Сферический подшипник скольжения

 

Изобретение относится к самоустанавливающимся подшипникам скольжения (СПС). Цель - снижение трудоемкости изготовления СПС. Науржное металлическое кольцо (НК) 1 и антифрикционная втулка (АВ) 4 выполнены разрезными . В разрезе НК 1 установлен осевой бурт 10 АВ 4. Модуль упругости материала АВ 4 меньше модуля упру

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (51) 4 Р 16 С 23/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BT0PGH0MY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4050612/30-27 (22) 07.04.86 (46) 23.02.88. Бюл. К 7 (71) Ростовский научно-исследовательский .институт технологии машиностроения (72) В.И.Ахремцев, Э.Н.Попов, Ю.А.Евдокимов, Л.Я.Фердинанд и P.Н.Попова (53) 621.822.5 (088.8) (56) Заявка Великобритании 9 1349008,. кл. F 16 С 33/00, 11/06, 1974.

„„SU„„1375875 A 1 (54) СФЕРИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к самоустанавливающимся подшипникам скольжения (СПС), Цель - снижение трудоемкости изготовления СПС. Науржное металлическое кольцо (НК) 1 и антифрикционная втулка (АВ) 4 выполнены разрезными. В разрезе НК 1 установлен осевой бурт 10 АВ 4. Модуль упругос ти материала АВ 4 меньше модуля упру1375875!

25

30 гости материала HK 1 и внутреннего сферического кольца 2. Высота бурта

АВ 4 меньше толщины НК 1. При запрессовке СПС в корпус все зазоры ликвидируются. Внутренняя поверхность

АВ 4 полностью соответствует по форме и размерам сфере кольца 2, обеспечивая максимальную несущую способI

Изобретение относится к машиностроению, в частности к самоустанавливающимся подшипникам скольжения, и может найти применение в узлах трения сельскохозяйственных строительно-дорожных и др. машин.

Цель изобретения — снижение трудоемкости изготовления подшипника за счет снижения точности изготовления его элементов и саморегулирования оптимального зазора между их рабочими поверхностями.

На фиг. 1 дано схематическое изображение сферического подшипника скольжения до установки в корпус; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — схематическое изображение сферического подшипника скольжения после установки в корпус; на фиг.4— разрез Б-Б на фиг, 3.

Сферический подшипник скольжения содержит наружное металлическое кольцо 1, внутреннее металлическое кольцо 2 со сферической наружной поверхностью 3 и расположенную между ними выполненную, например, из полиамида, антифрикционную втулку 4 с торцовыми буртами 5, сферической внутренней поверхностью 6 и цилиндрической наружной поверхностью 7. На наружном металлическом кольце 1 и полиамидной втулке 4 выполнены расположенные на диаметрально противоположных сторонах осевые разрезы 8 и 9 соответственно. В разрезе 8 наружного кольца

1 расположен выполненный на цилиндрической поверхности 7 антифрикционной втулки 4 осевой бурт 10, высота которого примерно на 1/3 меньше толщины наружного кольца 1.

Наружное кольцо 1, антифрикционная втулка 4, внутреннее кольцо 2, ность при наличии компенсационного разреза в AB 4. При вращении вала вместе с ним вращается и кольцо 2 а НК 1 вместе с. AB 4 остаются неподвижными. При нагреве АВ 4 от трения заклинивания подшипника не происходит из-за наличия компенсационного разреза в АВ 4.4 ил.

2 кроме его внутреннего цилиндрического посадочного диаметра на вал, выполнены по,свободным размерам и подвижным посадкам в сопряжениях.

Сборка подшипника осуществляется следующим образом.

В разрезное наружное кольцо 1 устанавливают "от руки" разрезную полиамидную втулку 4, сжимая ее радиально вовнутрь и располагая ее осе. вой бурт 10 в разрезе 8 металлического кольца 1. При этом внутренние торцовые поверхности 11 буртов 5 втулки 4 оказываются прижатыми к наружным торцам 12 металлического наружного кольца 1. Упруго деформируя радиально наружу разрезное кольцо 1 и разрезную полиамидную втулку 4, устанавливают внутреннее металличес2р кое кольцо 2 на сферическую поверхность в антифрикционной втулке 4.

После установки внутреннего кольца

2 и снятия нагрузки металлическое кольцо 1 и антифрикционная втулка

4 возвращаются за счет упругости в исходное положение. Подшипник собран.

Поскольку сопрягаемые поверхности входящих в сферический подшипник скольжения деталей выполнены по свободным размерам и подвижным посадкам, то очевидно, что между торцами 13 разреза 8 наружного кольца 1 и торцами 14 осевого бурта 10 антифрикционной втулки 4 имеется зазор 15, а между наружной сферической поверхностью 3 кольца 2 и внутренней сферической поверхностью в антифрикци» онной втулке 4 — зазор 16.

При установке подшипника в отверс40 тие корпуса с натягом, большим на

20-30% чем натяг по прессовой посадке номинального размера (определяе1375875

Л-я емого наружным диаметром подшипника), радиально вовнутрь деформируется наружное кольцо 1 и антифрикционная втулка 4 так, что полностью ликвидируется осевой зазор 15 (между торцами 13 осевого разреза 8 наружного кольца 1 и торцами 14 осевого бурта

10 антифрикционный втулки 4) и радиальный зазор 16 (между сферическими поверхностями 3 и 6 внутреннего кольца 2 и антифрикционной втулки 4 соответственно).

Исключение зазоров 15 и 16 достигается путем упругопластического оттеснения материала антифрикционной втулки (полиамид), имеющего примерно в 100-120 раз меньший модуль упругости, чем материал (сталь), из которой изготовлены наружное и внут- 20 реннее кольца.

Оттеснение полиамида осуществляется как в полость 17, образованную торцами 13 осевого разреза 8 наружного кольца 1, внутренней цилиндри- 25 ческой поверхностью 18 корпуса 19 и наружным торцом 20 осевого бурта 10 антифрикционной втулки 4, так и в сторону разреза 9 аитифрикционной втулки 4, а также в сторону ее торцов 11. При этом сфера в антифрикционной втулке 4 полностью облегает сферу 3 внутреннего кольца 2, Это обеспечивает максимальную несущую способность и долговечность при снижении точности изготовления.

Подшипник работает следующим образом.

При вращении вала (не показан) вместе с ним вращается и внутреннее кольцо 2, а наружное кольцо 1 вместе с антифрикционной втулкой 4 остаются неподвижньнки. При нагреве антифрикционной втулки от трения "заклинивания" подшипника не происходит из-за наличия компенсационного разреза 9 в антифрикционной втулке 4.

Использование предлагаемого сферического подшипника скольжения позволяет снизить трудоемкость изготовления подшипника на 25-30Х.

Формула изобретения

Сферический подшипник скольжения, содержащий наружное металлическое кольцо, внутреннее металлическое кольцо со сферической наружной поверхностью и установленную между ними антифрикционную втулку с торцовыми фланцами и внутренней сферической поверхностью, о т л и ч а ю щ и й— с я тем, что, с целью снижения трудоемкости изготовления подшипника, наружное кольцо и антифрикционная втулка выполнены с расположенными по отношению друг к другу на диаметрально противоположных сторонах осевыми разрезами, на наружной поверхности антифрикционной втулки выполнен размещенный в разрезе наружного кольца осевой бурт с высотой, меньшей толщины наружного кольца, при этом антифрикционная втулка выполнена из материала с модулем упругости, меньшим модуля упругости материала наружного и внутреннего колец.

1375875

Составитель Т.Хромова

Техред А.Кравчук КоРРектоР A.Зимокосов

Редактор Е.Папп

Заказ 763/37 Тираж 757 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 13035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятйе, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Сферический подшипник скольжения Сферический подшипник скольжения Сферический подшипник скольжения Сферический подшипник скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для подвижного соединения двух звеньев какого-либо технического устройства

Изобретение относится к машиностроению и может, быть использовано для крупногабаритных тяжелонагруженных сферических опор скольжения

Изобретение относится к области машиностроения и используется для самоустановки осей и валов, а также в кинематических звеньях, совёршаю .щих качательное и вращательное движение

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах трудномонтируемых и недемонтируемых узлов машин, а также в опорах, работающих в условиях повьш1енных перекосов валов и осей

Изобретение относится к области станкостроения и может быть истользовано в опорах скольжения с автоматическим регулированием

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть применено в опорах аппаратов, работающих со смазкой

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании опорно-упорных подшипников скольжения, предназначенных для работы в тяжелых условиях, например в качестве подшипников ротора паровой турбины, работающего при высоких нагрузках и частоте вращения, а кроме того, подверженного значительному нагреву

Изобретение относится к подшипникам скольжения

Изобретение относится к машиностроению, а именно к шарнирным подшипникам

Изобретение относится к металлургии, горнодобывающей промышленности, машиностроению и другим отраслям промышленности и касается подшипников скольжения

Изобретение относится к опорному подшипнику, посредством которого тяговый двигатель частично поддерживается на оси железнодорожной тележки, установленной в нижней части локомотива

Изобретение относится к машиностроению, в частности к радиальным подшипникам скольжения с самоустанавливающимися сегментами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в шпинделях металлорежущих станков Цель изобретения - повышение точности и надежности контроля нагрузки на шпиндель Многоклиновый самоустанавливающийся подшипник содержит корпус 1, шпиндель 5, самоустанавливающиеся вкладыши 2 смонтированные на упругом элементе 3 В голо4 вке упругого элемента закреплен шток 6, опорная поверхность которого связана с преобразователем На упругом элементе 3 выполнена шейка, смещенная относительно его оси
Наверх