Способ определения утомления школьников

 

Изобретение относится к области психологии. С целью повьппения точности способа у школьников до начала учебных занятий определяют и регистрируют температуру тела; частоту пульса каждые 10 с в течение 1 мин, вычисляют среднее число ударов в 1 мин; давление систолическое, диастолическое, пульсовое. Те же измерения проводят после последнего урока . С помощью ЭВМ рассчитывают коэффициенты парной корреляции между показателями до и после учебной нагрузки . Появление утомления у школьников определяют по статистически значимому увеличению после учебной нагрузки количества достоверных коэффициентов корреляции по всем функциям. 1 табл. g го 00 4j 00 00 00

союз ссватсних социАлистичесних щсгылин ду 4 А. 61 В 5/00 (ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ /

Н A ВТОРСНОЫУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3777045!28-14 (22) 01.08,84 (46) G7.02.87. Бюл. Ф 5 (71) Научно-исследовательский институт гигиены детей и подростков (72) Н.Н.Куинджи и О.И.Менделеева (53) 615.475 (088.8) (56) Громбах С.М. Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе. М., 1975, с. 7-18. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УТОМЛЕНИЯ

ШКОЛЬНИКОВ (57) Изобретение относится к области психологии. С целью повышения точности способа у школьников до начала

„.SU„„1287838 А 1 учебных занятий определяют и регистрируют температуру тела; частоту пульса каждые 10 с в течение 1 мин,. вычисляют среднее число ударов в

1 мин; давление систолическое, диастолическое, пульсовое. Те же измерения проводят после последнего урока. С помощью ЭВМ рассчитывают коэффициенты парной корреляции между показателями до и после учебной нагрузки. Появление утомления у школьников определяют по статистически значимому увеличению после учебной нагрузки количества достоверных коэффициентов корреляции по всем функциям. 1 табл. Я

1287838 разом. количество прослеженных знаков

ПКР= (количество ошиббк на 500 знаков + 1)х10

Изобретение относится к области медицины, а именно к психологии.

Целью изобретения является повышение точности за счет определения учебного утомления по характеру регу- 5 ляции целостного организма.

Способ осуществляют следующим об10

У школьников до начала учебных занятий определяют и регистрируют показатели температуры тела (в подмышечной впадине), частоту пульса каждые 10 с в течение 1 мин, вычисляют среднее количество ударов в 1 мин, а также рассчитывают систолическое, диастолическое и пульсовое давление.

В начале первого и в. конце послед— него уроков школьникам раздают буквенные корректурные тесты (таблицы

Вслед за проведением корректурных исследований после последнего урока у школьников повторно измеряют и регистрируют показатели температуры те30 ла, частоты пульса, систолического, диастолического и пульсового давления. Исследования в указанном объеме проводятся 1-3 дня в неделю. Данные, полученные при наблюдении в течение нескольких дней, усредняют для каждой 35 из оцениваемых функций отдельно до и после уроков.. Составляют две матрицы для машинной обработки данных, полученных до и после уроков, в которых по вертикали проставляют фамилии (или номера) испытуемых, а по горизонтали — усредненные или разовые значения оцениваемых у них функций по порядку номеров: 1 — ПКР, 2 — количество прослеженных знаков, 3 — количество оши- бок в пересчете на 500 знаков, 4— температура тела, 5 — частота пульса, 6 — систолическое давление, 7 — диастолическое давление, 8 — пульсовое давление. С помощью ЭВИ рассчитывают коэффициенты парной корреляции между первым и каждым следующим по горизонтали номером матрицы, вторым и каждым следующим и т.д. Из рядов коэффициентов корреляции, полученных после маАнфимова) . Предлагают задание: зачеркнуть, например, букву К и по;:— черкнуть букву В. При повторном проведении корректурных исследований (в конце последнеro урока или в другие дни обследования) буквы, подлежащие зачеркиванию и подчеркиванию, меняют. Задание выполняется в тече:ние 2 мин. При обработке каждой кор1 ректурной таблицы считают количество прослеженных школьниками знаков, количество допущенных в тесте ошибок, пересчитывают количество допущенных ошибок на 500 знаков. По каждой корректурной пробе, выполненной в начале и конце уроков, р ас с читыв ают ин те г- . ральный показатель умственной работоспособности — продуктивность корректурной работы (ПКР) каждого ученика по формуле шинной обработки первой и второй матриц, высчитывают общее количество в процентах достоверных коэффициентов корреляции по всем оцениваемым системам организма, количество достоверных отрицательных коэффициентов корреляции по всем системам организма, количество достоверных коэффициентов корреляции между показателями работоспособности и физиологических функций.

Определяют статистическую значимость изменения количества рассчитываемых коэффициентов корреляции после уроков по сравнению с их количеством до уроков. Появление утомления у школьников определяют по статистически значимому увеличению после учебной нагрузки количества достоверных коэффициентов корреляции по всем функциям, увеличеPmo количества достоверных коэффициентов корреляции между показателями

-умственной работоспособности и физиологических функций, увеличению количества достоверных отрицательных коэффициентов корреляции между функциями всего организма.

В таблице приведена сравнительная оценка эффективности выявления учебного утомления у школьников с помощью известного и предлагаемого способов.

1287838

Выявление утомления у школьников по иавестиоиу)способу преллагаеиоиу способу

КоличеКоличество набКоличество школьников ство наблю- . людаемых с утомлением (Ж) даемых школьников шко льни ков (7) 142(100) 58(40, 8) 142 (100,0) 69(48,5) Формула изобретения

Составитель М. Позняк

Техред Л.Олейник Корректор Е. Рошко

Редактор Л. Гратилло

Заказ 7739/4 Тираж 6(7

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, }К-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, r, Ужгород, ул. Проектная, 4

Количество школьников с утомле- нием

Способ определения утомления школь.20 ников путем проведения корректурных проб до и после учебной нагрузки и сравнением показателей, о т л и ч а— ю шийся тем, что, с целью повышения точности, дополнительно регист- 25 рируют до и во время проведения корректурных проб температуру тела, частоту пульса, систолическое, диастолическое и пульсовое давление, а затем рассчитывают коэффициенты парной корреляции между всеми полученными показателями до и после учебной нагрузки и при статистически значимом увеличении количества достоверных отрицательных коэффициентов корреляции между исследованными функциями после учебной нагрузки, диагностируют утомление.

Способ определения утомления школьников Способ определения утомления школьников Способ определения утомления школьников 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к аппаратам для одновременного снятия электрокардиограммы и эхокардиограммы и обеспечивает надежную фиксацию дат-

Изобретение относится к медицине , а именно к кардиологии

Изобретение относится к медицине , а именно к кардиологии

Изобретение относится к измерению косвенным методом систолического и диастолического артериального давления человека и позволяет повысить точность измерения диастолического артериального давления путем усовершенствования известного устройства по авт.св

Изобретение относится к измерению косвенным методом систолического и диастолического артериального давления человека , позволяет повысить точность измерения диастолического давления и является дополнительным к авт

Изобретение относится к медицине , может быть применено в урологии и нефрологии при диагностике начальной стадии нефрогенной артериальной гипертонии

Изобретение относится к медицине, может быть применено для диагностики поражений спинного мозга в нейрохирургии и невропатологии

Изобретение относится к медицине, а именно к хирургии и физиологии

Изобретение относится к медицинской технике

Изобретение относится к медицине

Изобретение относится к нефрологии и урологии

Изобретение относится к области медицины, а именно к физиотерапии и курортологии, и может быть использовано для оперативной оценки индивидуальных особенностей термовосстановления кожи
Наверх