Способ оценки расположения органов управления самоходных машин

 

Изобретение относится к способам оценки расположения органов управления самоходных машин. Цель изобретения - повышение точности и упрощение процесса оценки путем обеспечения возможности геометрического сопоставления действительного и регламентированного расположения органов управления. Определяют местонахождение контрольной точки сиденья. Измеряют относительно последней координаты органов управления в крайних их положениях и определяют соответствие измеренных координат зонам регламентированного расположения органов управления, которое осуществляют на построенной пространственной модели зон. Сначала на модели отмечают точки крайних положений каждого органа управления, затем визуально определяют соответствие этих точек регламентированным зонам на модели. Для определения первой угловой координаты рабочего органа 3, вертикального угла и третьей линейной координат держатель 12 телескопической линейки поворачивают относительно оси 10 с одновременным перемещением в нем выдвижного злемента 13 до касания рабочего органа 3. 4 ил. (Л « со 4 о

СООЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ÄÄSUÄÄ 1219946 A (51)4 G 01 М 17/00 шСЕСОИ)ЗНАЯ

> „-:,:„„,,,:,13 вивлкатил

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ГЮ ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3803553/27-11 (22) 09. 10.84 (46) 23. 03.86. Бюл. В 11 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт по испытанию машин и оборудования для животноводства и кормопроизводства (72) Б.И.Рябцев и А.Н.Сасовский (53) 616.47:612.76:621.825.6(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

1Ф 982653, кл. А 61 В 5/10, 1982. (54) СПОСОБ ОЦЕНКИ РАСПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ САМОХОДНЫХ МАШИН (57) Изобретение относится к способам оценки расположения органов управления самоходных машин. Цель изобретения — повышение точности и упрощение процесса оценки путем обеспечения воэможности геометрического сопоставления действительного и регламентированного расположения органов управления. Определяют местонахождение контрольной точки сиденья. Измеряют относительно последней координаты органов управления в крайних их положениях и определяют соответствие измеренных координат зонам регламентированного расположения органов управления, которое осуществляют на построенной пространственной модели зон. Сначала на модели отмечают точки крайних положений каждого органа управления, затем визуально определяют соответствие этих точек регламентированным зонам на модели. Для определения первой угловой координаты рабочего органа 3, Ф вертикального угла и третьей линей- уу ной координаты держатель 12 телескопической линейки поворачивают относи- С тельно оси 10 с одновременным перемещением в нем выдвижного элемента 13 Я до касания рабочего органа 3. 4 ил.

1219946

Изобретение относится к способам оценки расположения органов управления самоходных машин, в частности, сельскохозяйственных машин, тракторов, строительных машин и автомобилей, и может быть использовано для оптимизации конструкции машин с эргономической точки зрения на предприятиях сельхозмашиностроения и транспортного машиностроения. 1Î

Цель изобретения — повышение точности и упрощение процесса оценки путем обеспечения возможности геометрического сопоставления действительного и регламентированного расположе- 1$ ния органов управления..

На фиг.l представлена схема измерения координат органов управления в кабине машины с помощью радиус-векI торного устройства, вид сбоку; на 2О фиг.2 — то же, вид сверху; на фиг.З схема воспроизведения координат органов управления на пространственной модели зон регламентированного расположения органов управления с поиощью 25 радиус-векторного устройства, вид сбоку; на фиг.4 — то же, вид сверху, Способ оценки расположения органов управления самоходных машин включает определение местонахождения контроль- щ ной точки сиденья, измерение относи" тельно последней координат органов управления в крайних их положениях и определение соответствия измеренных оординат зонам регламентирован- ного расположения органов управления, которое осуществляют на предварительно построенной пространственной модели зон регламентированного расположения органов управления с отмеченной на ней контрольной точкой сиденья, причем сначала на этой модели отмечают точки крайних положений каждого органа управления путем воспроизведения их измеренных координат от отмеченной на модели контрольной точки сиденья, а затем визуально определяют соответствие этих точек регламентированным зонам на модели.

Измерение координат органов управ- о ления в их крайних .положениях относительно контрольной точки сиденья осуществляют с помощью любого трехкоординатного устройства, например радиусвекторного (т.е. измеряющего одну линейную и две угловые координаты).

На полу 1 (фиг.1 и 2) смонтированы сиденье 2 оператора, органы 3 управления. На сиденье 2 смонтированы устройство 4 для определения точки отсчета сиденья, устройство 5 для определения контрольной точки сиденья и радиус векторное устройство для измерения координат органов управления с подвижными относительно друг друга и снабженными фиксаторами измерительными элементами: телескопической стойкой с линейкой 6, на которой нанесена шкала (не показана), и ползуном 7, установленным относительно линейки 6 с возможностью прямолинейного движения вдоль нее и снабженным угловой шкалой 8, установпенной поворотно на ползуне 7 кареткой 9 с закрепленными на ней осью 10 и угловой шкалой 11, телескопической линейкой с поворотно установленным на оси 10 держателем

12 и выдвижным элементом 13 с линейной шкалой (не показана), установленным в держателе 12 с возможностью прямолинейного движения вдоль него.

Для определения первой угловой " координаты рабочего органа 3 (горизонтального угла) каретку 9 поворачивают относительно ползуна 7. В этом положении каретку 9 закрепляют . на ползуне 7 и по угловой шкале 9 отсчитывают величину горизонтального угла.

Для определения второй угловой координаты рабочего органа 3, вертикального угла и третьей линейной координаты его — длины радиус вектора держатель 12 телескопической линейки поворачивают относительно оси 10 с одновременным перемещением в нем выдвижного элемента 13 до касания конца элемента 13 рабочего органа 3. В этом положении закрепляют держатель 12 на оси 10, а выдвижной элемент 13 - в держателе 12, и значения укаэанных координат отсчитывают по угловой шкале 11 и линейной шкале на выдвижном элементе 13.

Указанные операции повторяют для каждого иэ крайних положений рабочих органов, при этом записывают значения координат, считываемые со шкал °

На схеме (фиг.3 и 4) представлена построенная для ряда машин пространственная модель зон регламентированного расположения рабочих органов, содержащая основание 14 и закрепленные на нем каркасы в виде па-: раллелепипедов из проволоки диамет219946

3 1 ром 3 мм, представляющим зоны расположения нижней точки 15 рулевого колеса, центров рукояток рычагов механизма поворота и рычагов, установленных на рулевой колонке и передней панели 16, зону 17 расположения остальных..рычагов, зону 18 расположения центров опорных площадок педалей, приводимых в действие всей ногой, зону 19 расположения центров нижних кромок опорных площадок педалей, приводимых в действие стопой ноги, контрольную точку 20 сиденья.

Все зоны выполнены в натуральную величину. Схема содержит также радиус-векторное устройство, содержащее телескопическую стойку с линейкой 6, ползуном 7, угловой шкалой 8, каретку 9 с осью 10 и угловой шкалой 11, телескопическую линейку с держателем 12 и выдвижным элементом 13.

Воспроизведение измеренных координат органов управления производит следующим образом.

Радиус-векторное устройство линейкой 6 закрепляют в точке проекции контрольной точки 20 сиденья на известной высоте от основания 14 модели.

Используя записи измеренных координат органов управления с помощью радиус-векторного устройства, на модели отмечают точки расположения органов управления для каждого из крайних их положений. Например, для определения соответствия крайних точек расположения рычага зоне 17.его регламентированного расположения каретку 9 поворачивают вокруг ползуна 7 до тех пор, пока на шкале 8 не появится деление, соответствующее измеренному и записанному значению горизонтального угла этого рычага. В этом положении каретку 9 фиксируют. Поворачивают держатель 12 вокруг оси 10 до тех пор, пока на шкале 11 не будет значение, соответствующее измеренному и записанному вертикальному углу этого рычага. В этом положении держатель 12 фиксируют. Выдвигают выдвижной элемент 13 до тех пор, когда на его шкале не будет измеренное и записанное значение длины радиусвектора. В этом положении выдвижной элемент 13 фиксируют.

Положение конца выдвижного элемен.та 13 соответствует точке расположения рычага в одном из крайних его положений. Соответствие крайних поло. жений рычага регламентированной зоне ,определяют визуально: если конец выдвижного элемента 13 находится внутри зоны 17, то положение рычага соответствует регламентированной зоне.

Указанный вариант осуществления способа требует записи координат органов управления в процессе их измерения и воспроизведения измеренных координат по этим записям, однако измерение и воспроизведение всех координат осуществляют при одной установке радиус-векторного устройства в контрольной точке сиденья.

Другой вариант осуществления способа заключается в измерении координат рабочего органа в одном крайнем положении без записи их значений, последующей установке радиус-векторного устройствав контрольной точке сиденья пространственной модели и оценке расположения конца выдвижного элемента 13 относительно параллелепипеда, обозначающего зону регламентированного расположения данного органа управления. Затем измеряют координаты органа управления в другом крайнем положении и переносят радиусвекторное устройство на пространственную модель. Описанные операции осуществляют для каждого органа управления.

Второй вариант осуществления способа исключает операции с числами, но требует отдельных установок радиус-векторного устройства для каждо-. го органа управления в кабине и на пространственной модели.

Формула из обретения

Способ оценки расположения органов управления самоходных машин, включающий измерение координат органов управления относительно контрольной точки сиденья и определение соответствия этих координат зонам регламентированного расположения

5ц органов управления, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения точности и упрощения процесса оценки путем обеспечения возможности геометрического сопоставления дей55 ствительного и регламентированного расположения органов управления, определение соответствия координат органов управления зонам их регла1219946

18

Фиг.Ч ментированного расположения проводят на пространственной модели с обозначенными на ней полями зон путем воспроизведения на модели измеренных координат расположения органов управления относительно точки, соот ветствующей контрольной точке сиденья, после чего расположение воспроизведенных координат органов управления относительно полей зон сравнивают с их регламентированным расположением.

Способ оценки расположения органов управления самоходных машин Способ оценки расположения органов управления самоходных машин Способ оценки расположения органов управления самоходных машин Способ оценки расположения органов управления самоходных машин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для исследования взаимодействия звеньев гусеничной цепи трактора с грунтом

Изобретение относится к области испытаний и исследований транспортных средств при исследовании криволинейного движения гусеничной машины

Изобретение относится к стендовому оборудованию для испытания транспортных средст

Изобретение относится к устройствам для нанесения отметок на дороге при испытаниях колесных тракторов и других машин

Изобретение относится к балансировочной технике и может быть использовано для статической балансировки подвижных систем электроизмери- .тельных приборов

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться для балансировки роторов при вращении

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при испытаниях гидроприводов ведущих колес трандпортных средств

Изобретение относится к балансировочной технике, а именно, к способам и устройствам балансировки роторов
Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей высокочастотной балансировки гибких роторов на высокооборотном балансировочном стенде, который может быть использован, например, для балансировки гибких роторов турбонасосных агрегатов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения неуравновешенности деталей

Изобретение относится к транспортному, строительно-дорожному и сельскохозяйственному машиностроению

Изобретение относится к области физики и касается устройств для балансировки роторов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для определения осевых моментов инерции тел, а также тензоров инерции на платформах, вращающихся с существенным трением в ограниченных пределах вокруг произвольно расположенной в пространстве оси, снабженных измерителем угловой скорости

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к сельскохозяйственному приборостроению
Наверх