Способ определения утомления школьников
Изобретение относится к области психологии. С целью повьппения точности способа у школьников до начала учебных занятий определяют и регистрируют температуру тела; частоту пульса каждые 10 с в течение 1 мин, вычисляют среднее число ударов в 1 мин; давление систолическое, диастолическое, пульсовое. Те же измерения проводят после последнего урока . С помощью ЭВМ рассчитывают коэффициенты парной корреляции между показателями до и после учебной нагрузки . Появление утомления у школьников определяют по статистически значимому увеличению после учебной нагрузки количества достоверных коэффициентов корреляции по всем функциям. 1 табл. g го 00 4j 00 00 00
союз ссватсних социАлистичесних щсгылин ду 4 А. 61 В 5/00 (ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ /
Н A ВТОРСНОЫУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3777045!28-14 (22) 01.08,84 (46) G7.02.87. Бюл. Ф 5 (71) Научно-исследовательский институт гигиены детей и подростков (72) Н.Н.Куинджи и О.И.Менделеева (53) 615.475 (088.8) (56) Громбах С.М. Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе. М., 1975, с. 7-18. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УТОМЛЕНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ (57) Изобретение относится к области психологии. С целью повышения точности способа у школьников до начала
„.SU„„1287838 А 1 учебных занятий определяют и регистрируют температуру тела; частоту пульса каждые 10 с в течение 1 мин,. вычисляют среднее число ударов в
1 мин; давление систолическое, диастолическое, пульсовое. Те же измерения проводят после последнего урока. С помощью ЭВМ рассчитывают коэффициенты парной корреляции между показателями до и после учебной нагрузки. Появление утомления у школьников определяют по статистически значимому увеличению после учебной нагрузки количества достоверных коэффициентов корреляции по всем функциям. 1 табл. Я
1287838 разом. количество прослеженных знаков
ПКР= (количество ошиббк на 500 знаков + 1)х10
Изобретение относится к области медицины, а именно к психологии.
Целью изобретения является повышение точности за счет определения учебного утомления по характеру регу- 5 ляции целостного организма.
Способ осуществляют следующим об10
У школьников до начала учебных занятий определяют и регистрируют показатели температуры тела (в подмышечной впадине), частоту пульса каждые 10 с в течение 1 мин, вычисляют среднее количество ударов в 1 мин, а также рассчитывают систолическое, диастолическое и пульсовое давление.
В начале первого и в. конце послед— него уроков школьникам раздают буквенные корректурные тесты (таблицы
Вслед за проведением корректурных исследований после последнего урока у школьников повторно измеряют и регистрируют показатели температуры те30 ла, частоты пульса, систолического, диастолического и пульсового давления. Исследования в указанном объеме проводятся 1-3 дня в неделю. Данные, полученные при наблюдении в течение нескольких дней, усредняют для каждой 35 из оцениваемых функций отдельно до и после уроков.. Составляют две матрицы для машинной обработки данных, полученных до и после уроков, в которых по вертикали проставляют фамилии (или номера) испытуемых, а по горизонтали — усредненные или разовые значения оцениваемых у них функций по порядку номеров: 1 — ПКР, 2 — количество прослеженных знаков, 3 — количество оши- бок в пересчете на 500 знаков, 4— температура тела, 5 — частота пульса, 6 — систолическое давление, 7 — диастолическое давление, 8 — пульсовое давление. С помощью ЭВИ рассчитывают коэффициенты парной корреляции между первым и каждым следующим по горизонтали номером матрицы, вторым и каждым следующим и т.д. Из рядов коэффициентов корреляции, полученных после маАнфимова) . Предлагают задание: зачеркнуть, например, букву К и по;:— черкнуть букву В. При повторном проведении корректурных исследований (в конце последнеro урока или в другие дни обследования) буквы, подлежащие зачеркиванию и подчеркиванию, меняют. Задание выполняется в тече:ние 2 мин. При обработке каждой кор1 ректурной таблицы считают количество прослеженных школьниками знаков, количество допущенных в тесте ошибок, пересчитывают количество допущенных ошибок на 500 знаков. По каждой корректурной пробе, выполненной в начале и конце уроков, р ас с читыв ают ин те г- . ральный показатель умственной работоспособности — продуктивность корректурной работы (ПКР) каждого ученика по формуле шинной обработки первой и второй матриц, высчитывают общее количество в процентах достоверных коэффициентов корреляции по всем оцениваемым системам организма, количество достоверных отрицательных коэффициентов корреляции по всем системам организма, количество достоверных коэффициентов корреляции между показателями работоспособности и физиологических функций.
Определяют статистическую значимость изменения количества рассчитываемых коэффициентов корреляции после уроков по сравнению с их количеством до уроков. Появление утомления у школьников определяют по статистически значимому увеличению после учебной нагрузки количества достоверных коэффициентов корреляции по всем функциям, увеличеPmo количества достоверных коэффициентов корреляции между показателями
-умственной работоспособности и физиологических функций, увеличению количества достоверных отрицательных коэффициентов корреляции между функциями всего организма.
В таблице приведена сравнительная оценка эффективности выявления учебного утомления у школьников с помощью известного и предлагаемого способов.
1287838
Выявление утомления у школьников по иавестиоиу)способу преллагаеиоиу способу
КоличеКоличество набКоличество школьников ство наблю- . людаемых с утомлением (Ж) даемых школьников шко льни ков (7) 142(100) 58(40, 8) 142 (100,0) 69(48,5) Формула изобретения
Составитель М. Позняк
Техред Л.Олейник Корректор Е. Рошко
Редактор Л. Гратилло
Заказ 7739/4 Тираж 6(7
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, }К-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Производственно-полиграфическое предприятие, r, Ужгород, ул. Проектная, 4
Количество школьников с утомле- нием
Способ определения утомления школь.20 ников путем проведения корректурных проб до и после учебной нагрузки и сравнением показателей, о т л и ч а— ю шийся тем, что, с целью повышения точности, дополнительно регист- 25 рируют до и во время проведения корректурных проб температуру тела, частоту пульса, систолическое, диастолическое и пульсовое давление, а затем рассчитывают коэффициенты парной корреляции между всеми полученными показателями до и после учебной нагрузки и при статистически значимом увеличении количества достоверных отрицательных коэффициентов корреляции между исследованными функциями после учебной нагрузки, диагностируют утомление.