Устройство для измерения параметров тормозного процесса транспортного средства

 

Изобретение относится к области диагностирования технического состояния транспортных средств, к устройствам для контроля и измерения тормозных параметров автомобиля. Цель изобретения - повышение точности из- .мерения времени срабатывания тормозного привода и уменьшение трудоемкости диагностирования тормозной системы . (Л ND СХ) СП

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ "

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЬГГИЙ (21) 3795724/27-11

° (22) 01. 10. 84 (46) 07.02.86. Бюл. Р 5 (71) Саратовский ордена Трудового

Красного Знамени политехнический институт (72) А.А.Отставнов и А.А.Бойко (53) 629.113-59(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 818934, кл. В 60 Т 17/22, С 01 М 17/00, 1979.

„,SUÄÄ1210085 А (д) 4 G 01 М 17/00 (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ТОРМОЗНОГО ПРОЦЕССА ТРАНСПОРТ" НОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к области диагностирования технического состояния транспортных средств, к устройствам для контроля и измерения тормозных параметров автомобиля. Цель изобретения — повышение точности из мерения времени срабатывания тормозного привода и уменьшение трудоемкости диагностирования тормозной системы °

12

Устройство содержит блок формиро вания информационного параметра (БФИП) 1. Измерительный узел 4 подключен к генератору 5 импульсов и через кнопку 3 управления к БФИП 1.

Хронизирующий блок 6 соединен с изме. рительным узлом 4. Блок 7 управления регистрирующим узлом подключен к хронизирующему блоку 6, блоку 2 обработки информационного параметра и через кнопку 3 управления к БФИП 1. Ре10085 гистрирующий узел 8 выполнен в виде шести схем совпадения 26-31 и шести счетчиков 32-37, причем один вход схемы совпадения 26 соединен с выходом формирователя 10 импульсов. Одни входы схем 27-31 совпадения соедине ны с выходом генератора 5 импульсов.

Один вход формирователя 24 измерительного интервала подключен к прямому выходу а. триггера Шмитта.

2 ил.

Изобретение относится к области диагностирования технического состояния транспортных средств., в частности к устройствам для контроля и измерения тормозных параметров автомобиля.

Цель изобретения — повышение точности измерения времени срабатывания тормозного привода и уменьшение трудоемкости диагностирования тормозной системы транспортного средства за счет раздельного определения параметров тормозного процесса.

На фиг.1 изображена блок-схема предлагаемого устройства; на фиг.2 осциллограммы выходных напряжений, номера которых соответствуют цифровым обозначениям элементов блок-схемы устройства.

Устройство содержит блок 1 формирования информационного параметра (БФИП), блок 2 обработки информационного параметра, соединенный через кнопку 3 управления с БФИП 1., измерительный-узел 4, подключенный к генератору 5 импульсов и через кнопку 3 управления — к БФИП 1; хронизирующий блок 6, соединенный с измерительным узлом 4, блок 7 управления регистрирующим узлом, подключенный к хронизирующему блоку 6, блоку 2 обработки информационного параметра и через кнопку 3 управления к БФИП 1, и регистрирующий узел 8, соединенный с блоком 7 управления регистрирующим узлом, БФИП 1 и генератором 5 импульсов.

БФИП 1 выполнен в виде датчика 9 частоты вращения эатормаживаемого объекта и формирователя.10 импуль5 l0

4i сов, подключенного к выходу датчика

9 частоты вращения.

Блок. 2 обработки информационного параметра выполнен в виде фильтра 11 низких частот, подключенного через кнопку 3 управления к выходу формирователя 10 импульсов, элемента 12 двойного дифференцирования, вход которого соединен с выходом фильтра 11 низких частот, и ;ðèããåðà Шмитта 13, подключенного к выходу элемента 12 двойного дифференцирования.

Измерительный узел 4 выполнен в в счетчика 14> счетный вход которого подключен к генератору 5 импульсов, а сбросовый вход — через кнопку 3 управления к формирователю

10 импульсов.

Хрониэирующий блок 6 выполнен в виде двух задающих элементов 15 и

16, выходы которых соответственно связаны с одними входами двух элементов 17 и 18 сравнения, вторые

Bxopbl которых соединены с выходом счетчика 14 измерительного узла 4 °

Блок 7 управления регистрирующим узлом выполнен в ьиде двух элементов 19 и 20 задержки, трех триггеров 21-23 и двух формирователей 24 и. 25 измерительного интервала, причем вход элемента 19 задержки подключен к выходу элемента 17 сравне-. ния, а выход — к одному из входов триг ера 23. Вход элемента 20 задержки соединен через кнопку 3 управления с выходом формирователя 10 импульсов. Один вход формирователя

24 измерительного интервала подключен к прямому выходу а триггера Шмит та 13, инверсный выход Д которого!

О

3 1 соединен с одним из входов формирова. теля 25 измерительного интервала, а вторые входы формирователей 24 и 25 измерительного интервала подключены к выходу элемента 20 задержки. Вход триггера 21 и один из входов триггера 22 соединены с выходом элемента

17 сравнения хронизирующего блока, второй вход триггера 22 подключен к выходу элемента 18 сравнения хронизирующего блока, а второй вход триггера 23 — к прямому выходу.а- триггера Шмитта 13.

Регистрирующий узел 8 выполнен в виде шести схем 26-31 совпадения и шести счетчиков 32-37, причем один вход схемы 26 совпадения соединен с выходом формирователя 10 импульсов, одни входы схем 27-31 совпадения сое динены с выходом генератора 5 импульсов, вторые входы схем 26-28 совпадения подключены соответственно к выходам триггеров 21-23, второй вход схемы 29 совпадения подключен к прямому выходу и триггера Шмитта 13, вторые входы схем 30 и 31 совпадения соединены с выходами соответственно формирователей 24 и 25 измерительного интервала, а выходы схем 26-31 совпадения подключены соответственно к счетчикам 32-37. БФИП1 предназначен для получения и формирования электрических импульсов, частота которых пропорциональна частоте вращения колеса транспортного средства.

Блок 2 обработки информационного параметра служит для обработки поступающих íà его вход сигналов и выделения моментов начала нарастания замедления и достижения установившегося замедления.

Кнопка 3 управления предназначена для подачи сигналов с выхода формирователя 10 импульсов.на входы фильтра

11 низких частот, счетчика 14 и элемента 20 задержки на время проведения измерения. Кнопка 3 управления выполнена без самовозврата с возвратом посредством вторичного нажатия и с электронной коммутацией цепей во избежание появления переходных процессов.

Измерительный узел 4 служит для непрерывного измерения частоты вращения колеса путем подсчета числа импульсов эталонного генератора за время части (1/36) оборота колеса.

Генератор 5 импульсов времени служит источником импульсов опорной

210085 4 частоты повышенной стабильности. Он выполнен в виде последовательно соединенных свободного мультивибратора с кварцевой стабилизацией частоты и эмиттерного повторителя.

Хронизирующий блок 6 предназначен для выдачи сигналов, соответствующих частоте вращения колеса в моменты начала и i,îíöà торможения.

Блок 7 управления регистрирующим узлом служит для управления работой регистрирующего узла таким образом, что при достижении колесом частоты вращения начала торможения включаются счетчики 32 и 33, через время, определяемое элементом 19 задержки, включается счетчик 34, в момент начала нарастания замедления затормаживаемого колеса останавливается счетчик 34 и включаются счетчики 35 и 36, через один период импульсов частоты вращения счетчик 36 останавливается, в момент достижения установившегося замедления останавливается счетчик 35 и включается счетчик

37, который останавливается через один период импульсов частоты вращения, при достижении колесом частоты вращения конца торможения оста-. навливается счетчик 33, в момент полной остановки колеса останавливается счетчик 32.

Регистрирующий узел 8 предназначен для регистрации числа импульсов датчика частоты вращения колеса, соответствующего его тормозному пути, и промежутков времени, соответствующих времени торможения, времени запаздывания тормозного привода, времени нарастания замедления, скорости в момент начала нарастания замедления и скорости в момент достижения установившегося замедления колеса.

Датчик 9 частоты вращения затормаживаемого объекта служит для получения электрических сигналов, частота которых пропорциональна частоте вращения колеса испытуемого транспортного средства, и может быть выполнен в виде жестко установленного на колесе диска с равномерно расположенными на нем радиальными прорезями, по одну сторону которого находится источник света, a rro другую чувствительный элемент, в качестве которого используется фотодиод типа

ФД-2.

Формирователь 10 импульсов пред:..=значен для формирования сигнала

Ф 12 датчика 9 частоты вращения по амп литуде, фронтам и:.»лительности и выполнен в виде последовательно сое диненных усилителя, триггера Шмитта и ждущего мультивибратора.

Фильтр ii низких частот служит для детектирования среднего значения электрического сигнала с выхода формирователя 10 импульсов, преобразования его в сигнал, г.остоянное напряжение которого пропорционально частоте вращения колеса транс. портного средства. Он выполнен на основе фильтра Бесселя третьего порядка.

Элемент 12 двойного дифференцирования предназначен для получения вто рой производной от сигнала с выхода фильтра 11 низких частот. Первая производная этого сигнала пропорциональна замедлению колеса, а вторая скорости изменения замедления, в результате чего на выходе элемента

12 двойного дифференцирования выраба тывается. импульс, передний фронт которого соответствует моменту начала нарастания замедления колеса, а задний фронт . — моменту достижения установившегося замедления. Он выполнен lB основе двух последовательно включенных схем диффепенцирования па операционных усилител х с высоким вх цным сопротивле- -».ем, Триггер Шмитта 13 слу;..Ht для формирования сигнала с вь:хода элемента

12 двойного дифференцированич по амплитуде и фронтам и ныпопнен на базе инвертирующего операционного усилителя с положительной обратной связью, .Счетчик l4 предназначен для непрерь»в.-".orо измерения частоты вращения колеса путем подсчета числа импульсов времени эа время части его оборота. Он выполнен на цифровых мпк. росхемах К155ИЕ2.

Задающие элементы 15 и 16 служат для тадания чисел, соответствующих частоте вращения колеса в моменты начала и конца торможения. Элементы

17 и 18 сравнения предназначены для выдачи на выходах сигналов в случае совпадения чисел, зацанных с помошью задающих элементов 15 и 16 соответственно с числами, отсчитанными счетчиком l4 за время части оборо-. та колеса. Вместе с задающими элементами 15 и 16 они выполнены в виде схем совпадения на основе микросхем

К155ЛРЗ, соединенных через галетные переключатели 11пlн с выходом дешифратора двоичного кода счетчика 14 в десятичный код„ реализованного на ос. нове микросхем К155ИДЗ.

Элементы 19 и 20 задержки служат для задержки импульсов, поступающих соответственно с элемента 17 сравнения и формирователя 10 импульсов, с целью компенсации задержки сигнала фильтром 11 низких частот. Они вы,полнены на основе фазовых фильтров первого порядка на операционных усилителях.

Триггеры 21-23 предназначены для управления работой схем 26-28 совпадения соответственно. Все триггеры выполнены с раздельными входами на микросхемах K155TN2.

Фомирователи измерительного интер. вала служат для формирования прямоугольных импульсов, длительность которых равна промежуткам времени между двумя соседними импульсами формирователя 10 импульсоз :=: тветст. венно в момент начала нарастания замедления и в момент достижения установившегося замедления. Каждый . з "тих формирователей состоит из

"хе ьы ЗИ на микросхеме К155ЛА4 и ,:„"у с триггеров со счетным входом на микросхемах К155ТВi

Схемы 26-31 совпаден. г, ="bíолненнь|е. на базе:-икросхем К155ЛАЗ, предназначены для получения. пачек счетных импульсов, число которь х в пачке для схем 26-29 совпадения пропорционально соответственно тормозному пути, общему времени торможения, времени запаздывания тормозного приво,. ;а, времени нарастания замедления, а для схем 30 и 31 совпадения — обратно пропорционально соответственно частоте вращения в моменты начала нарастания замедления и достижения, ч установившегося замедления.

Счетчики 32-37 импульсов предназначены для подсчета числа импульсов, поступающих с выхода соответственно схем 26-31 совпадения. Они представляют собой электронные счетчики на. базе микросхем К155ИЕ2. Состояние счетчиков индицируется цифровыми индикаторами ИВ-4 управляемыми дешифраторами 133ПП4, Перед началом измерения с помощью элементов 15 и 16 задаат в виде числа импульсов соответственно частоту вращения начала и конца торможения.

7 1

Устройство работает следующим obразом.

В момент подачи питающих устройство напряжений его узлы устанавливаются в самопроизвольное состояние.

Нажатием кнопки "Сброс" (не показана) счетчики 32-37, триггеры 21-23, а также триггеры, входящие .в формирователи 24 и 25 измерительного интервала, устанавливаются в состояние "0" при котором все схемы совпадения находятся в закрытом состоя" нии, и импульсы с выхода формирователя 10 импульсов.и генератора 5 импульсов не могут пройти на счетчики 32-37.

В процессе вращения колеса импульсы от датчика 9 частоты вращения поступают на формирователь 10 импульсов, где они формируются по амп- литуде, крутизне фронтов и длительности. После достижения колесом в процессе разгона частоты вращения, превышающей частоту вращения начала торможения, разгон пцекращают и нажимают на кнопку 3 управления (фиг.2, t ). В результате этого импульсы с выхода формирователя 10 импульсов начинают поступать на входы фильтра 11 низких частот, счетчика 14 и элемента 20 задержки. При этом на сбросовом входе счетчика 14 устанавливается нулевой потенциал, и он начинает счет импульсов с выхода генератора 5 импульсов, периодически переходя в состояние "0" с приходом импульса с выхода формирователя 10 импульсов на вход установки счетчика в "0".

В момент достижения частотой вращения колеса в процессе ее уменьшения заданной величины начала торможения число импульсов, подсчитанное счетчиком 14, станет равным числу, заданному с помощью задающего элемента 15, вследствие чего на выходе элемента 17 сравнения выделяется имII ëüñ (фиг е 2 у tg ) е Этот импульс переключает триггеры 21 и 22 и через время задержки, определяемое элементом 19 задержки, триггер 23 (фиг.2, t ). В результате этого открываются схема 2б совпадения, которая начинает пропускать импульсы с выхода формирователя 10 импульсов на счетчик

32, и схемы 27 и 28 совпадения, которые начинают пропускать импульсы с выхода генератора 5 импульсов соответственно на счетчики 33 и 34.

210085 8

Одновременно с этим по импульсу с выхода элемента 17 сравнения происходит автоматическое нажатие на тормозную педаль, и частота вращения колеса начинает уменьшаться.

Через некоторое время, соответствующее времени запаздывания тормозного привода, тормозные накладки войдут в соприкосновение с тормозным барабаном, начнет возрастать тормозная сила и пропорциональное ей замедление вращающихся колес. В момент начала возрастания замедления напряжение на выходе фильтра 11 низких частот начинает быстро уменьшаться, и на выходе элемента 12 двойного дифференцирования вырабатывается импульс, передний фронт и амплитуда которого формируются триггером Шмитта 13 (фиг.2, t4).

Положительный импульс с прямого выхода а триггера Шмитта 13 переключает триггер 23 в исходное состояние, схема 28 совпадения закрывается и счетчик 34 останавливается, фиксируя число импульсов, соответствующее времени запаздывания тормозного привода (фиг,2, t>-t4). Этот же импульс открывает схему 29 совпадения, которая начинает пропускать импульсы с выхода генератора 5 импульсов на счетчик 35, а также поступает на вход формирователя 24 измерительного интервала, На выходе последнего вырабатывается импульс, длительность которого равна времени между двумя соседними импульсами с выхода элемента 20 задержки. Передний фронт этого импульса открывает схему 30 совпадения, и она начинает пропускать импульсы с выхода генератора 5 импульсов на счетчик 36 в течение измерительного интервала, формируемого формирователем 24 (фиг.2, и -с5.).

После этого счетчик Зб останавливается (фиг.2, t ), фиксируя число импульсов,.обратно пропорциональное частоте вращения колеса в момент начала нарастания замедления.

В момент достижения установившегося замедления напряжение на выходе элемента 12 двойного дифференцирования понижается, и на прямом выходе а триггера Шмитта 13 формируется задний фронт импульса (фиг.2, t )..

Вследствие этого схема 29 совпадения закрывается, счетчик 35 останавливается, фиксируя число импульсов, соответствующее времени нарастания

9 . 121 замедления (фиг.2, t -t ). Задний фронт импульса с инверсного выхода

8 триггера Шьытта 13 запускает формирователь 25 измерительного интервала, который работает аналогично формирователю 24. Передний фронт импульса с выхода формирователя 25 измерительного интервала открывает схему 31 совпадения на период между двумя ближайшими смежными импульсами с выхода элемента 20 задержки (фиг.2, t -t ). В течение этого периода импульсы с выхода генератора 5 импульсов проходят через схему 31 совпадения на счетчик 37. По заднему фронту импульса с выхода формирователя

25 измерительного интервала счетчик

37 останавливается (фиг.2, t ), фиксируя число импульсов, обратно пропорциональное частоте вращения колеса в момент достижения установиршегося замедления.

При достижении колесом частоты вращения, соответствующей частоте вращения конца торможения, наступит совпадение числа импульсов, подсчитанного счетчиком 14, с числом, заданным с помощью задающего элемента

1б. В результате этого на выходе элемента 18 сравнения выделяется импульс (фиг.2, t ), который переключает триггер 22 в исходное состояние, схема 27 совпадения закрывается и счетчик 33 остана=ливается,. фиксируя число импульсов, соответствующее об-цему времени торможения фиг.2, ).

В момент полной остановки колеса останавливается счетчик 32„ фиксируя исло импульсов, соответствующее гормозному пути колеса. На этом цикл измерения заканчивается.

Таким образом, по окончании цикла работы устройства в цифровом виде регистрируются практически все параметры. необходимые для получения тормо,ной диаграммы. На счетчике 32 фик сирустся число импульсов, соответствующее тормозному пути колеса, на счетчике 33 — число импульсов,, соответствующее общему временен торможеёия, на счетчике 34 — число импульсов, соответствующее времени запаздывания тормозного привода, на счетчике 35 — число импульсов, соответствующее времени нарастания замедления, на счетчике 36 — число импульсов соответствующее частоте врашения колеса в момент начала нараста0085

tG

>б ва за счет раздельного определения

Зо

Я!

pi ния замедления, на счетчике 37 число импульсов, соответствующее частоте вращения колеса в момент достижения установившегося замедления. формула изобретения

Устройство для измерения параметров тормозного процесса транспорт. ного средства, содержащее блок форми. рования информационного параметра, выполненный на последовательно соединенных датчикс частоты вращения и формирователе импульсов, кнопку управления, генератор импульсов, измерительный узел, выполненный в виде счетчика, счетный вход которого подключен к генератору импульсов, хрони. зирующий блок с двумя элементами сравнения и двумя задающими элементами, соединенными с одними входами элементов сравнения, другие входы которых подключены к выходу счетчика измерительного узла, регистрирующий узел, выполненный в виде трех счетчиков и трех схем совпадения, причем первый вход первой схемы совпадения годключен к выходу формироваел." импульсов, а выход — к первому счетчику, первые входы второй и тре.тьей схем совпадения подключены к выходу генератора импульсов, а выходы — соответственно к второму и третьему счетчикам, и, блок управления регистрирующим узлом, выполненный на трех триггерах, вход первого из которых подключен к выходу одного

=..лемента сравнения хронизирующего блока., первый вход второго триггера — к выходу второго элемента сравнения хрониэирующего блока, а выход первого триггера — к второму входу первой схемы совпадения регистрирующего узла,о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точнос- ти измерения времени срабатывания тормозного привода и уменьшения трудоемкости диагностирования тормозной системы транспортного средстпараметров тормозного процесса, оно дополнительно снабжено блоком обработки информационного параметра, подключенным через, кнопку управлечия к выходу блока формирования информационного параметра и включающего в себя последовательно соединенные фигьтр низких частот, элемент

1210085

t< г tg tet

26

27

Н

BHHHHH Закат З l 3 /53 тнПал 778 ПоПлнаное

Фншел ШШ Патент, r, m opoa, ул.Пооектпаа,1 двойного дифференцирования и триггер

Шмитта, блок управления регистрирующим узлом снабжен двумя элементами задержки, вход первого из которых подключен к выходу первого элемента сравнения хронизирующего блока, а выход — к первому входу третьего триггера блока управления регистриРующим узлом, вход второго элемента задержки совместно со сбросовым вхо, дом счетчика измерительного узла соединен через кнопку управления с выходом формирователя импульсов блока формирования информационного параметра, двумя формирователями измерительного интервала, один вход первого из которых совместно с вторым входом третьего триггера этого же блока подключен к первому выходу триггера Шмитта блока обработки информационного параметра, второй выход которого соединен с одним из входов второго формирователя измерительного интервала, а другие входы обоих формирователей измерительного интервала подключены к выходу второго элемента задержки, причем второй вход второго триггера блока управления регистрирующим узлом подключен к выходу первого элемента сравнения хронизирующего блока, а выходы второго и третьего триггеров этого блока подключены к вторым входам соответственно второй и третьей схем совпадения регистрирующего узла, регистрирующий узел снабжен четвертым, пятым и шестым счетчиками и четвертой, пятой и шестой схемами совпадения, первые входы которых подключены к выходу генератора им-. пульсов, а выходы — к соответствующим счетчикам, второй вход четвертой схемы совпадения соединен с первым выходом триггера Шмитта бло20 ка обработки информационного параметра, вторые входы пятой и шестой схем совпадения подключены соответственно к выходам первого и второго формирователей блока управления регистрирующим узлом.

Устройство для измерения параметров тормозного процесса транспортного средства Устройство для измерения параметров тормозного процесса транспортного средства Устройство для измерения параметров тормозного процесса транспортного средства Устройство для измерения параметров тормозного процесса транспортного средства Устройство для измерения параметров тормозного процесса транспортного средства Устройство для измерения параметров тормозного процесса транспортного средства Устройство для измерения параметров тормозного процесса транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при диагностировании передаточных механизмов и подшипников колес транспортных машин по величине силы или мощности

Изобретение относится к области испытаний транспортных средств

Изобретение относится к балансировочной технике, а именно, к способам и устройствам балансировки роторов
Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей высокочастотной балансировки гибких роторов на высокооборотном балансировочном стенде, который может быть использован, например, для балансировки гибких роторов турбонасосных агрегатов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения неуравновешенности деталей

Изобретение относится к транспортному, строительно-дорожному и сельскохозяйственному машиностроению

Изобретение относится к области физики и касается устройств для балансировки роторов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для определения осевых моментов инерции тел, а также тензоров инерции на платформах, вращающихся с существенным трением в ограниченных пределах вокруг произвольно расположенной в пространстве оси, снабженных измерителем угловой скорости

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к сельскохозяйственному приборостроению
Наверх