Транспортное средство

 

ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, содержащее подрессоренную раму с кузовом , установленную посредством подвески на заднем ведущем мосте с бортовыми планетарными редукторами с приводом от трансмиссии, и гидросистему , отличающееся, тем, что, с целью улучшения устойчивости против бокового опрокидьшания путем использования реактивных моментов , возникакидих в планетарных бортовых редукторах для стабилизации его подрессоренной части, оно снабжено двумя смонтированными на картере заднего моста и соединенными с эпициклическими шестернями дополнительными редукторами, на выходых валах которых установлены цилиндрической формы фрикционные элементы, эпициклические шестерни установлены в картере заднего моста на подшипнилсах , а на ступицах э.пициклических шестерен соосно размещены муфты блокировки с гидроприводом, при этом на раме жестко установлены плоские опорные элементы, поверхности трения которых при наклоне рамы под действием боковых сил свя (Л заны с поверхностями трения цилиндрических фрикционных элементов, а оси последних снабжены тензодатчиками усилия взаимодействия фрикционных элементов, а рабочие полости бустеров муфт блокировки связаны. через систему автоматического включ чения муфт с тензодатчиками усилия взаимодействия.фрикционных элеменsj тов. 9)

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19((111 (>)4 В 60 К 17 32

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPGHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3751297/27-11 (22) 29.03.84 (46) 15. 08. 85. Бюл. 11 30 (72) С.Ф. Опейко, А.Н. Шиманович

Н.В. Богдан и А.И. Бобровник (71) Белорусский ордена Трудового

Красного Знамени политехнический институт (53) 629.113-578.587(088.8) (56) Автомобили МАЗ-5335+ 5334-5549-5549-5429-5430-540В, техническое описание и инструкция по эксплуатации. Минск, "Полымя", 1980, с. 29, рис. 27. (54)(57) ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, содержащее подрессоренную раму с кузовом, установленную посредством подвески на заднем ведущем мосте с бортовыми планетарными редукторами с приводом от трансмиссии, и гид- . росистему, о т л и ч а ю щ е е с я, тем, что, с целью улучшения устойчивости против бокового опрокидывания путем использования реактивных моментов, возникающих в планетарных бортовых редукторах для стабилизации его подрессоренной части, оно снабжено двумя смонтированными на картере заднего моста и соединенными с эпициклическими шестернями дополнительными редукторами, на выходых валах которых установлены цилиндрической формы фрикционные элементы, эпициклические шестерни установлены в картере заднего моста на подшипни,ках, а на ступицах эпициклических шестерен соосно размещены муфты блокировки с гидроприводом, при этом на раме жестко установлены плоские опорные элементы, поверхности трения которых при наклоне рамы под действием боковых сил связаны с поверхностями трения цилиндрических фрикционных элементов, а оси последних снабжены тензодатчиками усилия взаимодействия фрикционных элементов, а рабочие полости бустеров муфт блокировки связаны . через систему автоматического включения муфт с тензодатчиками усилия взаимодействия фрикционных элементов.

1172761

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к колесным подвесочным транспортным средствам, имеющим.на своем шасси кузов; 5

Цель изобре тения — улучшение устойчивости транспортного средства против поперечного опрокидывания при движении по криволинейной траек— тории путем использования реактивных моментов, возникающих в планетарных редукторах конечных передач для стабилизации его подрессоренной части.

На фиг. 1 представлено транспортное средство, вид сзади; на фиг, 2 — 15 кинематическая схема заднего моста транспортного средства; на фиг. 3 принципиальная схема включения и выключения муфт блокировки; на фиг. 4 — транспортное средство, в : 20 динамике.

Транспортное средство содержит подрессоренную раму 1 с кузовом, подвеску 2, задний ведущий мост 3.

Задний мост 3 имеет картер 4, главную передачу 5, дифференциал 6, сое— диненный полуосями 7 и 8 с солнечными шестернями 9 и 10 планетарных редукторов. Планетарные редукторы содержат сателлиты 11 и 12, водила

13 и 14 и эпициклические шестерни

15 и 16, установленные в картере 4 заднего моста 3 на подшипниках 17 и

18, На ступицах эпициклических шестерен 15 и 16 соосно размещены муфты З5 блокировки 19 и 20 и конические шестерни 21 и 22, причем последние находятся в зацеплении с шестернями

23 и 24. Шестерни 23 и 24 посредством валов 25 и 26, закрепленных на картере 4, связаны с цилиндрическими шестернями 27 и 28, а те в свою оче-. редь через шестерни 29-32 соединены с цилиндрическими фрикционными элементами 33 и 34. Опорные плоские элементы 35 и 36 жестко закреплены на раме 1. Муфты блокировки 19 и 20 управляются бустерами 37 и 38, полости которых подключены к источнику . давления 39 и сливу 40 через автомати-, о чески управляемый 2-позиционный золотник 41, В цепь автоматического управления золотником 41 включены тензодатчики усилия 42, закрепленные на осях фрикционных цилиндрических элементов, компаратор 43, усилитель мощности 44 и электромагнит 45. Для автоматического возврата 2-позиционного золотника 41 установлена пружина

46. В напорной магистрали источника давления 39 установлен перепускной клапан 47, на бустерах — гидрозамки

48.

Устройство работает следующим образом.

11ри движении по прямолинейной траектории на горизонтальной поверхности и при равномерном распределении груза в кузове цилиндрические фрикционные элементы 33 и 34 не входят в контакт с поверхностями трения плоских фрикционных элементов

35 и 36, которые жестко закреплены на подрессоренной раме l. В этом случае отсутствуют боковые дестабилизирующие раму силы, а следовательно, и усилия на тензодатчиках 42, и, следовательно, сигнал от тензодатчи— ков 42 оказывается меньше величины

U л, которая выбирается исходя из минимального усилия взаимодействия фрикционных элементов 33, 34, 35 и

36, при котором уже обеспечивается достаточно надежная передача реак— тивного момента, с незначительным проскальзыванием, На этом режиме движения золотник 41 находится в крайнем правом положении, и бесштоковые полости бустеров 37 и 38

4 соединяются,с источником давления

39 и тем самым происходит включе— ние муфт блокировки 19 и 20, котдрые удерживают эпициклические шестерни 15 и 16 от проворота, а реактивные моменты, возникающие в планетарных редукторах при подводе мощности от двигателя, передаются на картер 4 заднего моста 3. При движении по криволинейной траектории или по склону (фиг. 4) возникают боковые составляющие действующих сил и вследствие упругой (подвесочной ) связи между картером 4 и кузовом 1 появляется крен подрессоренной рамы 1 и боковое смещение кузова 1 относительно картера 4 заднего моста 3. Боковые силы, имеющие место при этом, вызывают взаимодействие опорных плоских элементов 35 и 36 жестко смонтированных на подрессоренной раме 1 с цилиндрическими фрнкционными элементами 33 и 34, причем усилия взаимодействия фрикционных элементов 35, 36, 33 и 34 воспринимаются тензодатчиками 42, Сигнал от них, соответствующий усиз 11 лию взаимодействия, поступает на компаратор 43 и при условии превышения этого сигнала над U „, далее через усилитель мощности 44 на электромагнит 45, который переместит золотник 41 влево. Вследствие этого бесштоковые полости бустеров 37 и

38 соединяются со сливом 40, а штоковые — с источником давления 39, и муфты блокировки 19 и 20 в этом случае выключаются. Реактивные моменты, возникающие в планетарных редукторах, через шестерни 21, 23, 27, 29 и 31 с одной стороны и шестерни 22, 24,, 28, 30 и 32 с другой .стороны передаются на цилиндрические фрикционные элементы 33 и 34, но поскольку цилиндрические элементы 33 и 34 прижаты к плоским элементам 35 и 36, то к подрессоренной раме будут подводиться реактивные моменты от пла72761 4 нетарных редукторов, которые будут. с абилизировать подрессоренную часть путем поперечно-углового поворота ее относительно неподрессоренной части.

Когда дестабилизирующие боковые силы исчезнут. то поверхности трения элементов 33, 34,. 35 и 36 перестанут взаимодействовать, сигнал от тензодатчиков 42 станет ниже величины

t0 U „ и под действием пружины 46 золотник 41 снова возвратится в крайнее правое положение, что вызывает включение муфт блокировки 19 и 20, а реактивные моменты будут опять пе15 редаваться на картер 4 заднего моста 3. В случае падения давления в напорной магистрали гидрозамки 48 не позволят отключиться муфтам блокировки 19 и 20 и транспортное средство сможет продолжать движение.

Фиг. 2

1172761

1172761

Составитель С. Белоусько

Редактор М. Дылын Техред Л.Мартяшова Корректор О. Тигор

Заказ 4962/16 Тираж 650 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент",, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Транспортное средство Транспортное средство Транспортное средство Транспортное средство Транспортное средство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности, к трансмиссиям тракторных средств

Изобретение относится к сельскохозяйственному и транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к трансмиссиям автомобилей, тракторов, строительных машин

Изобретение относится к приводу оси колес и поворотным рычагам подвесок, в частности к устройству обеспечения поворота моста вокруг своей поперечной оси для компенсации поворота моста вокруг продольной оси при пересечении неровностей

Изобретение относится к самоходным дорожным транспортным средствам

Изобретение относится к колесным транспортным средствам, а именно к их трансмиссиям

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкции колес
Наверх