Устройство для определения верхней мертвой точки двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение относится к средствам для диагностирования и испытания двигателей внутреннего сгорания и является усовершенствованием изобретения по авт. св. № 739979. Целью изобретения является расширение области применения устройства. Индукционный датчик через усилитель подключен к одному из входов первого компаратора и к входу пикового детектора . С другим входом первого компаратора связан выход делителя напряжения С выходом первого компаратора соединен один из входов триггера, другой вход - с выходом первого формирователя импульсов, а первый выход - с входом управления первого ключа. Между выходом пикового детектора и входом делителя напряжения включен динамический запоминающий элемент. Один из входов первого элемента сборки соединен с выходом управляемого генератора импульсов, управляющий вход которого подключен к выходу первого ключа и к другому входу первого элемента сборки, выход которого непосредственно соединен с входом управления динамического запоминающего элемента и через первый формирователь импульсов - с входом управления пикового детектора . Выход усилителя подключен дополнительно к одному из входов второго компаратора, на другой вход которого подан нулевой потенциал, а выход - через второй формирователь импульсов подсоединен к входу первого ключа. При прохождении мимо индукционного датчика метки, расположенной на маховике двигателя и соответствующей верхней мертвой точке (ВМТ) одного из поршней двигателя, в датчике генерируется двухполярный сигнал синусоидальной формы. Устройство формирует отметку ВМТ в момент перехода сигнала из одной полярности в другую через нулевой потенциал. Введение в устройство второго, третьего и четвертого ключей, генератора импульсов опорной частоты, суммирующего и вычитающего счетчиков, формирователя управляющих сигналов, одновибратора, второго элемента сборки позволяет формировать импульсы отметок ВМТ как при прохождении мимо индукционного датчика одной отметки за оборот коленчатого вала , так и отметки ВМТ, образованной пропуском или укорочением одной из большого числа угловых отметок, т.е. расширить область применения устройства . 1 ил. с S Ш РО

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) А2 (51) 4 0 01 М 15/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 739979 (21) 3853105/25-06 (22) 11. 02. 85 (46) 07.09.86. Бюл № 33 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт электроизмерительных приборов и Ленинградский ордена Ленина электротехнический институт им. В.И.Ульянова (Ленина) (72) P.À.Áèêååâà, P.À.Èâàøåâ, Г.Ф.Морозов и В.П.Семенов (53) 621.43.001.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 739979, кл. G 0 1 M 15/00, 1978. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕРХНЕЙ МЕРТВОЙ ТОЧКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение относится к средствам для диагностирования и испытания двигателей внутреннего сгорания и является усовершенствованием изобретения по авт. св. ¹ 739979. Целью изобретения является расширение области применения устройства. Индукционный датчик через усилитель подключен к одному из входов первого компаратора и к входу пикового детектора. С другим входом первого компаратора связан выход делителя напряжения

С выходом первого компаратора соединен один из входов триггера, другой вход — с выходом первого формирователя импупьсов, а первый выход — с входом управления первого ключа. Между выходом пикового детектора и входом делителя напряжения включен динамический запоминающий элемент. Один из входов первого элемента сборки соединен с выходом управляемогб генератора импульсов, управляющий вход которого подключен к выходу первого ключа и к другому входу первого элемента сборки, выход которого непосредственно соединен с входом управления динамического запоминающего элемента и через первый формирователь импульсов— с входом управления пикового детектора. Выход усилителя подключен дополнительно к одному из входов второго компаратора, на другой вход которого подан нулевой потенциал, а выход— через второй формирователь импульсов подсоединен к входу первого ключа.

При прохождении мимо индукционного датчика метки, расположенной на маховике двигателя и соответствующей верхней мертвой точке (ВГ1Т) одного из поршней двигателя, в датчике генерируется двухполярный сигнал синусоидальной формы. Устройство формирует отметку ВМТ в момент перехода сигнала нз одной полярности в другую через нулевой потенциал. Введение в устройство второго, третьего и четвертого ключей, генератора импульсов опорной частоты, суммирующего и вычитающего счетчиков, формирователя управляющих сигналов, одновибратор"., второго элемента сборки позволяет формировать импульсы отметок BMT как при прохожденни мимо индукционного датчика одной отметки за оборот коленчатого вала, так и отметки ВМТ, образованной пропуском или укорочением одной иэ большого числа угловых отметок, т.е. расширить область применения устройства. 1 ил.

1255888

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано в электронных приборах, предназначенных для исследования, испытания и диагностики двигателей внутреннего сгорания.

Целью изобретения является расширение области применения устройства.

На чертеже представлена структурная электрическая схема предлагаемого устройства.

Устройство содержит индукционный датчик 1, выход которого подключен к усилителю 2 . Выход последнего через последовательно соединенные пиковый детектор 3, динамический запоминающий элемент 4 и делитель 5 связан с одним из входов первого компаратора 6 и непосредственно с другим его входом и с одним из входов второго компаратора 7. Выход первого компаратора 6 подключен к одному из входов триггера 8. Выход второго компаратора 7 через формирователь 9 импульсов связан с входом первого ключа 10, вход управления которого подключен к первому выходу триггера 8. Выход первого ключа 10 соединен с управляющим входом управляемого генератора 11 импулЬсов и с одним.из входов первого элемента 12 сборки, другой вход которого соединен с выходом генератора 11, а выход первого элемента 12 сборки связан непосредственно с входом управления динамического запоми, нающего элемента 4 и через формирователь 13 импульсов — -с входом управления пикового детектора 3. Позицией 14 обозначен вход компаратора 7, на который подан нулевой потенциал.

В устройство введены второй, третий и четвертый ключи 15 — 17, генератор 18 импульсов опорной частоты, суммирующий и вычитающий счетчики 19 и 20, формирователь 21 управляющих сигналов, одновибратор 22 и второй элемент 23 сборки.

Вход ключа 15 соединен с выходом ключа 10 и первым входом формирователя 21, второй вход которого соединен с выходом генератора 18 и со счетными входами счетчиков 19 и 20, первый выход — с входом управления счетчика 20, а второй выход с входом управления счетчика 19 и с первым входом управления ключа 16.

Кодовый выход счетчика 19 соединен с кодовым входом счетчика 20, 15

50 выход которого соединен с входом ключа 16. Второй вход управления ключа 16 соединен с выходом управляемого генератора 11, а выход — с входом ключа 17, вход управления которого соединен с вторым выходом триггера 8.

Выход ключа 17 соединен через одновибратор 22 с входом управления ключа 15 и непосредственно — с первым входом элемента 23 сборки, второй вход которого соединен с выходом ключа 15. Позицией 24 обозначен выход устройства.

Датчик 1 при прохождении мимо него зубцов маховика или металлических штифтов, закрепленных на ободе маховика, или отверстий в маховике вырабатывает двухполярные сигналы синусоидальной формы. Конструкция индукционных датчиков частоты вращения широко известна.

Усилитель 2 осуществляет усиление сигнала датчика 1 и может быть выполнен на базе определенного усилителя, например микросхеме серии К140.

Конструкции пикового детектора (амплитудный выпрямитель) 3 и динамического запоминающего элемента (устройство выборки и хранения анало- " гового сигнала) 4 известны, они могут быть выполнены на базе операционных усилителей серии К140.

Делитель 5 представляет собой резистивный делитель напряжения.

Компараторы 6 и 7 могут быть реализованы, например, на микросхемах типа К554СА2.

Триггер 8, формирователи 9 и 13, ключи 10, 15 и 17, элементы 12 и 23 могут быть построены на логических интегральных схемах, например, серии

К155.

Ключ 16-импульсного типа может быть выпопнен в виде триггера, входы которого служат входами управления, а выход триггера управляет одним из входов логического элемента И.

Управляемый генератор, 11 может быть выполнен в виде мультивибратора, параллельно конденсатору времязадающей цепи которого подключен ключевой каскад. При подаче импульса на вход управления последнего конденсатор разряжается, и колебания мультивибратора срываются. Мультивибратор может быть выполнен, например, на микросхеме интегрального таймера типа

KP 1 106ВИ1 .

1255888

Генератор 18 импульсов опорной ! частоты представляет собой мультивибратор, который также может быть реализован на микросхеме интегрального таймера. 5

Суммирующий и вычитающий счетчики 19 и 20 могут быть реализованы на микросхемах серии К155, например, соответственно типов К155ИЕ5 и К155ИЕ7.

Формирователь 21 при поступлении импульса на его первый вход срабатывает и в паузе между импульсами на

его втором входе вырабатывает на первом и втором выходах последовательно 15 по одному короткому импульсу. Формирователь 21 может быть построен на базе двух последовательно соединенных одновибраторов, причем первый одновибратор должен быть снабжен цепью управления входом запуска.

В микросхемном исполнении формирователь 21 может быть реализован на одновибраторах с логическим элементом на входе типа К155АГ1.

Конструкция одновибратора 22 должна обеспечивать возможность его повторного запуска. Оцновибратор 22 может быть реализован на микросхеме аналогичного назначения типа К155АГЗ.ЗО

Устройство работает следующим образом.

Пусть двигатель находится в нерабочем состоянии. В этом случае сигнал на выходе датчика 1, на выходе усилителя 2 и, следовательно, на входах пикового детектора 3 и компараторов 6 и 7 отсутствует. Генератор 11 формирует импульсы с частотой следования f . Импульс, появляющийся на выходе генератора 11, поступает на вход управления ключа 16 и через элемент 12 сборки на вход управления динамического запоминающего элемента 4.

При этом ключ 16 блокируется, а эле- мент 4 устанавливается в режим выборки сигнала с выхода детектора 3. По срезу импульса генератора 11 срабатывает формирователь 13, который сбрасывает детектор 3 в исходное нулевое состояние и переводит триггер 8 в нулевое состояние, при котором ключ 10 закрыт, а ключ 17 открыт. Одновременно по срезу импульса генератора 11 элемент 4 переходит в режим хранения уровня сигнала, установившегося на выходе детектора 3 к моменту его сброса. Уровень сигнала, зафиксированный

«а 4, уменьшается в К раз с помощью делителя 5 и по1 ступает на один из входов компаратора 6. Поскольку в данном случае сигнал на выходе усилителя 2 отсутствует, то на выходах детектора 3, элемента 4 и делителя 5 на обоих входах компаратора 6 устанавливается нулевой потенциал. При этом компаратор 6 по одному из входов смещен так, что независимо от уровня шумов схемы сигнал на его выходе имеет нулевой уровень и, следовательно, триггер 8 остается в исходном нулевом состоянии, соответствующем закрытому состоянию ключа 10 и открытому состоянию ключа 17. На обоих входах компаратора 7 потенциалы также равны нулю. Вследствие внутренних шумов схемы и дрейфа смещения компаратора 7 последний может срабатывать и вызывать в свою очередь срабатывание формирователя 9. Однако, поскольку ключ 10 закрыт, сигнал на входах ключа 15 и формирователя 21 отсутствует. Соответственно отсутствуют импульсы на входах управления суммирующего и вычитающего счетчиков 19 и 20. В результате счета импульсов генератора 18 на выходе счетчика 20 формируются импульсы переноса. Однако, поскольку ключ 16 закрыт, импульсы на его выходе и, следовательно, на выходе 24 отсутствуют.

Пусть двигатель работает на заданном скоростном режиме, которому соответствует на выходе датчика 1 частота сигнала f„>f . Пусть на выходе датчика 1 появляется импульс положительной полярности, возникающий при прохождении мимо датчика 1 отметки на маховике двигателя. В момент появления импульса на выходе усилителя 2 компараторы 6 и 7 срабатывают. При этом на выходе компаратора 6 появляется сигнал, устанавливающий триггер 8 в единичное состояние, при котором ключ 10 открывается, а ключ 17 блокируется. В некоторый момент времени на выходе детектора 3 фиксируется уровень сигнала 7„„, соответствующий амплитудному значению появившегося импульса. В момент прохождения середины отметки мимо датчика 1 сигнал на его выходе переходит через нулевой уровень, что вызывает обратное срабатывание компараторов 6

3 12558 и 7; По срезу импульса компаратора 7 срабатывает формирователь 9, который формирует короткий импульс, проходящий через открытый ключ 10 на входы ключа 15 и формирователя 21. Одновременно импульс с выхода ключа 10 поступает на управляющий вход генератора 11, "срывая" его очередное колебание, и" на вход элемента 12. Сигнал с выхода последнего поступает на !О управляющий вход элемента 4, переводя его в режим выборки сигнала V ,с выхода детектора 3. По срезу импульса формирователя 9 срабатывает формирователь 13, устанавливая триггер 8 в исходное нулевое состояние.

:При э гом ключ 10 блокируется, а ключ 17 открывается. Одновременно импульс с выхода формирователя 13 поступает на управляющий вход детек- 20 тора 3, устанавливая его в исход-ное нулевое состояние. На выходе элемента 4 фиксируется уровен:ь V сигВ нала, а на входе компаратора 6, IIopключенном к выходу делителя 5, — по- 25 роговый уровень, равный V,/К .

Таким образом, в результате рассмотренного процесса на входе компаратора 6 автоматически устанавливается. Пороговый уровень, пропорцпопаль- ЭО ный амплитуде сигнала отметки, а на выходе ключа 10 в момент обратного срабатывания компаратора 7 формируется короткий импульс. Фронт этого импульса соответствует моменту изменения полярности сигнала отметки„ поскольку порог срабатывания коипаратора 7 устанавливаегся постоянным и равным нулю. При этом ключ 17 блокируется на интервал времени между мо- @„ ментами срабатывания компаратора б и появления среза импульса формирователя 9. Длительность импупьса формирователя 9 выбрана так, что превышает длительность двух периодов следо- 4g вания импульсов генератора 18, Процесс повторяется, если амплитуда следующего импульса на выходе усилителя 2 превышает пороговый уровень компаратора 6. При этом формиру-50 ется новый уровень порога срабать1вания этого компаратора. Компаратор 6 не срабатывает и соответственпо импульс на выходе ключа 10 не формируется, если амплитуда следующего сиг.) ,нала на выходе усилителя 2 меньше порсгового уровня. При этом значение порогового уровня не изменяется, триг88 ф гер 8 не срабатывает и ключ 17 остается в открытом состоянии.

Таким образом, при работающем двигателе на выходе ключа 10 и, следовательно, на входах ключа 15 и формирователя 21 образуются импульсы частотой f„. При появлении очередного импульса этой частоты формирователь 21 срабатывает по фронту этого импульса и в паузе между импульсами генератора 18 формирует на первом и втором выходах последовательно по од ому короткому импульсу.

Импульс, появляющийся на первом выходе формирователя 21, поступает на вход записи вычитающего счетчика 20.

Код, зафиксированный к этому моменту в суммирующем счетчике 19, запис»IDaeòñÿ в счетчик 20. Импульс, появляющийся на втором выходе формирователя 21, поступает на вход сброса счетчика 19 и устанавливает последний в исходное нулевое состояние.

Одновременно этот импульс поступает на вход управления ключа 16, и по" следний разблокируется. Рассмотренный процесс повторяется при появлении

I каждого импульса на выходе ключа 10. В результате к моменту появления импульса на первом выходе формирова-.åëÿ 21 в счетчике 19 фиксируется число, пропорциональное периоду следования импульсов частотой fz, и это .исло переписывается в счетчик 20.

Б паузе импульсов частотой f число в счетчике 20 уменьшается и через г интервал времени, равный периоду импульсов частотой f, счетчик 20 обнуляется, и на его выходе переноса формируется импульс, поступаюший через разблокированный ключ 16 на вход ключа 17,, управляемого сигналом триггера 8.

Если в момент обнуления счетчика 20 ключ 17 открыт, то импульс с выхода переноса счетчика 20 проходит через элемент 23 на выход 24 устройства и одновременно запускает одпонибратор 22. Последний формирует импульс, блокирующий ключ 15. Если при этом период импульсов запуска меньше длительности. импульса, формируемого одновибратором 22, то последний запускается повторно, сигнал на его выходе остается постоянным и ключ 15 также постоянно заблокирован.

Пусть датчик 1 установле II против махоьика, имеющего одну отметку, се1255888 редина которой соответствует верхней мертвой точке (в.м.т.). Тогда процесс формирования импульса на выходе ключа 10 осуществляется периодически с частотой f прохождения отметок 5 в.м.т. мимо датчика 1, равной частоте вращения коленчатого вала двигателя. Также периодически в момент формирования импульса переноса на выходе счетчика 20 ключ 17 оказывает- О ся заблокированным, одновибратор 22 не срабатывает, и ключ 15 остается в открытом состоянии. Импульс с выхода ключа 10, формируемый в момент прохождения мимо датчика 1 середины 15 отметки в.м.т., проходит через ключ 15 и элемент 23 на выход 24 устройства.

Пусть датчик 1 установлен против маховика, имеющего z угловых отметок, 2О а отметка в.м.т. образуется путем пропуска одной угловой отметки. Тогда процесс формирования импульса на выходе ключа 10 осуществляется периодически с частотой f, кратной я раз частоте вращения коленчатого вала двигателя, и нарушается при пропуске угловой отметки, соответствующей моменту прохождения в.м.т. Также периодически в моменты появления угловых ЗО отметок ключ 17 оказывается по прежнему заблокированным и остается в от-. крытом состоянии в момент прохожде1ния в.м.т. Импульс, образующийся в этот момент на выходе переноса счетчика 20, проходит через разблокированные ключи 16 и 17 и эле— мент 23 на выход 24 устройства и одновременно запускает одновибратор 22.

Импульс, образующийся на выходе по- !о следнего, блокирует ключ 15. Запуск одновибратора 22 осуществляется периодически с частотой, равной частоте вращения коленчатого вала двигателя. Постоянная времязадающей цепи одновибратора 22 выбрана так, что длительность формируемого им импульса превышает максимальное значение периода следования импульсов запуска в рабочем диапазоне частот вращения коленчатого вала двигателя. В результате одновибратор 22 всякий раз эаПускается повторно до окончания процесса формирования выходного импульса, и сигнал на выходе одновибра-g5 тора остается постоянным. Соответственно ключ 15 заблокирован постоянно при любом значении рабочей часто а. вращения коленчатого зала, и импульсы угловых меток, образующиеся на выходе ключа 10, на выход устройства не проходят. В результате на выход 24 устройства поступают только импульсы переноса счетчика 20, образующиеся в моменты прохождения в.м.т.

Аналогично осуществляется процесс формирования импульса в.м.т. на выходе 24 устройства, если датчик I установлен против зубцов маховика, один из которых, соответствующий положению в.м.т., укорочен по высоте. При этом амплитуда двухполярного импульса, образующегося при прохождении мимо датчика 1 укороченного зубца, меньше порогового уровня .на входе компаратора 6..В результате компаратор 6 и соответственно триггер 8 не срабатывают, ключ 17 оказывается разблокированным, и на выход 24 устройства проходит импульс переноса счетчика 20. формула изобретения

Устройство для определения верхней мертвой точки двигателя внутрен- него сгорания по авт. св. N - 739979, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения области применения устройства, в него введены второй, третий и четвертый ключи, генератор импульсов опорной частоты, суммирующий и вычитающий счетчики, формирователь угравляющих сигналов, одновибратор и второй элемент сборки, причем вход второго ключа соединЕн с выходом первого ключа и первым входом формирователя управляющих сигналов, второй вход которого соединен ! с выходом генератора импульсов опорной частоты и счетными входами суммирующего и вычитающего счетчиков, первый выход — с входом управления вычитающего счетчика, кодовый вход которого соединен с кодовым выходом суммирующего счетчика, второй выход с входом управления суммирующего счетчика и первым входом управления третьего ключа, вход которого соединен с выходом вычитающего счетчика, второй вход управления — с выходом управляемого генератора импульсов, а выход — с входом четвертого ключа,,вхсд управления которого соединен с вторым выходом триггера, а выход соединен через одновибратор с входом а

1255888 IO управления второго ключа и непосред- элемента сборки, второй вход котороственно — с первым входом второго го соединен с выходом второго ключа.

Составителл Н.Патрахальцев

Техред И.Верес Корректор М.Демчик

Редактор В.Данко

Заказ 4813/41

Тираж 778 Подпис ное

BHHHIIH Государственного комитета СССР по деяа изобретений и открытий

113035, Москна, K-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная, 4

Устройство для определения верхней мертвой точки двигателя внутреннего сгорания Устройство для определения верхней мертвой точки двигателя внутреннего сгорания Устройство для определения верхней мертвой точки двигателя внутреннего сгорания Устройство для определения верхней мертвой точки двигателя внутреннего сгорания Устройство для определения верхней мертвой точки двигателя внутреннего сгорания Устройство для определения верхней мертвой точки двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технической диагностике, а именно к диагностике путем измерения индикаторного давления в камере сгорания двигателя внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к области диагностирования двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано при контроле технического состояния форсунок дизеля

Изобретение относится к измерительной технике и позволяет приблизить условия бе.змоторных испытаний систем выпуска двигателей внутреннего сгорания (две) к реальным условиям

Изобретение относится к области виброакустического контроля и позволяет повысить точность и достоверность контроля за счет селекции сигналов , характеризующих износ

Изобретение относится к дрревообрабатывающей промьштенности, в частности к оборудованию для испытания дереворежущего инструмента

Изобретение относится к области исследования труднодоступных полостей сложной формы, в частности проточной части газотурбинных двигателей

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх