Подшипниковый узел

 

ПОДШИПНИКОВЬЙ УЗЕЛ, содержащий установленные на валу подшипники , заключенные в корпус, и компенсационные кольца, размещенные между внутренним кольцом подшипника и гайкой , отличающийся тем, что, с целью повьшения долговечности, упрощения сборки и эксплуатации, профиль взаимодействующих между собой поверхностей компенсационных колец выполнен по кривой, описьшаемой уравнением .. ().-I--enT l 2 здесь Д. т 4fBVEb ) (/i-0,5) 4f в V Eb Сл где X и V- координаты точек профиля взаимодействунлцих поверхностей компенсационных колец в осевом (Х) и радиальном (у) направлениях; f - коэффициент трения материала компенсационных колец- , R- радиус окружности центров тяжести поперечных сечений наружного компенсационного кольца; - относительная толщина наружного компенсационного кольца} . высота сечения наружного гч - компенсационного кольцаj b ширина наружного компен (Л сационного кольца; Е модуль упругости материС ала компенсационных колещ § коэффициент удельной жесткости материала компенсационных колецj to Ррр сил предварительного пГ осевого натяга const).

СОЮЗ OOBETCHHX

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

Ж14, F 16 С 25/06

R ф=Я(н здесь (21) 3581326/25-27 (22) 08.02.83 (46) 23.12.85. Бюл. К 47 (7l) Пермский политехнический институт (72) Б.П.Свешников (53) 621. 822. 6 (088. 8) (54) (57) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ, содержащий установленные на валу подшипники, заключенные в корпус, и компенсационные кольца, размещенные между внутренним кольцом подшипника и гайкой, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности, упрощения сборки и эксплуатации, профиль взаимодействующих между собой поверхностей компенсационных колец выполнен по кривой, описываемой уравнением

Х= — — — . (P +-г - е.т

« (Г Т

Т f2 " 7 где )(и Ч вЂ” координаты точек профиля взаимодействующих поверх SU„„1200003 А ностей компенсационных колец в осевом (Х) и радиальном (Д направлениях; — коэффициент трения материала компенсационных колец; радиус окружности центров тяжести поперечных сечений наружного компенсационного кольца; — относительная толщина наружного компенсационного кольца . высота сечения наружного компенсационного кольцами — ширина наружного компенсационного кольца; модуль упругости материала компенсационных колец;

-коэффициент удельной жесткости материала компенсационных колец; сила предварительного осевого натяга (F

=const).

1200003

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипниковым узлам с саморегулируемым натягом, и может найти применение в различных механизмах машин.

Цель изобретения — повышение долговечности, упрощение сборки и эксплуатации за счет сохранения постоянной величины осевого предварительного натяга в процессе работы.

На чертеже изображен подшипниковый узел, продольный разрез, где компенсационные кольЦа показаны в упругодеформированном состоянии за счет затяжки резьбового соединения на величину предварительного натяга.

Подшипниковый узел содержит корпус 1, в котором размещены подшипники 2 и 3 и вал 4. Между внутренним кольцом 5 подшипника 2, посаженного на вал с зазором, и стяжной гайкой

6 установлены компенсационные кольца

7 и 8, взаимодействующие между собой поверхностями, спрофилированнымн из условия постоянной величины осевого предварительного натяга по уравнению х= — — — е (еч+ т). — ест, « (Т, T

Е f L здесь

ЯР 1 ар

+ 7 R Е.Ь С (ф-0,5) где К и (— координаты точек профиля взаимодействующих поверхностей компенсационных колец в осевом (Х) и радиальном (() направлениях; — коэффициент трения материала компенсационных колец;

R — радиус окружности центров тяжести поперечных сечений наружного компенсационного кольца; р= g(и — относительная толщина наружного компенсационного кольца;

1Π— высота сечения наружного компенсационного кольца;

Ь вЂ” ширина наружного компенсационного кольца;

5 Š— модуль упругости материала компенсационных колец;

С вЂ” коэффициент удельной жесткости материала компенсационных колец; — сила предварительного

RP осевого натяга (F

=*сопя t) .

Подшипниковый узел работает следующим образом.

При сборке подшипникового узла компенсационные кольца упруго сдеформированы .заданной величиной предварительного натяга. В процессе ра-, боты подшипникового узла вследствие износа подшипников и осевого сдвига упруго сдеформированных компенсационных колец по профилированным поверхностям происходит перемещение внутреннего кольца 5 подшипника 2 и, следовательно, компенсация износа подшипников до тех пор, пока компенсационные кольца будут испытывать упругие деформации.

30 В связи с тем, что контактирующие поверхности компенсационных колец спрофилированы из условия постоянной величины осевой силы предварительного натяга, то до окончания уп35 ругой деформации компенсационных колец предварительный натяг подшипников остается постоянным. Протяжен.ность профилированного участка колец выбирается исходя из допустимой вели49 чины износа подшипников.

Сохранение постоянной величины заданного осевого предварительного натяга в процессе работы узла устраняет необходимость постоянного конт

45 роля за величиной предварительного натяга, исключает операцию регулировки в процессе эксплуатации узла и повышает его долговечность.

° 1200003

Составитель В. Баклыков

Редактор А.Козориз Техред С.Мигунова . Корректор С.Шекмар, Заказ 7848/40 Тираж 811 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 5-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4

Подшипниковый узел Подшипниковый узел Подшипниковый узел 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в конструкциях узлов высокоточного привода в машинах, работающих в условиях больших перепадов температур

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипникам качения, и может быть использовано в механизмах, преобразующих вращательное движение в колебательное с меньшей частотой

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам качения, и может быть использовано в механизмах, преобразующих вращательное движение в колебательное с меньшей частотой

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам качения, и может быть использовано в механизмах, преобразующих вращательное движение в колебательное

Изобретение относится к области машиностроения, а в частности к многоступенчатым опорам качения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности, в конически-цилиндрических зубчатых редукторах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипниковым узлам, состоящим из роликовых подшипников качения и служащим опорами валов

Изобретение относится к машиностроению и авиастроению и может быть использовано в опорах любых изделий, содержащих радиальные однорядные шарикоподшипники
Наверх