Фрикционная передача
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1257330
Й» ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3817423/25-28 (22) 27. 11.84 (46) 15.09.86. Бюл. № 34 (71) Московское особое конструкторское бюро металлорежущих станков (72) С. А. Козлов и А. С. Козлов (53) 621.839.21 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 305295, кл. F 16 Н 13/06, 1969. Авторское свидетельство СССР № 528405, кл. F 16 Н 13/06, 1974. (54) (57) ФРИКЦИОННАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая ведущее и ведомое колеса и взаимодействующий с ними заклинивающий ролик, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности в работе и обеспечения реверса, передача снабжена вторым заклинивающим и двумя промежуточными большего диаметра роликами, контактирующими с ведущим и ведомым колесами и расположенными симметрично относительно межцентровой линии последних, обоймой, охватывающей с натягом заклинивающие ролики, и двумя кольцами, охватывающими каждый заклинивающий и промежуточный ролики. 1257330 Составитель В. An архов Редактор М. Дылын Техред И. Верес Корректор А. 3 им око со в Заказ 4899/32 Тираж 880 Подписное ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 Изобретение относится к машиностроению, в частности к нерегулируемым механическим передачам, где необходимы большие передаточные числа и вращающие моменты. Цель изобретения — повышение надежности в работе путем устранения полного заклинивания роликов и обеспечение реверса. На чертеже схематично представлена фрикционная передача. Фрикционная передача содержит ведущее 1 и ведомое 2 колеса, контактирующие между собой посредством заклинивающих роликов 3 и 4, размещенных в охватывающей их с натягом обойме 5. Промежуточные ролики 6 и 7 диаметром, большим, чем заклинивающие ролики 3 и 4, расположены симметрично относительно межцентровой линии колес 1 и 2 и охвачены попарно с натягом кольцами 8 и 9. Для устранения перекосов в контактах с противоположного торца колес 1 и 2 установлены аналогичные обойма и кольца. Фрикционная передача работает следую. щим образом. Вращение ведущего колеса 1 передается роликам 3 и 4, один из которых, например 3, затягивается в клиновую полость между колесами 1 и 2 и передает вращение последнему. Заклиниться окончательно и раздавить подшипники колес 1 и 2 роликам 3 и 4 не дают промежуточные ролики 6 и 7 и кольца8и9. Промежуточные ролики 6 и 7 заклиниться не могут, поскольку вектор заклинивающих сил значительно выходит за пределы угла трения в силу большого диаметра промежуточных роликов 6 и 7. При реверсе ведущего колеса 1 заклинивается другой заклинивающий ролик 4, а ролик 3 вращается вхолостую. Благодаря такой конструкции фрикционной передачи исключается возможность как проскальзывания, так и полного заклинивания роликов 3 и 4, что предохраняет конструкцию от поломки подшипников и валов Кроме того, расширяются функциональные возможности передачи за счет осуществления реверса без всякой переналадки последней.