Раздаточная коробка транспортного средства

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях полноприводных транспортных средств для распределения (или трансформации и распределения) мощностного потока между ведущими мостами транспортного средства. Целью изобретения является обеспечение широкого внешнего кинематического диапазона и высокого КПД путем совмеш,ения трансформатора крутяш,его момента с несимметричным межосевым дифференциальным механизмом. В корпусе 1 соосно ведущему валу 2 размещены вал 3 водила 4 и первый ведомый вал 5, параллельно им второй ведомый вал 6. Солнечная шестерня 7 установлена на валу 3 с возможностью свободного вращения и кинематически связана через to. сателлиты 8 с водилом 4, эпициклической щестерней 9, а также жестко соединена с шестерней 10, находящейся в постоянном зацеплении с шестерней 11, имеющей дополнительный внутренний зубчатый венец 12 и установленной с возможностью свободного вращения на удлиненной в ее сторону ступице шестерни 13. Шестерня 13 установлена на валу 6 с возможностью свободного вращения , оснащена дополнительным внешним зубчатым венцом 14 и находится в постоянном зацеплении с шестерней 15, жестко соединенной с водилом 4. На ведущем валу 2 и ведомом валу 5 размещены переключающие муфты 16 и 17, причем муфта 17 вилками 18 и 19 и штоком 20 соединена с блокировочной муфтой 21, которая внешним зубчатым венцом устанавливается во внутреннем зубчатом венце промежуточного диска 22, жестко соединенного с корпусом 1. Переключающая муфта 23 оснащена внешним и внутренним зубчатыми венцами и установлена с возможностью осевого перемещения на внещнем зубчатом венце подшипниковой опоры 24, жестко соединенной с корпусом 1. 1 ил. W гр « сл оо оо сд N со

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51! 4 B 60 К 17/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4037669/40-11 (22) 17.03.86 (46) 07.09.87. Бюл. № 33 (72) А. А. Байдуков и Н. Н. Семендяев (53) 629.113.385.9 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1146220, кл. В 60 К 17/20, 1983. (54) РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях полноприводных транспортных средств для распределения (или трансформации и распределения) мощностного потока между ведущими мостами транспортного средства.

Целью изобретения является обеспечение широкого внешнего кинематического диапазона и высокого КПД путем совмещения трансформатора крутящего момента с несимметричным меж осевым дифференциальным механизмом. В корпусе 1 соосно ведущему валу 2 размещены вал 3 водила 4 и первый ведомый вал 5, параллельно им второй ведомый вал 6. Солнечная шестерня 7 установлена на валу 3 с возможностью свободного вращения и кинематически связана через

„„SU„„1335490 A 1 сателлиты 8 с водилом 4, эпициклической шестерней 9, а также жестко соединена с шестерней 10, находящейся в постоянном зацеплении с шестерней 11, имеющей дополнительный внутренний зубчатый венец 12 и установленной с возможностью свободного вращения на удлиненной в ее сторону ступице шестерни 13. Шестерня 13 установлена на валу 6 с возможностью свободного вращения, оснащена дополнительным внешним зубчатым венцом 14 и находится в постоянном зацеплении с шестерней 15, жестко соединенной с водилом 4. На ведущем валу 2 и ведомом валу 5 размещены переключающие муфты 16 и 17, причем муфта 17 вилками 18 и 19 и штоком 20 соединена с блокировочной муфтой 21, которая внешним зубчатым венцом устанавливается во внутреннем зубчатом венце промежуточного диска 22, жестко соединенного с корпусом I. y

Переключающая муфта 23 оснащена внешним и внутренним зубчатыми венцами и установлена с возможностью осевого перемещения на внешнем зубчатом венце подшипниковой опоры 24, жестко соединенной с корпусом 1. 1 ил.

1335490

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях полноприводных транспортных средств для распределения (или трансформации и распределения) мощностного потока между ведущими мостами транспортного средства.

Цель изобретения — обеспечение широкого внешнего кинематического диапазона и высокого КПД раздаточной коробки путем совмещения трансформатора крутящего момента с несимметричным межосевым дифференциальным механизмом.

На чертеже показана кинематическая схема раздаточной коробки.

В корпусе 1 соосно ведущему валу 2 размешены вал 3 водила 4 и первый ведомый вал 5, параллельно им — второй ведомый вал 6. Солнечная шестерня 7 установлена на валу 3 с возможностью свободного вращения и кинематически связана через сателлиты 8 с водилом 4 эпициклической шестерни 9, а также соединена жестко с шестерней 10, находящейся в постоянном зацеплении с шестерней l l, имеющей дополнительный внутренний зубчатый венец 12 и установленной с возможностью свободного вращения на удлиненной в ее сторону ступице шестерни 13. Шестерня 13 установлена на валу 6 с возможностью свободного вращения, оснашена дополнительным внешним зубчатым венцом 14 и находится в постоянном зацеплении с шестерней 15, жестко соединенной с водилом 4. На ведущем валу 2 и ведомом валу 5 размещены переключающие муфты 16 и 17 соответственно, причем муфта 17 вилками 18 и 19 и штоком 20 соединена с блокировочной муфтой 21, которая внешним зубчатым венцом устанавливается во внутреннем зубчатом венце промежуточного диска 22, жестко соединенного с корпусом 1. Переклк)чаюгцая муфта 23 оснащена внешним и внутренним зубчатыми венцами и установлена с возможностью осевого перемещения на внешнем зубчатом венце подшипниковой опоры 24, жестко соединенной с корпусом 1.

Работа раздаточной коробки.

На чертеже показано исходное положение переключающих муфт 16, 17 и 23 и блокировочной муфты 21, что соответствует нейтральной передаче. Вращение от ведущего вала 2 через переключающую муфту 16 передается на вал 3 и водило 4. Сателлиты 8, встречая сопротивление эпициклической шестерни 9, кинематически связанной с ведуШими колесами или с дополнительно включенным тормозным механизмом стояночной тормозной системы, обкатываются по ее (шестерни 9) зубьям и вращают солнечную шестерню 7 и вместе с ней шестерни 10 и 11 вхолостую. В этом случае возможен отбор потока мощности от шестерни 11 на привод механизмов дополнительного обору5

3S

55 дования (не показаны) при неподвижном состоянии транспортного средства.

Прямая передача. Частичное перемегцение переключающей муфты 16 вправо обеспечивает соединение ведущего вала 2 одновременно с валом 3 водила 4 и солнечной шестерней 7 — блокировка дифференциального механизма. Крутящий момент от ведушего вала 2 передается через переключающую муфту 16 одновременно на вал 3, водило 4 и солнечную шестерню 7 и далее через сателлиты 8, которые в этом случае не имеют возможности проворачиваться вокруг своих осей, на эпициклическую шестерню 9, переключаюшую муфту 17, первый ведомый вал 5 — прямая передача потока мощности к первому ведомому валу 5 (передача крутягцего момента к ведущим колесам мостов только задней тележки).

Во время движения по скользкой дороге дополнительно переключающей муфтой 23 соединяется шестерня 11 со вторым ведомым валом 6. Крутяший момент передается к первому ведомому валу 5, так как было описано выше, а к второму ведомому валу 6 — от солнечной шестерни 7 через жестко соединенную с ней шестерню 10, шестерню 11 и переключающую муфту 23 — прямая передача потока мощности к первому и второму ведомым валам, причем крутяший момент распределяется между ними пропорционально весу, приходящемуся на ведущие мосты, приводимые от этих валов.

Переключающие муфты 16 и 17 и блокировочная муфта 21 находятся в исходном положении. Шестерня 11 соединена переключающей муфтой 23 со вторым ведомым валом б — прямая передача с дифференциальным распределением потока мощности между обоими ведомыми валами. Врашение подводится от ведущего вала 2 через переключающую муфту !6 к валу 3, водилу 4 и передается через сателлиты 8 солнечной 7 и эпициклической 9 шестерням, далее от солнечной шестерни 7 через шестерни 10 и 11 и переключающую муфту 23 к второму ведомому валу 6, а от эпициклической шестерни 9 через переключаюшую муфту 17— к первому. ведомому валу 5. При этом крутягций момент распределяется между первым

5 и вторым б ведомыми валами в зависимости от внутреннего передаточного числа дифференциального механизма.

Повышающая передача. Переключающие муфты 16 и 17 и блокировочная муфта 21 находятся в исходном положении. Частичным перемещением переключающей муфты 23 вправо обеспечивается блокировка солнечной шестерни 7 через шестерни 10 и 11 и подшипниковую опору 24 на корпус 1.

Вращение от ведущего вала 2 подводится через переключающую муфту 16 на вал 3 и водило 4. Водило 4 воздействует на сателлиты 8, которые обкатываются по зубьям за1335490

Составитель С. Белоусько

Редактор Г. Волкова Техред И. Верес Корректор Е. Рошко

Заказ 3794!18 Тираж 598 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР 10 делам изобретений и открытий г 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб.. д 4 5

Производственно-полиграфическое предприятие. г. Ужгоро .. ул. г1роектная, 4

3 торможенной солнечной шестерни 7, придают ускоренное вращение эпициклической шестерне 9 и далее через переключающую муфту 17 первому ведомому валу 5.

Понижающая передача. Переключающие муфты 16 и 23 занимают крайнее правое положение и обеспечивают жесткую связь ведущего вала 2 с солнечной шестерней 7 и второго ведомого вала 6 с шестерней 13 соответственно. Перемещением штока 20 с вилками 18 и 19 вправо достигается жесткое соединение вала 3 со вторым ведомым валом 5 переключающей муфтой 17, а также блокировка эпициклической шестерни 9 через блокировочную муфту 21 и промежуточный диск 22 на корпус 1. Вра- 15 щение от ведущего вала 2 подводится через переключающую муфту 16 к солнечной шестерне 7 и сателлитам 8, которые, обкатываясь по зубьям заторможенной эпициклической шестерни 9, придают замедленное вращение водилу 4 и далее через жестко соединенный с ним вал 3, переключающую муфту 17 первому ведомому валу 5. Такое же замедленное вращение от водила 4 передается через жестко прикрепленную к нему шестерню 15, шестерню 13 и переключаю- 25 щую муфту 23 второму ведомому валу 6.

Для подвода потока мощности только к второму ведомому валу 6 достаточно переключающей муфтой 23 соединить его с шестерней 13, при этом переключающие 16 и 17 и блокировочная 21 муфты должны находиться в исходном положении. В этом случае весь (основной) поток мощности от BEдущего вала 2 проходит через переключающую муфту 16, вал 3, водило 4, шестерни

15 и 13, переключающую муфту 23 и подводится к второму ведомому валу 6, а солнечная 7 и эпициклическая 9 шестерни вращаются вхолостую.

Конструкция раздаточной коробки позволяет осуществить передачу крутящего мо- 40 мента только на второй ведомый вал 6 и другим путем, т.е. от ведущего вала 2 «ерез переключающую муфту 16, солнечную шестерню 7, шестерни 10 и 11 и переключающую муфту 23.

Формула изобретения

Раздаточная коробка транспортного средства, содержащая в корпусе ведущий и ведомые валы, трансформатор крутящего момента и несимметричный межосевой дифференциальный механизм, размещенный соосно с ведущим и первым ведомым валами, оснащенный муфтой блокировки водила и солнечной шестерни, соединенной жестко с шестерней, зубья которой введены в постоянное зацепление с зубьями другой шестерни, установленной на втором ведомом валу с воможностью свободного вращения. отличаюигаяся тем, что, с целью обеспечения широкого внешнего кинематического диапазона и высокого КПД раздаточной коробки путем совмещения трансформатора крутящего момента с несимметричным межосевым дифференциальным механизмом, солнечная и эпициклическая шестерни и водило последнего установлены с возможностью свободного вращения одновременно относительно ведущего и первого ведомого валов, первый из них снабжен переключающей муфтой для жесткой связи его соответственно с валом водила и с солнечной шестерней, а второй — переключающей муфтой для жесткой связи его соответственно с валом водила и эпициклической шестерней, причем упомянутая переключающая муфта посредством двух вилок и штока переключения соединена с блокировочной муфтой, установленной внешним зубчатым венцом в промежуточном диске, выполненным с дополнительным внутренним зубчатым венцом и жестко закрепленном на задней стенке корпуса, имеющего на передней стенке жестко прикрепленную подшипниковую опору, причем последняя снабжена внешним зубчатым венцом, на котором размещена переключающая муфта, а на втором ведомом валу установлена с возможностью свободного вращения шестерня, имеющая удлиненную в одну сторону и заканчивающуюся дополнительным внешним зубчатым венцом ступицу, при этом на удлиненной части упомянутой ступицы установлена с возможностью свободного вращения шестерня, оснащенная дополнительным внутренним зубчатым венцом.

Раздаточная коробка транспортного средства Раздаточная коробка транспортного средства Раздаточная коробка транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области автомобилестроения и может быть использовано в спортивных полноприводных легковьк автомобилях

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к унифицированным трансмиссиям

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано при новом конструировании и при модернизации коробок передач с передним делителем с высшей прямой передачей для увеличения количества передач без увеличения количества шестерен и размеров агрегата

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве коробки передач в трансмиссиях тракторов сельскохозяйственного назначения, автомобилей и других машин, где требуется льшой диапазон передаточных отношений при движении как передним, так и задним ходом

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в конструкции транспортных средств, преимушественно гусеничных сельскохозяйственных тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к конструкциям шестиступенчатых коробок передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач автомобилей

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх