Шарнирный сферический подшипник

 

Изобретение относится к области машиностроения и используется для самоустановки осей и валов, а также в кинематических звеньях, совёршаю .щих качательное и вращательное движение . Целью изобретения является увеличение долговечности и несущей способности. Внутренняя поверхность наружного кольца вьтолнена бочкообразной С радиусом образующей дуги, равным радиусу сферы внутреннего кольца. Антифрикционный элемент выполнен на всех участках одинаковой толщины. Наружное кольцо вьтолнено из двух полуколец. Наличие зазора между наружной поверхностью внутреннего кольца и внутренней поверхностью антифрикционного элемента на центральном участке рабочих поверхностей позволяет при увеличении нагрузок ма териал антифрикционного элемента оттеснять в центральную часть зазора, что способствует увеличению несущей способности и долговечности подшипника. 3 ил. о (Л X) ел 00

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (5D4 F 16 С 23 04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA (21) 3784210/31"27 (22) 25.08.84 (46) 30.05.87. Бюл. № 20 (71) Ростовский государственный университет им. М.А.Суслова (72) Г.П.Барчан, А.P.Äæàíàåâ, М.С.Крепс,В.П.Курбатов и А.Ф.Максюши н (53) 621. 822. 5 (088.8) (56) Патент США № 2665956,кл.308-72, 1954. (54) ШАРНИРНЫЙ СФЕРИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК (57) Изобретение относится к области машиностроения и используется для самоустановки осей и валов, а также в кинематических звеньях, совершающих качательное и вращательное движение. Целью изобретения является увеличение долговечности и несущей способности. Внутренняя поверхность наружного кольца выполнена бочкообразной С радиусом образующей дуги, равным радиусу сферы внутреннего кольца. Антифрикционный элемент выполнен на всех участках одинаковой толщины. Наружное кольцо выполнено из двух полуколец. Наличие зазора между наружной поверхностью внутреннего кольца и внутренней поверхностью антифрикционного элемента на центральном участке рабочих поверхностей позволяет при увеличении нагрузок материал антифрикционного элемента оттеснять в центральную часть зазора, что способствует увеличению несущей способности и долговечности подшипника. 3 ил.

1314158

Изобретение относится к машиностроению, в частности к шарнирным сферическим подшипникам скольжения, имеющим антифрикционный элемент и используемым для самоустановки осей 5 и валов, а также в кинематических звеньях, совершающих качательное и вращательное движение.

Цель изобретения — увеличение дол- 10 говечности и несущей способности сферического подшипника скольжения, работоспособного в тяжелонагруженных узлах трения при работе без смазки или с ограниченной подачей смазки.

На фиг. 1 показан подшипник, разрез; на фиг. 2 — схема образования внутренней поверхности наружного кольца подшипника; на фиг. 3 — подшипник, общий вид. 20

Подшипник содержит внутреннее кольцо 1, наружная поверхность которого в полнена радиусом К(из центра 25

О. Кольцо 1 контактирует по боковым кольцевым участкам с антифрикционным элементом 2, выполненным на всех участках одинаковой толщины и закрепленным на внутренней поверхности наружного кольца 3, выполненной бочкообразной с радиусом образующей дуги

R из центра 01, равным радиусу сферы внутреннего кольца.

Расстояние от оси подшипника до наиболее удаленной от оси точки внут- 35 ренней поверхности наружного кольца

3L равно

40 где R — радиус наружной поверхносt ти внутреннего кольца; ц „ — наибольший (в сечении плос. костью, проходящей через центр сферы R, и перпенди- 45 кулярной оси подшипника) зазор между внутренним кольцом 1 и элементом 2;

h — толщина антифрикционного элемента.

Наружное кольцо 3 выполнено из двух полуколец, соединенных по линии разлома (фиг.3).

В ненагруженном состоянии внутреннее кольцо 1 опирается на края антифрикционного элемента 2, закрепленного на внутренней поверхности наружных колец 3. Под нагрузкой материал антифрикционного элемента 2 деформируется, образуя неподвижную упруго деформируемую зону на периферии у торца подшипника, "запирая" таким образом основную массу материала антифрикционного элемента 2 в пространстве между металлическими поверхностями внутреннего кольца 1 и наружных полуколец 2. При дальнейшем увеличении нагрузки основная часть материала оттесняется в центр, заполняя менее нагруженную зону и обеспечивая равномерное прилегание антифрикционного элемента 2 к поверхности внутреннего кольца. 1 без пластического оттеснения его на периферию, как у подшипников известной конструкции.

При этом значительно увеличивается площадь поверхности колец, которая воспринимает нагрузку, действующую на подшипник и, как следствие, уменьшается удельная нагрузка в зоне фактического контакта. Подшипники выдерживают предельно допустимые расчетные нагрузки, а их долговечность при этих нагрузках при работе без смазки выше, чем у известных.

Формула изобретения

Шарнирный сферический подшипник, содержащий внутреннее и наружное кольца и антифрикционный элемент, закрепленный на внутренней поверхности наружного кольца, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повьппения долговечности и несущей способности, внутренняя поверхность наружного кольца выполнена бочкообразной с радиусом образующей дуги, равным радиусу сферы внутреннего кольца, центр которого смещен относительно оси подшипника, и расположен в плоскости симметрии, перпендикулярно оси, а антифрикционный элемент выполнен на всех участках одинаковой толщины, причем наружное кольцо выполнено из двух полуколец.

1314158

1314158

ЛЬ/ / сопЬиеНIЯ(ОМмщ)

Составитель Т.Хромова

Редактор Н.Киштулинец Техред М.Ходанич Корректор И.Шулла

Заказ 2198/40 Тираж 760 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная,4

Шарнирный сферический подшипник Шарнирный сферический подшипник Шарнирный сферический подшипник Шарнирный сферический подшипник 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах трудномонтируемых и недемонтируемых узлов машин, а также в опорах, работающих в условиях повьш1енных перекосов валов и осей

Изобретение относится к области станкостроения и может быть истользовано в опорах скольжения с автоматическим регулированием

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть применено в опорах аппаратов, работающих со смазкой

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании опорно-упорных подшипников скольжения, предназначенных для работы в тяжелых условиях, например в качестве подшипников ротора паровой турбины, работающего при высоких нагрузках и частоте вращения, а кроме того, подверженного значительному нагреву

Изобретение относится к подшипникам скольжения

Изобретение относится к машиностроению, а именно к шарнирным подшипникам

Изобретение относится к металлургии, горнодобывающей промышленности, машиностроению и другим отраслям промышленности и касается подшипников скольжения

Изобретение относится к опорному подшипнику, посредством которого тяговый двигатель частично поддерживается на оси железнодорожной тележки, установленной в нижней части локомотива

Изобретение относится к машиностроению и может, быть использовано для крупногабаритных тяжелонагруженных сферических опор скольжения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для подвижного соединения двух звеньев какого-либо технического устройства

Изобретение относится к самоустанавливающимся подшипникам скольжения (СПС)
Наверх