Конечная передача транспортного средства

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5D 4 В 60 К 17 32

/ з p,,...

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3849319127-11 (22) 30.01.85 (46) 15.05.86. Бюл. № 18 (71) Западная государственная машиноиспытательная станция (72) А. Д. Ефимов, А. В. Короткевич, С. Л. Лабко и В. Ф. Кохан (53) 629.113.012.351 (088.8) (56) Патент США № 3757608, кл. F 16 h 1/28, 1973. (54) (57) 1. КОНЕЧНАЯ ПЕРЕДАЧА TPAH.

СПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая трехзвенный планетарный редуктор, одно звено которого связано с выходным валом трансмиссии транспортного средства, второе — со ступицей движителя, а третье — с неподвижным элементом транспортного средства через амортизационный узел, включающий в себя упругий элемент, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем обеспечения уравновешивания усилий на централь„„SU„„1230875 А1 ных колесах при больших нагрузках и упрощения монтажа планетарного ряда, амортизационный узел дополнительно включает в себя кольцевой элемент, жестко связанный с неподвижным элементом транспортного средства, и несет на себе предварительно сжатые в тангенциальном направлении упругие элементы, а третье звено установлено между кольцевым и неподвижным элементами транспортного средства с возможностью осевого и радиального перемещения и взаимодействует с упругими элементами в тангенциальном направлении.

2. Передача по п. 1, отличающаяся тем, что упругие элементы размещены в стороне от планетарного ряда в плоскости, параллельной плоскости его установки, при этом третье звено снабжено ребрами, посредством которых взаимодействует с упругими элементами.

1230875

Изобретение относится к машиностроению, в частности к тракторостроению, и может быть применено в конечных передачах транспортных и тяговых средств.

Цель изобретения — обеспечение уравновешивания усилий на центральных колесах при больших нагрузках и упрощение монтажа планетарного ряда.

На фиг. 1 представлена конечная передача; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — вариант установки третьего звена; на фиг. 4 — разрез Б — Б на фиг. 3.

Конечная передача транспортного средства содержит корпус 1 с трехзвенным планетарным редуктором, состояШим из выполненной заодно с ведущим валом 2 солнеч15 ной шестерни 3 (одно звено), находящеися в зацеплении посредством сателлитов 4 и водила 5 (второе звено) с установленной между корпусом 1 и кольцевым элементом 6 с возможностью осевого и радиального перемешения эпициклической шестерней 7 (третье звено). При этом кольцевой элемент 6 жестко соединен с корпусом и несет на себе предварительно сжатые в тангенциальном направлении упругие элементы 8, выполненные в виде винтовых пружин или из эластомера в виде блоков. Эпицикл ическая шестерня 7 взаимодействует с этими упругими элементами 8 также в тангенциальном направлении.

Указанное взаимодействие эпициклической шестерни 7 через амортизационный зо узел, включающий кольцевои элемент 6 и упругие элементы 8, с корпусом 1 наиболее просто можно осуществить если на боковой поверхности кольцевого элемента 6 выполнены продольные ребра 9, в виде кольцевых секторов, в промежутках между ними помещены предварительно сжатые в тангенциальиом направлении упругие элементы 8, с установленными по их концам опорными пластинами 10. На боковой поверхности эпициклической шестерни 7 также выполнены продольные ребра 11 в виде кольцевых секторов. 40

Эти продольные ребра 11 помещены между продольными ребрами 9 с возможностью взаимодействия через опорные пластины 10 с упругими элементами 8. Для надежной работы амортизационного узла передачу следует выполнять так, чтобы упругие элемен- 4 ты в радиальном направлении были размешены между корпусом 1 и кольцом 12,установленным между буртиком 13, выполненным на кольцевом элементе 6, и корпусом 1.

Эпициклическая шестерня 7 имеет возможность свободного перемещения в осевом направлении за счет установки ее с зазорами между кольцевым элементом 6 и корпусом

1, а возможность свободного радиального ее перемещения обеспечивается зазорами между ребрами 9 и 11.

Предлагаемое конструктивное выполнение упругого узла позволяет уравновесить усилия на центральных колесах при передаче больших нагрузок и упрощает монтаж и демонтаж планетарного ряда.

Работа упругих элементов только в тангенциальном направлении позволяет наиболее эффективно аккумулировать энергию при больших колебаниях нагрузки.

Конечная передача транспортного средства работает следующим образом.

Крутящий момент от выполненной заодно с ведущим валом 2 солнечной шестерни

3 через сателлиты 4 и водило 5 передается движителю. При этом эпициклическая шестерня 7 поворачивается вокруг своей оси относительно кольцевого элемента 6 и корпуса до тех пор, пока не уравняется ее реактивный момент с усилиями деформации упругих элементов 8. Свободное перемещение эпициклической шестерни 7 (при изменении величины передаваемого крутящего момента к передаче движения звеньев конечной передачи) в осевом и радиальном направлении способствует более равномерному нагружению сателлитов 4 и центральных колес (солнечной 2 и эпициклической 7).

После снятия действия крутящего момента или уменьшения его величины упругие элементы 8, воздействуя через опорные пластины 10 на ребра 11 эпициклической шестерни 7, возвращают ее в первоначальное положение, отдавая тем самым запасенную в них энергию.

Таким же образом происходит снижение пиковых нагрузок и аккумулирование энергии колебаний в конечной передаче транспортного средства, а следовательно, и в связанной с ней трансмиссии при действии на них переменного момента сопротивления со стороны движителей.

В результате аккумулирования энергии пиковых нагрузок в упругих элементах 8 и последующего возврата ее в трансмиссию повышается средняя скорость движения транспортного средства и улучшаются его топливно-экономические показатели.

Так как эпициклическая шестерня имеет возможность свободного перемещения в радиальном и осевом направлениях, обеспечивается уравновешивание усилий на центральных колесах планетарного ряда как при малых, так и при больших нагрузках.

В представленном на фиг. 3 и 4 варианте выполнения конечной передачи упругие элементы 8 установлены в плоскости планетарного ряда, при этом ребра 9 на кольцевом элементе 6 и ребра 11 на эпициклической шестерне 7 выполнены на их радиальных поверхностях. Конечная передача работает аналогичным образом. Она более сложна в монтаже упругого узла и хуже уравновешивает усилия на центральных колесах, однако в сравнении с вариантом, представленным на фиг. 1 и 2, она имеет меньшие металлоемкость и габариты в осевом направлении.

1230875 б-б

Составитель С. Панкратов

Техред И. Верес Корректор И. Муска

Тираж 647 Подннсное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 l 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор Н. Киштулинец

Заказ 2313/21

Конечная передача транспортного средства Конечная передача транспортного средства Конечная передача транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности, к трансмиссиям тракторных средств

Изобретение относится к сельскохозяйственному и транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к трансмиссиям автомобилей, тракторов, строительных машин

Изобретение относится к приводу оси колес и поворотным рычагам подвесок, в частности к устройству обеспечения поворота моста вокруг своей поперечной оси для компенсации поворота моста вокруг продольной оси при пересечении неровностей

Изобретение относится к самоходным дорожным транспортным средствам

Изобретение относится к колесным транспортным средствам, а именно к их трансмиссиям

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкции колес
Наверх