Устройство для обучения

 

Изобретение относится к области технических средств обучения, в част .ности к адаптивным обучающим системам , и может быть использовано для обучения и контроля обучаемых tio различным предметам. Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства за счет индивидуального общения с обучаемым в диалоговом режиме при групповом обучении и за счет предъявления учебной информации в удобной форме для восприятия и понимания в соответствии с обучаемым предметом.Устройство содержит блок 1 программного управления, блок 2 анализа ответов и состояния обучаемого, блок 3 памяти, блок 4 формирования сигналов учебной информации, блок 5 формирования .символов,коммутатор 6, пульт обучаемых , логический блок 8,аудиовизуаль-ный блок 9, блок 11 ввода ответа реакций обучаемого, блок 12 предъявления информации и блок 13 рефлекторно-установочных воздействий. Устройство является универсальным, так как дает возможность проводить обучение по любому предмету, значительно сократить время обучения и повысить прочность усвоения учебного материала путем эффективного применения программноуправляемого и суггестивного методов индивидуального обучения. 2 з..п.ф-лы, 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (so 4 С 09 В 7/07

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA (21) 3681996/24-24 (22) 28.12.83 (46) 30. 11 86. Бюл. Р 44 (71) Всесоюзное специализированное научно-производственное объединение "Союзвузприбор" (72) В.И.Бабий (53) 681.3.071 (088.8) (56} Авторское свидетельство СССР

Ф 478349, кл. G 09 В 7/02, 1975.

Авторское свидетельство СССР

В 635508, кл. G 09 В 7/00, 1976. (54} УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ (57) Изобретение относится к области, технических средств обучения, в част.ности к адаптивным обучающим системам, и может быть использовано для обучения и контроля обучаемых по различным предметам. Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства за счет индивидуального общения с обучаемым в диалоговом режиме при груп„,Я0„„1273974 А 1 повом обучении и за счет предъявления учебной информации в удобной форме для восприятия и понимания в соответствии с обучаемым предметом.Устройство содержит блок 1 программного управления, блок 2 анализа ответов и состояния обучаемого, блок 3 памяти, блок 4 формирования сигналов учебной информации, блок 5 формирования

:символов, коммутатор б,пульт 7 10 обучаемых,логический блок 8,аудиовизуальный блок 9, блок 11 ввода ответа реакций обучаемого, блок 12 предъявления информации и блок 13 рефлекторно-установочных воздействий. Устройство является универсальным, так как дает возможность проводить обучение по любому предмету, значительно сократить время обучения и повысить прочность С, усвоения учебного материала путем эффективного применения программноуправляемого и суггестивного методов индивидуального обучения. 2 з.п.ф-лы, 5 ил.

Ф мб

1273974

Изобретение относится к техническим средствам обучения (ТСО), в частности к адаптивным обучающим системам, и может. быть использовано для обучения и контроля обучаемык по различным предметам.

Цель изобретения — расширение дидактических воэможностей устройства за счет индивидуального общения с обучаемым в диалоговом режиме при групповом обучении и за счет предьявления учебной информации в удобной форме для восприятия и понимания в соотвеТствии с обучаемым предметом.

На фиг. 1 представлена функциональная схема устройства для обучения; на фиг. 2 — схема блока формирования символов; на фиг. 3 — схема коммутатора; на фиг. 4 - схема логического блока; на фиг. 5 — принцип смены обозначения клавиш.

Устройство для обучения содержит блок 1 программного управления, блок

2 анализа ответов и состояния обучаемого, блок 3 памяти (для управления состоянием обучаемого), блок

4 формирования сигналов учебной информации, блок 5 формирования символов, коммутатор 6, пульт ? обучаемых.

Каждый вход группы входов коммутатора 6 соединен с соответствующим выходом логического блока 8, выход которого подключен к аудиовизуальному блоку 9. Пульты 7 и 10 обучаемых содержнт блоки 11 ввода ответа и реакций обучаемого, блок 12 предъявления информации и блок 13 рефлектор" но-установочных воздействий. Блоки 2, 3, 4 и 5 соединены с блоком 1 программного управления шинами управления 14, данных 15 и адресов 16.

Блок 1 содержит вычислитель, узел ввода — вывода и узел памяти (не показаны), поделенный на две зоны, в первой из которых содержится программа управления взаимодействием блоков

2, 3, 4 и 5, а во второй — программа распознавания команд. В качестве вычислителя может быть использован микропроцессор, содержащий шины управления 14, данных 15 и адресов 16, буферные регистры, индексный регистр, арифметикологическое устройство, регистры общего назначения, регистр состояния, узел прерывания (не показаны), выполняющий элементарные арифметические и логические операции согласно программы, поступающей по внешней шине микропроцессора.

Блок 2 включает вычислитель и узел памяти, поделенный на три зоны хране5

55 ния предисторий обучения всех обучаемых, накопление кодов ответа обучаемых на текущую дозу и программы сценария обучения на текущие дозы.

Блок 3 выполнен аналогично блоку

2, в памяти которого хранится системная программа управления состоянием обучаемьм в зависимости от предистории, характера ошибок и сложности задания.

Блок 4 выполнен аналогично блоку

2, но в его узле памяти, поделенной на две эоны, хранится полная програм" ма процесса обучения и программа формирования вариантов задач.

Блок 5 (фиг. 2) содержит последовательно соединенные регистр 17, узел

18 памяти, мультиплексор 19, сдвигающий регистр 20 и регистр 21, последовательно соединенные элемент 22 задержки, элемент ИЛИ 23, триггер 24, генератор 25 импульсов, счетчик 26, счетчик 27, формирователь 28 импульсов и элемент ИЩ1 29, формирователь

30 импульсов, элемент ИЛИ 31, регистр

32.

Коммутатор 6 содержит (фиг. 3) последовательно соединенные триггер 33, генератор 34 импульсов, счетчик 35, дешифратор 36, блок 37 элементов, блок 38 усилителей, блок 39 элементов

И, блок 40 усилителей, блок 41 усилителей блок 42 элементов И, элемент ИЛИ 43, формирователь 44 импульсов.

Блок 8 (фиг. 4) содержит последо- вательно соединенные усилитель 45, счетчики 46 и 47, дешифратор 48,триггер 49, элемент И 50, усилители 51 и 52, сдвигающий регистр 53.

Аудиовизуальный блок 9 выполнен на базе дистанционно управляемых проектора и магнитофона.

Часть клавиш блока 11 замещается выходными контактами датчиков состояния обучаемого.

Смена обозначений клавиш блока 11 достигается с помощью упругой пленки

54 (фиг. 5) с нанесенными на ней обозначениями алфавита, вставленной в прижимную рамку 55 с направляющими фиксаторами 56, и экрана блока 9, на который проецируются с кадра проектора блока 9 автоматически сменяе3974 4 з 1? 7 мые обозначения клавиш верхнего ряда блока 11.

Блок 12 представляет собой упрощенный дисплей, включающий узел записи, регенерационную память, электрон- 5 но-лучевую трубку, узлы развертки, синхронизации и питания (не показаны).

Блок 13 включает управляемый магнитофон с записью программ автотренинга, света и тоностимулятора, узел t0 рефлекторного подкрепления (не показаны) .

Устройство для обучения работает следующим образом.

Перед началом занятия посредством f5 блока 1 осуществляется загрузка узлов памяти в блоках 1-5. Обучение начинается по инициативе обучаемых, которые с помощью блока 11 вводят в блок 2 свои начальные данные, а в,д) ответ посредством блоков 1, 2, 4, 5, 8, 9 и 12 предъявляется учебная информация текущей дозы, которая завершается контрольными вопросами. В зависимости от качества ответов, и сос-25 тояния обучаемых, определяемого бло ком 2, продолжается обучение, а в случае необходимости осуществляется воздействие на них с помощью блоков

Зи 13.

При вводе ответа обучаемых с помощью блока 11 поступает сигнал запроса с выхода блока 11 на вход (младший разряд) регистра 53, а с выхода блока 11 — на вход (старшие 35 разряды) регистра 53 код нажатой клавиши, который и записывается в регистр 53. С выхода регистра 53 (младший разряд) сигнал запроса через элемент И 50 и усилитель 51 поступает в коммутатор 6 на вход одного из усилителей 41, и далее на вход одного из элементов блока 42. Коммутатор 6 нормально находится в режиме поиска, т.е. генератор 34 выдает импульсы на 45 вход счетчика 35, двоичный код которого преобразуется дешифратором 36, сигналы выходов которого опрашивают элементы И блоков 37, 39 и 42. В момент появления сигнала-запроса на входе элемента И блока 42 с дешифратора 36 на выходе блока 42 возникает сигнал, который через элемент

43, формирователь 44 опрокидывает триггер 33 в состояние "0" и оста- 55 навливает генератор 34. Состояние счетчика 35 в этот момент соответст- вует номеру пульта 7 обучаемого, с которого поступил сигнал запроса. С выхода счетчика 35 код поступает на регистр 32 (фиг. 2), а сигнал запроса формирователя 44 — на вход элемента 23 и далее на единичный вход триггера 24, который запускает генератор 25, импульсы которого поступают на вход счетчика 26, а с выхода блока 5 через открытый элемент И блока 37 и усилитель блока 38 импульс поступает на вход блока 8, подключенного пульта 7 и далее через усилитель 45 — на вход регистра 53, подавая код нажатой клавиши через элемент 50, усилитель 51, усилитель блока 4 1, элемент И блока 42, элемент

43 на последовательный .вход регистра

20. Поскольку на вход регистра 20 поступают импульсы с генератора 25, то код записывается в него. В конце байта на выходе счетчика 26 появляется перепад напряжения, который преобразуется в импульс на выходе формирователя 30. Этот импульс, как сигнал запроса на прерывание, подается на шину 14, а через регистры 21 и

32 разрешает передачу кодов символа и номера пульта 7 на шину 15; а через элемент 29 опрокидывает в "0" триггер 24 и останавливает генератор 25.

Одновременно к концу байта счетчик

46 сбрасывает триггер 49 и закрывает элемент 50 и усилитель 51.

Блок 1, установив поступление кода символа, передает его по адресной шине 16 на вход регистра 17, ко- торый под воздействием управляющего импульса шины 14 передает код на один вход (старшего разряда) узла 18, а его младшие разряды со счетчика 27 на другой вход узла 18, выход которого через мультиплексор 19 записывается в счетчик 27 как квитанция символа (слова), определяющая количество байтов, входящих в его код отображения.

Управляющий импульс задержки элемента

3i разрешает запись в регистр 20 первого байта кода отображения, поступившего с узла 18 через мультиплексор

l9. Задержанный импульс с элемента 22 через элемент 23 устанавливает триггер 24 в состояние единицы. Запускает генератор 25, импульсы которого считывают первый и все последующие байты кода отображения выхода регистра 20 через элемент И блока 39, усилитель блока 40 на вход усилителя 52 (усилитель 51 в это время закрыт). С усилителя 52 с помощью регистра 53

S 12739 побайтно код отображения символа. записывается в регенеративную память блока 12 и отображается на экране.

Параллельно этому код поступившего символа посредством блока 1 записы5 вается в зону накопления ответа узла памяти блока 2 по адресу, соответст вующему номеру обслуживаемого пульта 7 ..;

К концу передачи кода отображения символа счетчик 27 обнуляется и с 10 помощью формирователя 28 (как импульс конца операции) поступает на вход коммутатора 6, устанавливает в состояние единицы триггер 33 и запускает генератор 34, тем самым обеспечив 15 переход коммутатора 6 в режим поиска запросов с пультов 7. Одновременно с этим импульс конца операции в блоке 5 через элемент 29 сбрасывает триггер 24 и останавливает генера- 20 тор 25.

Последний байт кода отображения содержит признак, поступивший с регистра 53, выделяется в виде импульса конца операции на выходе дешифра- 25 .тора 48 и поступает на вход блока

11, разрешая ввод, сбрасывает счетчики 46 и 4.7 в начальное состояние, устанавливает триггер 49 в единицу, который в свою очередь открывает эле-З0 мент 50.

В начале работы счетчики 46 и 47, как и остальные элементы памяти устройства, имеющие несколько устойчивых состояний, устанавливаются в началь- З5 ное состояние импульсом, формируемым при включении сети питания устройства.

Аналогично передается код команды с блока 11 в блок 1, который с помощью своего вычислителя сравнением щ0: со списком кодов команд, записанных в первой зоне узла памяти, определяет код команды и вызывает соответст» вующую подпрограмму из второй зоны на управление соответствующими испол 45 нительньми блоками 2, 3 и 4. При поступлении команды оценить ответ последняя передается в блок 2, где с помощью его вычислителя сравнивает ответ, накопленный в зоне, соответст- S0 вующей номеру обслуживаемого пульта

7 с эталонами ответов, хранящихся в соответствующей зоне программы обучения. В зависимости от результата анализа ответа и содержания истории обучения блок 4 формирует новое задание и сигналы управления предьявлением информации в соответствии с пол-

74 Ь ной программой сценария обучения, хранящейся в узле памяти блока 4.

Данные и коды сигналов управления с блока 4 передаются через шину 15, мультиплексор 19, регистр 20, коммутатор 6 в регистр 53 блока 8. С регистра 53 параллельным кодом сигналы управления поступают на исполнительные блоки 9 и 13.

Стробирующие импульсы, поступающие на вход блоков 13 и 9, формируются на дешифраторе 48 в зависимости от состояния счетчика 47 и управляющего кода, поступающего с регистра 53.

Коды состояния обучаемого с блока

11 рассматриваются как вид команды, необходимость выполнения которой определяет блок 2 на основании предистории обучаемого. Результаты анализа через блок 1 передаются в блок

3, где осуществляются формирование кодов управления в соответствии с хранимой там программой. Эти коды управления передаются в блок 13.

Для облегчения набора. ответа на поставленный вопрос желательно иметь алфавит языка обмена, который мог бы перестраиваться в зависимости от содержания задачи. В ряде случаев целесообразно отдельным клавишам при писывать значение целых слов и даже фраз, что достигается с помощью сменной упругой пленки 54, с нанесенными обозначениями клавиш, и проекцией на экран 57 с блока 9 обозначений верхнего ряда клавиш блока -11 (показан- . ных пунктиром) . В то время в блок 2 с блока 4 передаются данные о значеI нии этих клавиш для проецируемого кадра с контрольным значением. Обозна- чение остальных клавиш определяется в начале занятия, постановкой пленки 55 и сообщением в блок 5 о теме занятия, т.е. соответствующим заполнением узла памяти 18.

Запись учебной информации в узел

18 осуществляется в начале занятия ! посредством блока 1, подачей с буферного регистра блока t входных ,данных по младшим разрядам шины 15

1 на информационный вход узла 18, на адресные входы которого подаются адреса с шины 16 (старшие разряды) и со счетчика 27 (младшие разряды),, а наъуправляющий вход узла 18 "запись-чтение" — сигнал с первого раз7 1273 ряда шины управления (регистра состояния блока i ) .

Выдача каждому обучаемому индивидуальных заданий и учебной информации в соответствии с его особенностя5 ми обеспечивает повышение эффективности обучения.

Систематический контроль усвоения учебного материала и состояния обучаемого устройством дает возможность автоматически корректировать программу обучения, форму и последовательность предъявления учебного материала. В зависимости от хода обучения и состояния обучаемого может изменяться последовательность программы стимуляции и обучения. Предлагаемое устройство обучения является универсальным, так как дает возможность проводить обучение по любому предмету, значительно сократить время обучения (при изучении иностранных языков, более чем в 10 раз) и повысить прочность усвоения учеб, ного материала путем эффективного при- 25 менения программно-управляемого и суггестивного методов индивидуального обучения.

Кроме того, многопультоная работа устройства обеспечивает высокий коЗО эффициент использования основных его блоков тем самым удается снизить удельную стоимость оборудования на каждого обучаемого.

Формула изобретения

1. Устройство для обучения, содержащее пульты обучаемых, каждый из которых состоит из блоков ввода ответа и реакций обучаемого, блока рефлекторно-установочных воздействий, блока предъявления информации и аудиовизуального блока, а также блок программного управления, соединенный шинами управления, адресов и данных с соответствующими входами и выходами блока памяти, блок формирования сигналов учебной информации и блока анализа ответов и состояния обучаемого, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических воэможностей устройства, в него введены последовательно включенные блок формирования символов и комму-, 5 татор, а также логические блоки, каждый из которых состоит из последовательно включенных первого усилителя, 974 8 первого счетчика, второго счетчика, дешифратора, триггера, элемента И, второго усилителя, третьего усилите ,ля и сдвигающего регистра, второй вход которого подключен к выходу первого усилителя, а выход первого счетчика соединен с вторым входом триггера, причем блок программного упранления шинами управления, адресов и данных подключен к соответствующим входам и выходам блока формирования символов, первый, второй и третий входы которого соединены с соответствующими выходами коммутатора, каждый вход группы входов которого подключен к ныходу соответствующего второго усилителя, а каждый выход группы выходов — к входу соответствующего первого усилителя, первый ныход сдвигающего регистра подключен к второму входу соответствующего элемента И, а второй выход — к второму входу соответствующего дешифратора, первому входу аудиовизуального блока, первому входу блока рефлекторно-установочных воздействий и входу блока предъявления учебной информации, первый, второй и третий выходы дешифратора соединены соответственно с первым входом блока ввода ответа и реакций обучаемого, вторым входом блока рефлекторно-установочных воздействий и вторым входом аудиовизуального блока, третий и четвертый входы сдвигающего регистра подключены соответственно к первому и второму выходам блока ввода ответа и реакций обучаемого, второй вход которого соединен с выходом аудиовизуального блока.

2. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что н нем блок формирования символов содержит последовательно соединенные первый регистр, узел памяти, мультиплексор, сдвигающий регистр и второй регистр, последовательно соединенные элемент задержки, первый элемент ИЛИ, триггер, генератор импульсов, первый счетчик, второй счетчик, первый формирователь импульсов и второй элемент ИЛИ, а также второй формирователь импульсов, третий элемент ИЛИ и третий регистр, при этом выход второго элемента ИЛИ подключен к второ- . му входу триггера, второй вход второго элемента ИЛИ соединен с выходом:. второго формирователя импульсов, соединенным с первым входом третьего

9 12739 элемента ИЛИ, вторым входом второго регистра и первым входом третьего регистра, вход второго формирователя импульсов соединен с выходом первого счетчика, второй вход сдвигающего регистра подключен к выходу генератора, а третий вход соединен с выходом третьего элемента ИЛИ, второй вход которого подключен к выходу элемента за держки, соединенному с вторым входом второго счетчика, третий вход которого подключен к выходу мультиплексора, I а второй выход соединен с вторым входом узла памяти, третий вход которого и второй вход мультиплексора соединены с выходом второго регистра и являются выходом младших разрядов шины данных блока, выход третьего регистра является выходом старших разрядов шины данных блока, вход элемента задержки, первый вход первого регистра и третий вход мультиплексора объединены и являются входом первого разряда шины управления блока, четвертый вход узла памяти является входом вто- р рого разряда шины управления блока, выход второго формирователя импульсов — выходом третьего разряда шины управления блока, второй вход первого элемента ИЛИ вЂ” первым входом блока, четвертый вход сдвигающего регистра — вторым входом блока, второй вход третьего регистра — третьим входом блока, выкод генератора импульсов первым выходом блока, второй выход 35

74 1О сдвигающего регистра — вторым выходом блока, выход первого формирователя импульсов — третьим выходом блока, а второй вход первого регистра — входом адресной шины блока.

3. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что в нем коммутатор содержит последовательно вклюМ ченные триггер, генератор, счетчик, дешифратор, первый блок элементов И, первый блок усилителей, последовательно соединенные второй блок элементов И, второй блок усилителей, третий блок усилителей, третий блок элементов И, элемент ИЛИ и формирователь импульсов, выход которого подключен к первому входу триггера, выход дешифратора-. к первому входу второго блока элементов И и второму входу третьего блока элементов И, второй вход первого блока элементов И является первым входом коммутатора, второй вход второго блока элементов

И вЂ” вторым входом коммутатора, а второй вход триггера — третьим входом коммутатора, входы третьего блока усилителей являются группой входов коммутатора, выходы первого блока усилителей — группой выходов коммутатора, выход формирователя импульсов является первым выходом коммутатора, выход элемента ИЛИ вЂ” вторым выкодом коммутатора, а выход счетчика — третьим выходом коммутатора.

1273974 к 1Ч

0m f6 к 15

К 71

Оа 71

1273974

От 11

9,18и7Я кУ к 13

К 12

Составитель А.Карлов

Редактор Т,Митейко Техред JI.oëåéíèê Корректор Е.Сирохман .Заказ 6481/49 Тираж 455 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 13035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д,4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г,ужгород, ул.Проектная,4

Устройство для обучения Устройство для обучения Устройство для обучения Устройство для обучения Устройство для обучения Устройство для обучения Устройство для обучения Устройство для обучения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники, а именно к техническим средствам обучения, и может быть использовано для текущего контроля знаний при изучении нового и контроля пройденного материала, а также при самостоятельных занятиях

Изобретение относится к ав томатике и вычислительной технике, конкретнее - к техническим средствам обучения, и может быть использовано в различных учебных заведениях при организации учебного процесса

Изобретение относится к техническим средствам программированного обучения, предназначенньм для фронтального самоконтроля и контроля знаний при групповых занятиях при текущем и рубежном контроле

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано как при обучении , так и при проведении психологопедагогических экспериментов в ходе учебного процесса

Изобретение относится к электронным обучающим машинам

Изобретение относится к обучающе-контролирующим учебным устройствам

Изобретение относится к обучающе-контролирующим учебным устройствам, используемым на классно-групповых занятиях

Изобретение относится к области образовательных систем с аудиовизуальными и компьютерными технологиями

Изобретение относится к устройствам, позволяющим организовать безбумажные процессы записи оценок, получаемых слушателями на занятиях, а также регистрацию посещения ими занятий, и может быть использовано во всех случаях при проведении занятий (классно-групповых, лабораторных, контрольных и т.д.)

Изобретение относится к области образовательных систем с аудиовизуальными и компьютерными технологиями

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано в учебном процессе для повышения эффективности группового обучения и дидактических исследований

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к автоматизированным системам обучения

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, а именно к средствам программированного обучения и контроля знаний, предназначенным для автоматизации процесса обучения и контроля на различных этапах работы с материалом в учебных заведениях любого типа

Изобретение относится к техническим средствам обучения, в частности к видеозвуковым системам, предназначенным для избирательного воспроизведения статической информадии, и может быть использовано для самообучения , группового обучения или инструктирования с памятью специально запрограммированных данных ипи в информационной технике, где требуется предъявление статической информации со звуковым сопровождением
Наверх