Подшипник скольжения

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в подшипниках скольжения электронасосов, длительное время работающих без ревизий. Целью изобретения является повьшение надеж ,ности. Подшипник скольжения состоит ИЗ корпуса и антифрикционного вкладьша, который охватывает вал. В корпусе закреплен элемент, контактирующий с валом с одним выступом. Элемент соединен с термопреобрпзователем, который выполнен, например, в виде термопары. Выступ выполнен переменного сечения в форме трапеции с основанием, удаленным от рабочей поверхности вала, и высотой, соответствующей величине допустимого износа вкладыша. Элемент может быть выпол- .нен по меньшей мере с двумя выступами переменного сечения разной высоты . При этом скачкообразное изменение выходного сигнала соответствует определенным стадиям износа вкладыша , что может служить сигналом для систем автоматического управления. 1 3.п. ф-лы. 2 ил. §

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

Ш4 F16С1724

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬС ГВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3866983/25-27 (22) 11.03.85 (46) 30.01.87. Бйл. 112 4 (72) С.В.Поклонов, А.Г.Орлов и М.И.10дкин (53) 621.822.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 715838, кл. F 16 С 17(24. 1977. (54) ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к области мащиностроения и может быть использовано в подшипниках скольжения электронасосов, длительное время работающих без ревизий. Целью изобретения является повышение надеж.ности. Подшипник скольжения состоит из корпуса и антифрикциоиного вкладыша, который охватывает вал. В корÄÄSUÄÄ 1286844 А1 пусе закреплен элемент, контактирующий с валом с одним выступом.

Элемент соединен с термопреобразователем,. который выполнен, например, в виде термопары. Выступ выполнен переменного сечения в форме трапеции с основанием, удаленным от рабочей поверхности вала, и высотой, соответ-. ствующей величине допустимого износа вкладыша. Элемент может быть выпол.нен по меньшей мере с двумя выступами переменного сечения разной высоты. При этом скачкообразное изменение выходного сигнала соответствует определенным стадиям износа вкладыша, что может служить сигналом для систем автоматического управления.

1 з.п. ф-лы. 2 ил.

С:

К)

С5

1286844

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниках скольжения электронасосов, длительное время работающих без ревизий. 5

Целью изобретения является повышение надежности подшипника.

На фиг,1 и 2 изображены варианты выполнения подшипника скольжения с элементом, контактирующим с валом, Ю снабженным одним выступом и несколькими выступами соответственно, Подшипник скольжения содержит корпус 1 и антифрикционный вкладыш

2, который охватывает вал 3. В корпусе 1 закреплен контактирующий с валом элемент 4 с одним выступом или элемент 5 с несколькими выступами.

Элементы 4 и 5 соединены с термопреобразователями б, которые выполнены, например, в виде термопар.

Первоначально зазор между валом 3 и одним из выступов элементов 4 и 5 может быть равен рабочему зазору . между валом 3 и антифрикционным вкла25 ,дышем 2. Это может быть достигнуто путем их совместной обработки.

При вращении вала 3 антифрикционный вкладыш 2 подвергается износу. 30

Одновременно происходит износ выступов элементов 4 и 5 подшипника скольжения, при этом первоначальный уровень температуры элементов 4 и 5 определяется площадью контакта выступов переменного сечения с валом 3 и температурой среды, в которой работает подшипник. По мере износа антифрикционцого вкладыша 2 площадь контакта выступов элементов 4 и 5 с 4g валом 3 постепенно увеличивается, что приводит к плавному возрастанию температуры вышеуказанных элементов, отслеживающей износ их выступов.

Прй выполнении элементов 4 и 5 из легкоизнашиваемого теплопроводного материала, например алюминия, температура элементов 4 и 5 заметно возрастает, не вызывая износа вала 3.

При достижении предельного износа вал 50

3 входит в контакт не с выступом, а с самим элементом 4 или 5 подшипника скольжения, при этом площадь контакта, следовательно, и температура скачкообразно возрастает, что является сигналом к остановке вала 3.

При выполнении нескольких высту- пов на поверхности элемента 5, контактирующего с валом 3 (фиг.2), скачкообразное изменение выходного сигнала может соответствовать определенным стадиям износа антифрикционного вкладыша 2, что может быть импульсом для систем автоматического управления.

Подшипник скопьжения может эксплуатироваться как самостоятельно, так и в комплексе с другими системами температурного контроля. Например, для исключения влияния температуры среды, в которой находится подшипник, он может эксплуатироваться совместно с термопреобразователем, фиксирующим температуру среды.

Подшипник скольжения особенно эффективен при использовании в электронасосах, которые должны длительное время работать без остановок для проведения ревизий и профилактических мероприятий, например, в погружных насосах.

Известно, что подъем и опускание электронасоса в скважине — трудоемкая и продолжительная операция, по стоимости сравнимая со стоимостью самого агрегата, поэтому профилактические работы в процессе эксплуатации обычно не производятся, т,е. электронасос работает до отказа, вызванного разрушением или поломкой одного из узлов, после чего требуется его капитальный ремонт, а одним из определяющих факторов безотказной работы этих агрегатов является работоспособность подшипниковых опор.

При использовании изобретения появляется возможность предотвратить отказ электродвигателя, что позволит вместо капитального ремонта произвести лишь замену износившегося вкладыша. Таким образом, ресурс работы электродвигателя до капитального ремонта может быть увеличен в

2-3 раза по сравнению с базовым вариантом.

Формула и з о б р е т е н и я

1. Подшипник скольжения, содержащий антифрикционный вкладыш, охватывающий вал и термопреобразователь, соединенный с элементом, контактирующим .с валом, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения надежности, элемент установлен со стороны торца вкладыша и выполнен с выступом переменного сечения в форме трапеции с основанием, обращенным к термопреобразователю, и высотой, соответствующей величине допустимого износа вкладыша.

1286844

2. Подшипник по и . 1, о т л и— ч а ю шийся тем; что элемент выполнен по меньшей мере с двумя выступами переменного сечения разной высоты.

Риа 2

Составитель Т.Хромова

Редактор И.Рыбченко Техред Л.Сердюкова

Корректор E. Сирохман

Заказ 7700/37 Тираж 758 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-.35, Раушская наб., д." 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул.Проектная, 4

Подшипник скольжения Подшипник скольжения Подшипник скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к эксплуатации турбомашин и может быть использовано для контроля работы крупногабаритных радиальных подшипников жидкостного трения

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а более конкретно к одному из важнейших узлов любого вагона или локомотива, а именно к буксовому узлу скоростного подвижного состава

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве опор валов в тяжелонагруженных и высокоскоростных механизмах и машинах

Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при диагностировании степени износа шатунных подшипников двигателей внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по надежности опорного узла

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам скольжения, снабженным устройством для контроля износа рабочих поверхностей трущихся элементов

Изобретение относится к области машиностроения , а именно к узлам трения скольжения

Изобретение относится к области подшипниковой промышленности и может быть использовано для контроля износа подшипников

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам скольжения, снабженным устройством для контроля износа рабочих поверхностей трущихся элементов
Наверх