Тренажер радиотелеграфиста

 

Изобретение может быть использовано для обучения радиотелеграфистов . Цель изобретения состоит в повышении точности обзгченйя 9в счет введения в тренажер ради ггелегр 1ста, содержап ий пульт операторе, блок анализа ответов, блок управле-- ния, блок выбора программ, регистр памяти и электроакустический преоб-г разователь, элемента НЛИ-НЕ н блока кодирования знаков, содерясацего первый и второй элементы И, перв1 й, второй и третий элементы задержки, первый и второй элементы ИЛИ, триггер , одновибратор, распр1бдепител / импульсов и элемент запрета. 1 з.п. , 1 ил.

09) (П) щ) 4 G 09 В 19/24

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР .с "-..„ . 00 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНЯТИЙ l «-3 ;...,, РПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ/"

И АВТОРСКОМЪ| СВИДЕТЕЛЬСТВУ

".ь,„ (21) 3820800/24-24 (22) 04. 12.84 (46) 23.09.86. Вюл. У 35 (72) З.Н. Кудряиюва н Н.И. Кудряшов (53) 681.3.071(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

В 677126е кл. Н 04 L 15/00, 1978.

Авторское свидетельство СССР

l) 1.141441, кл. Н 04 L 15/00, 1983. (54) ТРЕНАЖЕР РАДИОТКЛЕГРАФИСТА (57) Изобретение монет быть использовано для обучения радиотелеграфистов. Цель изобретения состоит в повытении точности обучения эа счет введения в .тренажер радиотелегра4иста, содержащий пульт оператора, блок анализа ответов, блок управления, блок .выбора программ, региСтр памяти и электроакустический преобразователь, элемента ИЛИ-НЕ и блока кодирования знаков, содериащего первый и второй элементы Н, первьй, второй и третий элементы эадерики, первый и второй элементы ИЛИ, триггер, одновибратор, распределителЬ импульсов и элемент запрета. 1 э,п. ф-лы, 1 ил.

1259327

Изобретение относится к автомати" ке и вычислительной технике связи и может быть использовано при обучении радиотелеграфистов приему на слух °

Целью изобретения является повьгшение точности тренажера за счет периодического изменения последовательности предъявляемых знаков в цикле, что исключает возможность запоминания обучаемым предъявляемых знаков по их очередности (обучаемый запоминает знаки только по мелодии).

На чертеже представлена функциональная схема тренажера.

Тренажер радиотелеграфиста содержит пульт 1 оператора, блок 2 анализа ответов, блок 3 кодирования, блок 4 управления, блок 5 программ, регистр 6 памяти, генератор 7 тактовых импульсов, электроакустический преобразователь 8 и элемент ИЛИ-НЕ 9.

Пульт 1 оператора имеет десять кнопок 10,-10„ ответов и кнопку

11 "Пуск".

Блок 2 анализа ответов содержит группу элементов И 12, — 12„, группу инверторов 13„ -13„, элементы

ИЛИ 14 и 15, инвертор 16 и элемент

17 ЗАПРЕТ.

Блок 3 кодирования содержит .

89-триггер 18, элементы И .19 и 20, счетчик (распределитель) 21, элементы ИЛИ 22 и 23, элемент 24 ЗАПРЕТ, элементы 25-27 задержки и одновибратор 28.

Блок 4 управления включает счетчик-дешифратор 29, первый и второй элементы 30 и 31 задержки, одновибратор 32, элементы ИЛИ 33 и 34.

Блок 5 программ содержит переключатели 35,-35„ и шифратор 36.

Электроакустический преобразователь 8 имеет генератор 37 звуковой частоты, аналоговый ключ 38 и головные телефоны 39.

Тренажер работает следующим образом.

Предварительно переключателями

35>-35„ устанавливают знаки (буквы, цифры), которые обучаемый должен отработать в процессе тренировки.

Включают питание. Счетчик 21, счетчик-дешифратор 29 и регистр 6 устанавливаются в исходное состояние, включается генератор 7.

Обучаемый нажимает кнопку 11

"Пуск". Импульс с ее выхода через

ЗО

35 ао

Г элемент ИЛИ 22 поступает на первый

Б вход триггера 18, обеспечив появление на era первом выходе единичного, а на втором выходе нулевого потенциалов, которые прикладываются соответственно к входам элементов И 19 и 20.

Одновременно импульс с выхода кнопки 1 1 через элемент ИЛИ 33 поступает на вход элемента ИЛИ 34 и на вход счетчика-дешифратора 29 вызывая появлсние на первом выходе последнего логической единицы. Эта единица подается на вход элемента

И 12 и через переключатель 35, на соответствующий вход шифратора

36, обеспечивая на его выходе формирование знака кода Морзе в виде двоичного формализованного числа, в котором точка соответствует "1", тире — "111", а пауза между элементами знака — "0". Импульс с выхода элемента ИЛИ 34 подается на вход одновибратора 32, формирующего импульс постоянной длительности, который через элемент 30 задержки поступает на один вход регистра 6, осуществляя перевод последнего в режим параллельной записи, пройдя еще через элемент 3 1 задержки, посту. пает на другой вход регистра 6, обеспечивая параллельную запись двоичного формализованного числа с выходов шифратора 36 в регистр 6.

Тактовые импульсы, поступающие с выхода генератора 7 на третий вход регистра 6, производят выдвижение знака, записанного в ггем, через» +2 выход на управляющий вход ключа 38, обеспечивая прохождение тональной частоты со звукового генератора 37 на головные телефоны 39. Так как во время выдвижения знака на одном из последних выходов (»+2, »+1 и» ) всегда„ имеется " 1", то на выходе элемента ИЛИ-НЕ 9 будет нулевой потенциал.

По окончании кодовой комбинации знака на трех последних выходах одновременно появляются "000", которые, поступая на элемент ИЛИ-НЕ 9, вызывают появление на его выходе единичного потенциала. Этот потенциал подается на. вторые входы элементов

И 19 и 20.

Обучаемый, прослушав предъявлен-. ный ему звукoBoJi образ знака кода

Морзе, опознает его и нажимает соот12593

++ «t (j и1 -И 1Н Э ° ветствующую кнопку 10 на пульте i, на шильдике которой указана опознанная буква (цифра).

Если обучаемый . правильно опознал предъявленный знак, то при нажа- 5 тий соответствующей кнопки, например 10,, импульс с ее выхода через элемент 12 (на втором входе которо1 го имеется единичный потенциал) и элемент ИЛИ 14 поступает на первые входы элементов И 19 и 20. Так как к второму и третьему входам элемента И 19 приложены единичные потенциалы, то импульс с его выхода через элемент ИЛИ 23 поступает на вход 15 бдновибратора 28 и вход элемента

ИЛИ 33. Импульс с выхода одновибратора 28 проходит в счетчик 21 и фиксирует правильный ответ, а импульс с выхода элемента ИЛИ 33 по- 20 ступает на вход элемента ИЛИ 34 и на вход счетчика — дешифратора 29, обеспечив появление на выходе последнего логической единицы, которая подается на второй вход элемента 25

И 12 и через переключатель 35 — на соответствующий вход шифратора 36, обеспечив формирование на его выходах следующего знака кода Морзе.

Этот же импульс с выхода элемен- ЗО та ИЛИ 34 проходнт через одновибратор 32 и элемент 30 задержки, поступает на первый вход регистра 6, осуществив перевод последнего в режим параллельной записи, а пройдя еще через элемент 31 задержки, поступает на второй вход регистра 6, обеспечив параллельную запись знака кода Морзе с выхода шифратора 36 в регистр б. Генератор 7 через тре- 4р тий вход регистра 6 обеспечивает выдвижение следующего знака. Обучаемому предъявляют следующий знак для опознания.

Если же обучаемый неправильно 45 опознал знак, т.е. вместо кнопки 10„ нажал другую, например 10, то единичный потенциал. с выхода кнопки 10< поступает на иявертор 13, с выхода которого нулевой потенциал через элемент ИЛИ 15 поступает на запре.щающий вход элемента 17 ЗАПРЕТ.

Так как на выходах. элементов И 12,—

12, .a соответственно, и входе инвертора 16 потенциал равен нулю, то с выхода инвертора 16 единичный по:тенциал подается на информационный вход элемента 17 ЗАПРЕТ. Импуль1

27 4 с выхода элемента 17 ЗАПРЕТ поступает на вход элемента ИЛИ З4 и, аналогично описанному, обеспечивает повторное выдвижение неправильно опознанного обучаемым знака. Один и тот же знак предъявляется до тех пор, пока обучаемый не опознает его правильно.

После правильного опознавания девятого знака на первом выходе счетчика 2 l появляется имнулье, который через элемент 27 задержки поступит на R -вход триггера 18, обеспечив появление на его первом выходе нулевого, а на втором выходе — единйчного потенциала, которые прикладываются соответственно к входам элементов И 19 и 20.

При правильном опознании десятого знака импульс с выхода элемента И 20 поступает на вход элемента ИЛИ 23, и информационный вход элемента

24 ЗАПРЕТ. Импульс (первый) с выхода элемента ИЛИ 23 проходит через одновибратор 28 и,фиксирует в счетчике 21 правильный ответ. Этот же импульс проходит через элемент

ИЛИ 33, поступает на вход счетчикадешифратора 29 и переведет егоs первое положение. Одновременно импульс о выхода элемента 24 ЗАПРЕТ, задержанный элементом 25 на длительность одного периода (второй импульс), поступает на одновибратор

28, но последний не срабатывает, так как второй импульс поступает на его вход до возвращения одновибратора 28 в исходное состояние. Второй импульс также поступает через элемент ИЛИ 33 на вход счетчика-дешифратора 29 и переведет его на второе положение, а пройдя через элемент

ИЛИ 34, поступает на вход одновибра-. тора 32., импульс с выхода которого подается на элемент 30 задержки. При этом только после установки счетчика-дешифратора 29 во второе полокение на выходе элемента 30 задержки появляется импульс, который, аналогично .описанному, производит выдвижение знака кода Морзе, так как время задержки элемента 30 выбрано из. соотношения где 1„, — длительность первого импульса;

Фар мула — длительность второго им—

ug пульса; „н — длительность интервала между импульсами; — длительность задержки з з элементе 30, при этом

tüФ где 1, — длительность импульса одновибраторов 28 и 32 (каждого в отдельности). 1О

Следовательно, во втором цикле обучаемому сначала предъявляют знаки кода Морзе, установленные на четных переключателях 35.

При поступлении правильно воспроизведенного шестнадцатого знака (шестого знака второго цикла) на втором выходе счетчика 21 появляется имгульс, который подается на запрещающий вход элемента 24. Импульс с выхода элемента И 20 не проходит ча вход элемента 25 "àäåðæêÿ. На выходе .элемента ИЛИ 23 появляется только один импульс, который обеспечивает появление единичного потенци- 25 ала на следующем (первом) выходе счетчика дешифратора 29. При правильном воспроизведении семнадцатого и последующих знаков на выходе элемента ИЛИ 23 появляются па два импульса,ЗО которые обеспечивают предъявление обучаемому во второй половине второго цикла знаков кода Морзе, установленных на нечетных переключателях 35.

При правильном воспроизведении двадцатого знака на третьем выходе счетчика 21 появляется импульс, ко торый через элемент 2б задержки и элемент ИЛИ 22 поступает на первый 46 вход триггера 18, обеспечив появле— ние на его первом выходе единичного, а на втором выходе — нулевого потенциалов .

Работа элементов тренажера в третьем цикле аналогична их работе в первом цикле, а работа элементов в четвертом цикле аналогична работе во втором цикле„ т.е. повторение происходит через двадцать знаков, что исключает возможность запомина" ния последовательности. изобретения

i Тренажер радиотелеграфиста,,содержащий генератор тактовых импуль сов и последовательно соединенные пульт оператора, блок анализа ответов, блок управления, блок выбора программ, регистр памяти и электроакустический преобразователь, при этом второй вход блока управления подключен к выходу пульта оператора, выходы группы блока управления подключены к входам группы блока анализа отзетаз, первыч и второй выходы блока управления подключены к соответствующим входам регистра памяти, третий вход которого подключен к выходу генератора тактовых импульсоз, отличающийся тем, чта, с целью повышения точности, в него Введены элемент ИЛИ-НЕ

H кодирования Знаков, первый вход котарога подключен к ВтОрОму выходу блока анализа ответов, второй вход — к Вьгхаду элемента ИЛИ-НЕ, третий вход — к Выходу пульта оператора, выход блока кодирования подI ключен к третьему входу блока управления,а входы группы элемента ИЛИ-НЕк Выходам ay >a> p, C, pa äM TH

2. Тренажер по и. 1, о т л и— ч ающийс я тем, что блок: кодирования знаков содержит перзый элемент И, первый и в= îðîé элементы задержки и последовательно соединенные первый элемент ИЛИ триггер, второй элемент И, второй элемен- ИЛИ, однавибратор, распределитель чмпульсоз, элемент запрета и третий элемент задержки, выход которого подключен к второму входу второго элемента ИЛИ,выход которого подключен к входу Однозибратара, а третий вход — к выходу первого элемента V, подключенному к Второму входу элемента запрета, а первый вход первого элемента И подключен к второму выходу триггера, второй вход которого под— ключен к выходу второго элемента задержки, вход которого подключен к второму выходу распределителя импульСОВ, ВторОй ВХОД кОтораго подключен к выходу третьего элемента задержки, подключенному к первому входу первого элемента ИЛИ, первые входы первого и второго. элементов И Объединены и являются первым входом блока, Вторые входы первого и второго элементов И объединены и являются вторым ВхОДОм блОка, Второн ВХОД перзО га элемента ИЛИ является третьим входом блока, выход второго элемента ИЛИ вЂ” выходом блока.

1259327

Составитель Т.Панина

Редактор А.Ворович . Техред И.Ходанич

Корректор М. Максимишинец

Тираж 455 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, NocKBa, 8-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 5127/50

Производственно- полигра ч играфическое предприятие,г. Ужгород, ул,Проектная Д

Тренажер радиотелеграфиста Тренажер радиотелеграфиста Тренажер радиотелеграфиста Тренажер радиотелеграфиста Тренажер радиотелеграфиста 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам обучения и может быть использовано в качестве учебной установки, предназначенной для развития навыков конструирования при рабочем проектировании, в частности для обучения критериально-обоснованному выбору геометрических параметров деталей, грамотному и осмысленному оформлению рабочей документации

Изобретение относится к средствам обучения и контроля и может быть использовано как дидактическое средство обучения приемам опиливания на занятиях в образовательных учреждениях

Изобретение относится к области педагогики как дидактическое средство по предмету «Технология» в образовательных учреждениях для формирования начальных умений пользования инструментом, в нашем случае молотком

Изобретение относится к дидактическим средствам обучения начальным приемам и навыкам ручной электродуговой сварки

Изобретение относится к учебным устройствам и позволяет моделировать реальные условия выполнения регулировочных работ клапанного механизма, необходимых для подготовки специалистов по ремонту и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к учебным устройствам, и позволяет моделировать реальные условия выполнения работы по укладке коленчатого вала, необходимые для подготовки специалистов по ремонту и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к тренажерам, используемым при подготовке специалистов по аварийно-спасательным и другим работам в той части, когда от них требуется уверенная, быстрая и точная работа ломом, киркой и другим механическим инструментом, а также к проверке указанных навыков

Изобретение относится к тренажеру для обучения сварщика ручной дуговой сварке плавящимся и неплавящимся электродом

Изобретение относится к способу определения параметров движения сварочной дуги при тренаже или тестировании сварщика на дуговых тренажерных системах

 

Наверх