Устройство для контроля загрузки двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение относится к измерительной технике и позволяет повысить точность степени загрузки. Переменный во времени сигнал ьт датчика 1 угловой скорости поступает одновременно на входы блока 10 дифференцирования и измерителя 2 частоты вращения . С выхода последнего сигнал, соответствующий частоте вращения вала , последовательно проходит через блоки 3 и 4 дифференцирования, на выходе которых вьфабатьшается сигнал, поступающий на нуль - орган 5, срабатьшающий в момент равенства нулю этого сигнала, т.е. при оптимальном загрузочном режиме работы двигателя, С выхода блока 10 дифференцирования сигнал поступает на вход фильтра 11, на второй вход которого поступает сигнал с выхода измерителя 2 частоты вращения. Сигнал ускорения с фильтра 11 поступает на вход блока 6 памяти и фиксируется в нем в момент наличия сигнала на блоке 6 памяти, поступающего с нуль - органа 5. Одновременно этот сигнал поступает на вход блока 8 сравнения. Через задатчик 7 рабочей зоны сигнал подается на блок 8 сравнения, где сравнивается с текущим значением ускорения, и выходной сигнал несет информацию о степени загрузки двигателя. 2 ил. ГЕ (Л ю vl СХ) О) 00 со

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИ Х

РЕСПУБЛИН

А1 (191 (11) (Ю4 G01L 324

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3951124/24 — 10 (22) 17.06.85 (46) 23.12.86, Бюл. ¹ 47 (71) Сибирский научно-исследовательский институт механизации и электрификации сельского хозяйства и Сибирское отделение по автоматизации машинотракторных агрегатов Научно-про.изводственного объединения НАТИ (72) И.П. Добролюбов, В.М. Лившиц, А.P. Голштейн, A.Ê. Гладков, С.В. Самойлов, В.Ф. Капканец, В.И. Маракин и Г„Б. Шипилевский (53) 531.781(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 968499, кл. F 02 D 35/00, 1981.

Авторское свидетельство СССР № 1091040, кл. G 01 L 3/24, 31.01.83. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗАГРУЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение относится к измерительной технике и позволяет повысить точность степени загрузки. Переменный во времени сигнал от датчика 1 угловой скорости поступает одновременно на входы блока 10 дифферейцирования и измерителя 2 частоты вращения. С выхода последнего сигнал, соответствующий. частоте вращения вала, последовательно проходит через блоки 3 и 4 дифференцирования, на выходе которых вырабатывается сигнал, поступающий на нуль — орган 5, срабатывающий в момент равенства нулю этого сигнала, т.е. при оптимальном загрузочном режиме работы двигателя.

С выхода блока 10 дифференцирования сигнал поступает на вход фильтра 1f на второй вход которого поступает сигнал с выхода измерителя 2 частоты вращения. Сигнал ускорения с фильтра

11 поступает на вход блока 6 памяти и фиксируется в нем в момент наличия сигнала на блоке 6 памяти, поступающего с нуль — органа 5. Одновременно этот сигнал поступает на вход блока 8 сравнения. Через эадатчик

7 рабочей зоны сигнал подается на блок 8 сравнения, где сравнивается с текущим значением ускорения, и выходной сигнал несет информацию о степени загрузки двигателя. 2 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть испольэовано для контроля и регулирования работы двигателей.

Целью изобретения является повышение точности контроля.

Эффективная мощность двигателя

N связана с его крутящим моментом

Ф1е соотношением

Ne = МеЯ = (M; — М,.)u, где M; — индикарторный момент, Нд, М вЂ” момент внутренних потерь (преимущественно трения),Ищ, са — угловая скорость, рад/с.

Указанные моменты при неравномерном вращении связаны с угловым ускорением Е = du/dt с помощью уравнения динамики при моменте нагрузки

Мн п

f,- — — =М; — М,— М„, (2)

А 2 dip

2 (iÕ )

2 dp

1 (M — 1

1 к,г (М +М °

T д I

М н

М„„- М.— М„) к + - Г + ми т

Нэ (4) где М„н — инерционная составляющая крутящего момента:

278633 3 среднее} будут определяться величинами V, Р и Р;, не зависящими от угла поворота. Как видно из анализа кривых (фиг. 1), активная часть крутящего момента занимает участок в пределах от BMT до 20-40 после

ВМТ (в зависимости от значения f. ), т.е. ее можно аппроксимировать отрезком синусоиды с периодом, составляющим 1/3 †1/4 часть оборота с частотой, кратной 3-4-й гармоникам частоты вращения.

Согласно (2) при неравномерном вравращении вала угловое ускорение равно: где I †моме инерции двигателя, кг, м2.

В стационарном режиме работы двигателя среднее значение ускорения равно нулю.

Индикаторный момент в одном цилиндре может быть записан в виде и, (lp)= (pK(q)+p;в м1 к т

=М, +M

Э (3) где ц угол поворота коленчатого вала, рад; объем цилиндра, м ; давление сжатия, Па; среднее индикаторное давление, Па;

1 4

P с

K(q) и

S(g) — безразмерные компрессионная и газовая (индикаторная) силовые функции;

К Г

М;, и M;, — компрессионная и газовая составляющие момента М;

При этом для всего множества двигателей функции K(q) и S(q) цля различных значений политроп сжатия и расширения могут быть аппроксимированы набором кривых, зависящих только от степени сжатия К,,к(фиг. 1) .Следовательно,с учетом (3) и фиг. 1 индикаторный момент

M; {q) по форме повторяет функции

К (g) и S (ч), только значения этого момента (как амплитудное, так и

$5 М

Nrr 2 drp

При определенном скоростном и нагK рузочном режимах величины М, М,, ° Мн„ и Мч являю гся неизменными (эна30 чит Fk (т frrH и pe также неиэмен ны) и информацию о крутящем моменте и мощности двигателя в соответствии с (1) и (4) несет газог-.эя составляющая углового ускорения E „, которая повторяет по форме функцию S (y).

Следовательно, составляющую Г,, также как и функцию S (q) можно аппроксимировать отрезком синусоиды с частотой, кратной 3-й или 4-й гармонике частоты вращения (в зависимости от степени сжатия Е,к).

Уравновешенные двигатели имеют инерционную составляющую, близкую к

45 нулю, а составляющие трения E u т нагрузки Ен, как правило, имеют более низкочастотный спектр, чем составляющие Г „и < ц . Следовательно, у таких двигателей достаточно измерить ускорение на частоте, кратной 3-4-й

50 гармонике частоты вращения на холосгом ходу (амплитуда А ).

Прирост амплитуды указанных гармоник (А - А ) будет непосредственно характеризовать мощность, развиваемую двигателем (т.е. загрузку), так как зависимость амплитуд ускорений от мощности линейная. При контроле неуравновешенных двигателей из-за

1278633 влияния инерционной составляют;ей за висимость амплитуд укаэанных гармоник от мощности нелинейная, 3 этом случае для каждой марки двигателя необходимо иметь градуировочный график (связь эталонных значений ускорений указанных гармоник с мощностью двигателя) .

На фиг. 1 представлены безразмерные компрессионная и газовая силовые 10 функции; на фиг. 2 — блок-схема устройства для контроля загрузки двигателя.

Устройство для контроля загрузки двигателя содержит датчик 1 угловой скорости, измеритель 2 частоты вращения, последовательно соединенные первый блок 3 дифференцирования, второй блок 4 дифференцирования, нуль-орган

5, блок 6 памяти, задатчик 7 рабочей зоны, блок 8 сравнения и индикатор

9, а также третий блок 10 дифференцирования, вход которого соединен с выходом датчика 1 угловой скорости, который подключен также к входу измерителя 2 частоты вращения, а выход третьего блока 10 дифференцирования соединен с первым входом перестраиваемого резонансного фильтра 11, второй вход которого подключен к выхо- 30 ду измерителя 2 частоты вращения, который соединен также с входом первого блока 3 дифференцирования, а выход перестраиваемого резонансного фильтра 11 соединен с вторыми входами -. 5 блока 6 памяти и блока 8 сравнения.

Устройство работает следующим образом.

Сигнал от датчика 1 угловой скорости вследствие изменения момента 4д инерции двигателя и чередования вспышек по цилиндрам, представляющий собой переменный во времени сигнал даже при постоянной средней загрузке двигателя, поступает одновременно на 45 входы третьего блока 10 дифференцирования и измерителя 2 частоты вращения. С выхода измерителя 2 сигнал, сосоответствующий частоте вращения вала двигателя (средней угловой ско- 50 рости за цикл работы двигателя), последовательно проходит через блоки 3 и 4 дифференцирования, на выходе которых вырабатывается сигнал, пропор-. циональный второй производной частоты вращения вала. Указанный сигнал поступает на вход нуль-органа 5, срабатывающего в момент равенства нулю этого сигнала, что соответствует оптимальному загрузочному режиму работы двигателя. С выхода третьего блок

10 дифференцирования сигнал, пропорциональный мгновенному значению углового ускорения вала двигателя, поступает на первый вход перестраиваемого резонансного фильтра 11, на второй вход которого поступает сигнал с выхода измерителя 2 частоты вращения.

Получаемый на выходе фильтра 11 сигнал ускорения, соответствующий третьей или четвертой гармонике частоты вращения, поступает на второй вход блока 6 памяти и фиксируется в нем в-момент наличия сигнала на первом входе блока 6, поступающего с нуль-органа 5. Одновременно этот сигнал поступает. на второй вход блоков

8 сравнения.

Значение зарегистрированного в блоке 6 памяти ускорения соответствует номинальному значению момента двигателя на выбранной характеристик( (внешней или частичной) работы двигателя.

Через задатчик 7 рабочей зоны, выполненный в виде порогового устройства на два уровня граничных значений по моменту, соответствующих в рхНему и нижнему пределам оптимальной

4 загрузки, и схемы ИЛИ, сигнал подается на первый вход блока 8 сравнения, где сравнивается с текущим значением ускорения, соответствующего третьей или четвертой гармонике частоты вращения, и выходной сигнал несет информацию о степени загрузки двигателя.

Если это значение находится за пределами оптимальной зоны загрузки, результат сравнения подается на индикатор 9 в виде сигнала загрузки ниже оптимальной или выше оптимальной. Если текущие значения составляющей ускорения, соответствующие третьей или четвертой гармонике частоты вращения находятся в пределах оптимальной зоны, заданной задатчиком 7 рабочей зоны, то на выходе блока 8 сравнения сигнал отсутствует, Ф о р м у л а и з î б р е т е н и я

Устройство для контроля загрузки двигателя внутреннего сгорания, содержащее измеритель частоты вращения, к выходу которого последовательно подключены первый блок дифференцирования, второй блок дифференцирования, нуль-орган, блок памяти, за12

00 г0 0 00 ча где

S(g) ое

09

0.2

Z0 0 00

tPuz.1

Составитель A. Пашксв

Техред Л.Олейник Корректор А. Ильин

Редактор С. Патрушева

Тираж 778 Подписное

ВНИИПИ Государственного .комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Заказ 6822/36

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 датчик рабочей зоны, блок сравнения и индикатор, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что„ с целью повьш ения точности контроля загрузки, в него введены датчик угловой скорости, третий блок дифференцирования и перестраиваемый резонансный фильтр, при этом выход датчика угловой скорости соединен

78633 ь со входами измерителя частоты вращения и третьего блока дифференцирования, к выходу которого подключен первый вход перестраиваемого резонансного фильтра, второй вход которого соединен с выходом измерителя частоты,а выход подключен к вторым входам блока памяти и блока сравнения.

Устройство для контроля загрузки двигателя внутреннего сгорания Устройство для контроля загрузки двигателя внутреннего сгорания Устройство для контроля загрузки двигателя внутреннего сгорания Устройство для контроля загрузки двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к силоизмерительной технике и позволяет расширить функциональные возможности устройства за счет обеспечения одновременного регулирования давления воздуха в шинах колес тягача

Изобретение относится к измерительуой технике и позволяет повысить точность определения мощности

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для контроля режимов работы дизельных двигателей

Изобретение относится к сельскохозяйственной технике и может быть использовано для регулирования, вручную или автоматически, режимами работы машинно-тракторного агрегата (МТА) в эксплуатационных условиях, а также при обучении и повышении квалификации трактористов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения и оценки наработки различных видов транспортных средств при работе в различных эксплуатационных условиях

Изобретение относится к измерителям мощности двигателя и может быть использовано в двигателестроении

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для непрерывного измерения энергоресурса двигателя внутреннего сгорания, работающего в реальных эксплуатационных условиях

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для эксплуатационного контроля эффективной мощности главных судовых двигателей
Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к сельскохозяйственному приборостроению

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля и регулирования режимов работы двигателей внутреннего сгорания, преимущественно дизелей, включая дизели с наддувом

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения максимальной мощности, развиваемой пневматическим двигателем

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения вращающего момента, скорости вращения, потребляемой энергии электродвигателей

Изобретение относится к области испытаний и технической диагностики двигателей внутреннего сгорания в отсутствии тормозных устройств, в частности к способам оценки технического состояния двигателей внутреннего сгорания (ДВС) по значению мощности механических потерь (Nмex), и может быть использовано для контроля и диагностирования ДВС в процессе их изготовления, обкатки, технического обслуживания и ремонта
Наверх