валу 4. Втулка 8, установлена с возможностью осевого переме- 25 шсния на ведомом валу 4, имеюгцем участок с многозаходной резьбой 10. Подвижная втулка 8 выполнена с зубчатым внешним венцом 11, входяшим в зацепление с зубчатым венцом 12, выполненным во внутреннем, центральном сквозном отверстии ступицы турбинного колеса 3. Подвижная втулка

8 снабжена с одной стороны внутренним храповым колесом 13 фиксируюшего храпового механизма, а с другой — радиальными

35 расточками 14, где установлены пружины 15 сжатия и тормозные колодки 16, обхватываюшие и опирающиеся на цилиндрическую поверхность подшипникового стакана 17 насосного колеса 1. Ведомый вал 4 имеет упор- 4р ный бурт 18 с диаметральным отверстиемпазом 19, в котором перемещается храповик

20 па пружине 21 растя>кения. На валу 4 крепится ограничительная шайба 22.

Ведомый вал 4 может быть снабжен так. же сегментной выточкой 23 для крепления на ней собачки 24, входящей в зацепление с храповым колесом 13.

Муфта работает следуюшим образом.

Крутяший момент от ведущего вала 2 (ва- О ла пускового двигателя) и насосного колеса

1 передается турбинному колесу 3 жидкостью, находяшейся в рабочей полости. Жидкость (масло) в пусковой камере 5 насосного коле. са 1 приобретает значительную угловую скорость и стремится под действием центробежной силы попасть в рабочую полость через отверстия 6 и 7, увеличивая тем самым перег даваемый момент. Подвижная втулка 8 в начале пуска находится в крайнем левом отведенном положении. Поэтому турбинное колесо

3 первоначально вращается вхолостую, не передавая крутящий момент ведомому валу 4.

Храповик 20 утоплен пружиной 21 растяжения в диаметральном отверстии-пазу 19 и (если собачка 24 отведена в сегментную выточку 23) в контакт с храповым колесом

13 не входит.

Тормозные колодки 16 усилием пружин

15 сжатия опираются на цилиндрическую поверхность подшипникового стакана 17 и за счет возникновения сил трения передают вращение подвижной втулке 8, которая по ходовой резьбе 9 смещается в осевом направлении вправо до упора в органичительную шайбу 22. При этом зубчатое колесо

11 подвижной втулки 8 входит в зацепление.: с зубчатым венцом 12 ступицы турбинного колеса 3, которое начинает передавать крутящий момент ведомому валу 4. С повышением скорости вращения ведомого вала 4 тормозные колодки 16 отжимаются центробежной силой от цилиндрической поверхности стакана 17 и крутящий момент плавно передается усилием турбинного колеса 3 ведомому валу 4.

После запуска турбины или турбокомпрессора число оборотов ведомого вала 4 будет больше числа оборотов ведущего вала 2 (вала пускового двигателя), поэтому подвижная втулка 8, врашаясь относительно ведомого вала 4 в противоположном направлении, смещается влево до упорного бурта

18 и устанавливается в исходное положение, При этом зубчатое колесо 11 подви>кной втул-ки 8 выходит иэ зацепления с зубчатым венцом 12 ступицы турбинного колеса 3. С повышением скорости вращения ведомого вала 4 храповик 20 (или собачка 24) под действием центробежных сил выходит из диаметрального паза и входит в контакт с храпов ым колесом 13, удерживая подвижную втулку 8 в разомкнутом положении. В этом положении муфта отключена, а пусковой двигатель может быть остановлен.

При снижении скорости вращения ведомого вала 4 (вала турбины) втулка 8 не может врашаться относительно него с приобретенной скоростью и передвигаться вправо до зацепления с турбинным колесом 3, так как храповик 20 (или собачка 24) и храповое колесо 13 надежно фиксируют ее в этом от.;люченном положении.

Использование изобретения по сравнению с базовым объектом — гидромуфтой компрессора позволит повысИть надежность фик3 177569 4 садни отключенного положения гидромуфты, ограничить крутяший момент при пуске, а также улучшить компоновку устройства.

1177569

Составитель П. Колесников

Техред M Кузьма Корректор Л. Бескид

Редактор Т. Кугрышева

Заказ 5496/36

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Тираж 898 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Пусковая гидромуфта Пусковая гидромуфта Пусковая гидромуфта Пусковая гидромуфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и предназначено, предпочтительно, для плавного пуска машин и защиты приводов от перегрузок

Изобретение относится к гидравлическим машинам, в частности к регулируемым гидродинамическим передачам, и может быть использовано для бесступенчатого изменения частоты вращения приводной машины при относительно постоянном числе оборотов двигателя

Изобретение относится к машиностроению , в частности к гидродинамическим устройствам для передачи крутящего момента
Наверх