Устройство для испытания подшипников скольжения

 

Изобретение относится к области машиностроения и позволяет повысить долговечность испытаний подшипников скольжения -при возвратно-вращательном движении. Рама 8 выполнена в виле кольца и установлена на одной оси с испытуемым подтипни ком 3. На наружной цилиндрической поверхности рамы 8 с помощью устройств 10 и 11 шарнирно закреплены два гибких элемента 12 и 13, причем гибкий элемент 13 намотан на раму 8 по часовой стрелке, а элемент 12 - против часовой стрелки, при этом оси гибких элементов 12 и 13 скрещены в пространстве между рамой 8 и барабаном. Гибкие элементы 12 и 13 могут быть вьшолнены в виде цепи. На наружной поверхности барабана вьтолнена спиральная звездочка с шагом спирали, равным ширине цепи. 2 з.п. ф-лы,8 ил. S (Л puef

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

2 А1

П9) (И> с%0 4 G 01 И 13 04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1

1 ь ч

ГССУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3811871/25-27 (22) 16.11,84 . (46) 15.08.86ю Бюл. Ф 30 (71) Николаевский ордена Трудового

Красного Энамеии кораблестроительный институт им. адм. С.О.Макарова (72) С.Н.Соловьев, В.П.Шеремет, С,Г.Бирюков и В.А.Мозолюк (53) 621.822.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 714205, кл. G 01 М 13/04, 1977. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЪ|ТАНИЯ ПОДйИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к области машиностроения и позволяет повысить долговечность испытаний подшипников скольжения при возвратно-вращательном движении. Рама 8 выполнена в виле кольца и установлена на одной оси с испытуемым подшипником 3. На наружной цилиндрической поверхности рамы 8 с помощью устройств 10 и

11 шарнирно закреплены два гибких элемента 12 и 13, причем гибкий элемент 13 намотан на раму 8 по часовой стрелке, а элемент 12 — против часовой стрелки, при этом оси гибких элементов 12 и 13 скрещены в пространстве между рамой 8 и барабаном.

Гибкие элементы 12 и 13 могут быть выполнены в виде цепи. На наружной поверхности барабана выполнена спиральная звездочка с шагом спирали, . ф равным ширине цепи. 2 э.п. ф-лы,8 ил.

1 125

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для испытания подшипников скольжения при возвратно-вращательном дви0882

В качестве гибкого элемента может быть использован трос, канат, ремень, лента и т.д. Источники движения могут быть любого известного типа: электродвигатели переменного или постоянного тока, гидромотор, гидроцилиндр и др.

Согласно фиг. 3 средство регистрации момента трения содержит тензобал1О ку 16, установленную между станиной и лыской 17 вала 2. В тензобалке

16 выполнены окна 18, в которых наклеены тензодатчики 19. Контакт между валом 2 и тензобалкой 16 осуществля-!

5 ется через ролики 20, установленные в выемках тензобалки 16, причем ось симметрии тензодатчикон 19 является одновременно и осью симметрии роликов 20. Вал 2 установлен в станине 1 .20 по посадке с гарантированным зазором, а средства 7 регистрации момента трения препятствуют повороту вала 2 вокруг своей оси под действием сил трения в испытуемом подшипнике 3.

25 Согласно фиг, 4 и 5 узел шарнирного крепления содержит кольцо 21, жестко закрепленное на наружной цилиндрической поверхности рамы 8. В кольцо 21 вставлено подвижное кольцо

30 22, к которому жестко прикреплен гибкий элемент 12 (13).

? 2ПК вЂ” — —

360 жении.

Цель изобретения — повышение достоверности результатов испытаний путем расширения диапазона углов поворота и приближение условий испытаний подшйпника к реальным условиям работы путем сохранения скорости подшипника постоянной н течение цикла качения, На фиг. 1 дано предлагаемое устройство для испьггания подшипников, общий вид; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1, на фиг. 3 — вид Б на фиг. 2, на фиг ° 4 — вариант шарнирного крепления гибкого элемента на раме; на фиг. 5 — вид В на фиг. 4, на фиг„.6 вариант выполнения устройства; на фиг. 7 — Разрез Г-Г на фиг, 6; на фиг. 8 — вариант выполнения устройства при использовании гибкого элемента в виде цепи.

Устройство содержит станину 1 (фиг. !), жестко закрепленный на станине вал 2 с шейками для установки испытуемых подшипников 3, обоймы

4 для установки корпусов 5 испытуемых подшипников, механизм 6 радиального нагружения и средство 7 регистрации момента трения, механизм возвратновращательного движения содержит раму 8, выполненную н ниде кольца, установленную на одной оси с испытуемым подшиником 3. Рама 8 с помощью ребер 9 жестко соединена с обоймой 4, На наружной цилиндрической поверхности рамы 8, с помощью усгройств tO и 11, шарнирно закреплены два гибких элемента 12 и 13, причем гибкий элемент 13 намотан на раму 8 по часовой стрелке, а гибкий элемент 12 — против часовой стрелки. Свободные концы гибких элементов 12 и 13 соединены соответственно с источниками 14 и !5 движения. Длина намотки гибких элементов на раму ныбрана из соотношения где R — радиус наружной цилиндрической поверхности рамы", <1

<, — требуемый угол поворота испытуемого подшипника, соответственно по и против часовой стрелки.

Согласно фиг. 6 для уменьшения массогабаритных показателей свободные концы гибких элементов 12 и 13 могут быть закреплены на наружной поверхности барабана 23, соединенного с реверсивным источником 24 движения, например электродвигателем постоянного тока, Оси гибких

40 элементов 12 и 13 скрещиваются между рамой 8 и барабаном 23. Нагружающее устройство 6 содержит поршень 25.

Согласно фиг. 8 гибкие элементы

12 и 13 могут быть выполнены, в виде

45 цепи, например, втулочной, роликовой, или фасоннозвенной. На наружной поверхности барабана 23 выполнена спиральная звездочка 26 с шагом спирали t, равным ширине цепи.

Устройство работает следующим образом.

Испытуемый подшипник 3 с корпусом

5 и обоймой 4 устанавливают на вал

2. К подшипнику 3 прикладывается радиальная нагрузка поршня 25 нагружающего устройства 6, При включении источника 14 движения он сообщает гибкому элементу 12, соединенному с

1250882 4 точником 24 движения, при этом отпадает необходимость в двух источниках движения, что уменьшает массогабаритные показатели.

Работа устройства при выполнении гибких элементов 12 и 13 в виде цепи протекает аналогично указанному.

Измерение момента трения в испытуемых подшипниках 3 производится с

1О помощью элементов 7. следующим обраним, скорость постоянной величины и направления. Гибкий элемент 12 начинает сматываться с рамы 8 е.ïîñ тоянной скоростью. На гибком элемен те 12 возникает тяговое усилие, которое заставляет раму 8 и жестко соединенную с рамой обойму 4 с установленным в ней испытуемым подшипником 3 вращаться против часовой стрелки. При этом гибкий элемент 13 наматывается на раму 8. Регулирование угла поворота d испытуемого подшипника 3 производится путем установки конечных выключателей .на ободе рамы 8 (не показаны), а так . 15 как оси рамы и подшипника совпадают, то совпадают и их углы поворота. При достижении заданного угла поворота против часовой стрелки d срабаты1 вает конечный выключатель, источник ZO

14 движения выключается, а включается источник 15 движения.

Источник 15 движения сообщает гибкому элементу 13, соединенному с ним, скорость постоянной величины и 25 на*равления. Гибкий элемент 13 на1 чинает сматываться с рамы 8 с постоянной скоростью. На гибком элементе 13 возникает тяговое усилие, которое заставляет раму 8 (испытуемый подшипник 3) вращаться по часовой стрелке. Гибкий элемент 12 при этом наматывается на раму 8. При достижении заданного угла поворота по чаd совой стрелке d срабатывает конечный выключатель, источник 15 движения выключается, и включается источник 14 движения. На этом заканчивается полный цикл качения, который затем повторяется заданное количество 4О раз аналогично указанному. Углы поо C ворота d, и. d, могут быть как равным14, так и не совпадать и принимать о любое значение как в пределах 0-360 так и более 360 . Величина углов по- 45 ворота испытуемого подшипника определяется только длиной намотки 3 гибких элементов 12 и 13 на раму 8.

При закреплении свободных концов гибких элементов 12 и 13 на ба- 50 рабане 23 работа устройства протекает аналогично указанному. Ввиду того, что осн гибких элем нтов скрещены, то при наматывании одного из гибких элементов на барабан 23, второй 55 гибкий элемент с него сматывается.

Изменение направления вращения барабана 23 производится реверсивным исзом.

При вращении испытуемого подшипни. ка 3 возникающий момент трения И, стремится повернуть вал 2, установленный в станине 1 по посадке с га-. рантированным зазором. Однако этому препятствует тензобалка 16 с роликами

20, установленная между лысками 17 на валу 2 и станиной 1 (Лиг. 6). Возникающие под действием М,р напряжения в тензобалке 16 фиксируются тензодатчиками 19, установленными в окнах 18, Сигнал с тензодатчиков передается на измерительную аппаратуру. Перед проведением испытаний тензобалка с роликами предварительно тарируется.Применение двух пар роликов и тензодатчиков обеспечивает измерение М, при обоих направлениях вращения подшипников 3.

Предлагаемое устройство позволяет приблизить испытания подшипников к реальным условиям работы путем сохранения скорости испьгтуемых подшилников постоянной в течение цикла качения и расширить диапазон углов поворота при проведении испытаний

Формула изобретения

1. Устройство для испытания подшипников скольжения, содержащее станину, жесткс закреютенный на станине вал с шейками для установки испытуемых подшипников, механизм радиального нагружения, средство регистрации момента трения и механизм воэвратновращательного движения, включающий привод и средство связи последнего с рамой, установленной на одной оси с шейкой вала для установки испытуемого подшипника и жестко соединенной с сбоймами для установки корпусов испьггуемых подшипников, о т л и ч аю щ е е с я тем, что, с целью повышения достоверности реэультатон ис-, пытаний, рама в сечении, перпендикулярном оси шейки вала Ллн установки испытуемого подшипника, вь нс лн на в

12 )088? форме кольца, образующая которого параллельна упомянутой оси шейки вала, а средство связи выполнено в виде двух гибких элементов, один из которых намотан на раму по часовой стрелке, а второй - против часовой стрелки.

2. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е.е с я тем, что привод выполнен в виде барабана и соединенного с ним реверсивного источника движения, причем оси гибких элементов скрещены в пространстве между рамой и барабаном.

3. Устройство по и. 2, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что гибкие элементы выполнены в виде цепи, а на наружной поверхности барабана выпол10 нена спиральная звездочка с шагом спирали, равным ширине цепи.

22

22

12

1250882

Вид Б

19

16

78

Вид В

I250882

Фиа6

Г-Г и

1250882

Составитель В. Городничев

Техред В.Кадар Корректор В. Бутяга

Редактор С,Лисина

Тираж 778 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР о делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Рауиская наб., д. 4(5

Заказ 4400/36

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для испытания подшипников скольжения Устройство для испытания подшипников скольжения Устройство для испытания подшипников скольжения Устройство для испытания подшипников скольжения Устройство для испытания подшипников скольжения Устройство для испытания подшипников скольжения Устройство для испытания подшипников скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области диагностирования состояния деталей машин и позволяет повысить точность контроля состояния силовых радиально-опорных подшипников качения

Изобретение относится к подшипниковой пpo fыuшeннocти и позволяет расширить технологические возможности при испытаниях подшипников

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и позволяет увеличить .достоверность результатов испытаний

Изобретение относится к машиностроению , позволяет упростить конструкцию стенда при испытании подшипников скольжения в экстремальных условиях и уменьшить металлоемкость за счет выполнения нагрузочного устройства поворотным

Изобретение относится к области машиностроения и позволяет стабилизировать величину предварительного натяга в собранной подшипниковой опоре за счет приработки поверхностей качения подшипников

Изобретение относится к контролю технического состояния подщипникового узла и позволяет повысить точность контроля подшипниковых узлов за счет учета зазора в подшипниковом узле

Изобретение относится к области диагностики состояния деталей машин и позволяет повысить точность контроля каждого шарикоподшипника в собранном двигателе

Изобретение относится к диагностированию подшипников скольжения роторных машин и позволяет повысить .качество вибрационной.диагностики подшипников скольжения

Изобретение относится к области диагностики подшипников качения и позволяет повысить достоверность результатов контроля состояния подшипников

Изобретение относится к подавшниковой промыпшенности и позволяет повысить качество оценки работоспособности подшипников качения

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх