Способ диагностики подшипников скольжения роторных машин

 

Изобретение относится к диагностированию подшипников скольжения роторных машин и позволяет повысить .качество вибрационной.диагностики подшипников скольжения. Моменты возникновения контактов между цапфой вала и вкладышем подшипника регистрируются датчиком вибрации корпуса. В плоскости, перпендикулярной оси вала, в корпусе подшипника установлены два датчика относительной вибрации. Последние преобразуют колебания вала в электрические сигналы, пропорциональные перемещению вала по оси установки датчика. Это позволяет определить координаты положения центра вала относительно корпуса подшипника в любой момент времени. 2 ип. (Л -ч1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (д) 4 G 01 М 13/04

30""() 1 " "

11, ; е;Ф

Т1 :. У -

1ЮИИМВТЕ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМ .Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA (21) 3863386/25-27 (22) 07.01.85 (46) 30.07.86; Бюл. N 28 (71) Сибирский научно-исследовательский институт нефтяной промышленности (72) М.Н.Сафиуллин, А.С.Матвеев, E.È.Çþðêàëîâ и В.В.Заякин (53) 658.562.012.7(088.8) . (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 1038819, кл. G 01 М 13/04, 1982. (54) СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПОДШИПНИКОВ

СКОЛЬЖЕНИЯ РОТОРНЫХ МАШИН (57) Изобретение относится к днагностированию подшипников скольжения ро„,SU„„1247707 А1 торных машин и позволяет повысить качество вибрационной диагностики подшипников скольжения. Моменты возникновения контактов между цапфой вала и вкладышем подшипника регистрируются датчиком вибрации корпуса. В плоскости, перпендикулярной оси вала, в корпусе подшипника установлены два датчика относительной вибрации. Пос.ледние преобразуют колебания вала в электрические сигналы, пропорциональ . ные перемещению вала по оси установки датчика. Это позволяет определить координаты положения центра вала относительно корпуса подшипника в любой момент времени. 2 ил.! I 2477

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для диагностики подшипников скольжения.

Цель изобретения — повышение качества диагностики.

На фиг.1 показана блок-схема устройства для реализации предлагаемого способа; на фиг ° 2 — траектория движения центра вала и ее огибающая. l0

Устройство для реализации способа состоит из двух датчиков относительной вибрации (вибродатчиков) 1 и 2, установленных в плоскости, перпендикулярной оси вала 3, в корпусе 4 под- 15 шипиикового узла, нормализующих усиЛителей 5 и 6, блока 7 построения огибающей,,датчика 8 вибрации корпуса подшипника, нормализующего усилителя 9 и детектора 10. 20

Датчики относительной вибрации I и 2 соединены с входами усилителей 5 и 6, выходы которых соединены с входами Х и Y блока 7 построения огибающей. Датчик 8 вибрации корпуса 4 под- 25 шипника соединен с усилителем 9, выход которого соединен с входом детектора 10 ° С выхода детектора 10 сигнал поступает на вход управления блока 7. 30

Способ осуществляется следующим образом.

Во время работы роторной машины вал вращается и совершает колебания вокРуг центра вращения, про этом 35 центр вала описывает некоторую траекторию Т. Вибродатчики 1 и 2 преобразуют колебания вала 3 в электрические сигналы, пропорциональные перемещению вала по оси установки датчи- 40 ка, позволяя при этом определять координаты положения центра вала относительно корпуса подшипника в любой момент времени.

Диагностирование подшипника сколь- 45 жения производят при возникновении неустановившегося режима работы роторной машины, т.е. в период пуска или остановки машины. При включении электродвигателя период набора валом

1 оборотов и выход на установившийся режим работы составляет 10-16 с и достаточен для проведения процесса диагностирования. При неустановившемся режиме работы роторной машины возникают контакты цапфы вала и вкладыша подшипникового узла. Моменты возникновения регистрируются датчиком 8

07 2 вибрации корпуса 4 подшипникового узла как всплески абсолютной вибрации корпуса, сигнал усиливается нормалиэукнцим усилителем 9 и подается на вход детектора 10, который формирует управляющий синхроимпульс.

Сигналы с датчиков 1 и 2 усиливаются усилителями 5 и 6 и подаются на входы Х и Y блока 7 построения огибающей, например, запоминающего осциллографа. В момент возникновения контактов между цапфой вала и вкладышем подшипникового узла на вход управления блока 7 подается управляющий синхроимпульс, при этом регистрируют координаты положения центра вала. Вследствие того, что размах колебаний вала ограничен рабочей поверхностью вкладыша подшипникового узла, то огибающая траектории движения центра вала, построенная через зарегистрированные в момент возникновения контактов координаты положения центра, является геометрическим местом точек положения центра вала при касании цапфы вала и вкладыша подшипникового узла.

Временная развертка сигнала с датчика 1 представлена кривой Х;; с датчика 2 — кривой Y„ . Сигнал с датчика вибрации 8 корпуса 4 подшипника представлен кривой К, после детектирования сигнал имеет вид D, Точки кривой Х„,и Y„,, соответствующие синхроимпульсам детектора 10, являются координатами полоя ения центра вала в момент контакта цапфы вала и вкладьппа подшипника. С помощью блока 7 строят огибающую М траектории движения центра вала Т через эти точки, и находят ее геометрический центр О. Расстояние R от центра 0 до огибающей равно радиальному зазору между цапфой вала и вкладьппем подшипника.

Анализируя построенную огибающую„ можно определить зазоры в подшипниковом узле во всех интересующих нас направлениях без остановки роторной машины и разбора подшипника. Зарегистрировав огибающую и проводя через определенные промежутки времени диагностирование роторной машины согласно предлагаемому способу, можно определять износ вкладыша подшипника по приращению Ю расстояния между геометрическим центром 0 и огибающей и направление износа, что поз1247 воляет с достаточной степенью достоверности ставить диагноз техническому состоянию и работоспособности роторной машины без ее остановки и разбора. 5

Предлагаемый способ диагностирования роторных машин имеет- важное значение в народном хозяйстве, в част- . ности в решении задачи повышения работоспособности центробежных насосов 1О и компрессоров, применяемых в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности.

707 4

Формула изобретения

Способ диагностики подшипников скольжения роторных машин, заключающийся в регистрации радиальных колебаний вращающегося вала с последующей диагностикой подшипников по этим колебаниям, отличающийся тем, что, с целью повышения качества, в неустановившемся режиме регистри.руют в момент механического контакта цапфы и подшипника координаты положения центра вала. фцг. f

1247707

Составитель И.Баранов

Техред О.Гортвай

Редактор С.Лисина

Корректор С.1Пекмар

Заказ 4114/40

Тиралс 778

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ултород, ул. Проектная, 4

Способ диагностики подшипников скольжения роторных машин Способ диагностики подшипников скольжения роторных машин Способ диагностики подшипников скольжения роторных машин Способ диагностики подшипников скольжения роторных машин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области диагностики подшипников качения и позволяет повысить достоверность результатов контроля состояния подшипников

Изобретение относится к подавшниковой промыпшенности и позволяет повысить качество оценки работоспособности подшипников качения

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в приборостроении и машиностроении при определении состояния опор различных приборов и механизмов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для контроля качества сдваивания шарикоподшипников

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для диагностики систем трения качения

Изобретение относится к измерительной технике и может быть исполь- ЗОВ6ШО для определения момента трения в подшипниковых узлах

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх